Опыт двухсторонней интеграции связки «магазин на Joomla + CRM Битрикс24»

По совету знакомых веб-студий решился-таки написать о кейсе, который ещё не закончился, но близок к своему завершению.

Небольшое введение

Ко мне обратилась компания, занимающаяся продажей систем связи, видеонаблюдения, систем контроля и управления доступа, а также проектированием и монтажом систем на основе поставляемого оборудования. Имеет представительства в 11 городах России. Компания планирует расти, развивать не только продажи, но и сопутствующие услуги по проектированию, монтажу и сопровождению систем на основе поставляемого оборудования.

Имеем 2 самописных сайта старше 15 лет. Один - собственно сайт компании, другой - интернет-магазин оборудования. Функционал и наполнение во многом пересекаются. С точки зрения маркетинга, СЕО, технической стороны сайтов за это время не делалось почти ничего, кроме небольших экспериментов с рекламой на поиске.

Спектр задач обширен:

  • перенос существующего магазина с самописного на современный движок и дизайн с минимальными потерями
  • Множество нового функционала, включая личный кабинет покупателя
  • Плавное внедрение Битрикс24 в отдел продаж
  • Двухсторонняя интеграция магазина с CRM Битрикс24
  • Сбор семантики и настройка аналитики.

У компании был период метаний в из стороны в сторону, проб и ошибок, поиска наиболее адекватного для себя решения по соотношению цена/качество.

Сергей Толкачев
Сергей Толкачев

Выбор CMS

К выбору компания подошла основательно. Первым верным решением было выделить под пулл задач, связанных с сайтом выделить отдельного человека. и снять с него всю остальную нагрузку. Практически inhouse digital-директор.

Среди требований к движку сайта были:

  • либо открытый исходный код и популярный движок (Joomla, Wordpress, Opencart...)
  • либо закрытый, но очень популярный (битрикс).

Под "закрытым исходным кодом" здесь имеется в виду "платная CMS".

Популярность движка важна для того, чтобы в случае смены команды разработки не требовалось много времени на вхождение в проект и изучение кода. В случае открытых движков не допускалось внесение изменений в базовый код. Все дополнения и изменения функциональности должны были быть вынесены в отдельные блоки кода, читабельны, не допускалась обфускация, должны быть понятно прокомментированы и написаны с соблюдением стиля оформления кода, который принят для данного языка.

Процесс выбора движка длился довольно долго. Сначала думал адаптировать идущий ниже текст для статьи, но потом решил оставить в виде живой цитаты.

У нас в конторе установлена 1С. Мы её постоянно допиливаем. Найти нормального программиста на 1С - сложная задача. Мы полтора года искали, пока по знакомству не нашёлся один, с кем продолжаем работать и сейчас. Много желающих. Толку мало. Никто не хочет делать нормально. Либо не умеет. Но пяткой в грудь себя бьют. Элементарные задачи не могут решить. За очень немалые деньги. 2-2.5к в час.
Мы подумали, что с 1С Битрикс будет тоже самое. Очень перегретый рынок. Ценник высокий, предложений много. Мы отправили ТЗ в пару компаний. Оценить конечную стоимость разработки никто не смог. Кто миллион за сайт. Кто 700к только за шаблон. Никакой конкретики. Общается менеджер. Который только воду льёт. И т.д. к тому же, по отзывам, общего у 1С и Битрикс только хозяин. Совместимость и интеграция из коробки - миф. На том же уровне обмена csv, что у нас сейчас. Условно, конечно. Но нет функционала. Платная, к тому же. Это не страшно. Всё-таки бизнес делать собрались. Но есть же и открытые проекты. Что не будет бесплатно, мы понимали сразу. Модули и прочее покупать придётся. Но и в Битриксе их тоже надо покупать.
Вордпрес я хоть и написал в ТЗ, но не рассматривал. Ситуация похожа на Битрикс. Очень всё перегрето.
Опенкарт не такой распространённый, как джумла, и узко заточенный под магазины. Как мне показалось. Но я его тоже написал, на всякий случай.
Мы честно пытались получить КП на Битрикс. Не получилось.
На Джумла откликнулись 8 разработчиков. Все дали примерную стоимость и срок реализации. Я был склонен, больше всего, к Виталию сначала. Но потом поставил на комп ВМ (Virtuemart, компонент интернет-магазина для Joomla - прим.автора). Поставил ЖШ (JoomShopping, компонент интернет-магазина для Joomla - прим.автора). Прочитал ваши советы новичкам на телеграм-канале. И понял, что ЖШ. Все, кроме тебя и ещё одного товарища, были не из России и заключить с ними договор на представлялось возможным

Inhouse digital-директор клиента

В качестве базы была выбрана CMS Joomla. Для интернет-магазина - компонент JoomShopping. Есть примеры магазинов на Joomla с более чем 30млн товаров и сайтов-новостников с посещаемостью 400к уникальных посетителей в сутки. Однако, как видно из цитаты решающим аргументом стала прозрачность и конкретика в ценах и сроках.

Выбор CRM

В качестве CRM выбрана Битрикс24. У неё достаточный функционал для того, чтобы начать поднимать уровень отдела продаж, построения базовой сквозной аналитики, немало успешных кейсов внедрения. Также важным фактором, склонившим в сторону Битрикс24 стало наличие бесплатного решения для интеграции интернет-магазина на Joomla JoomShopping и CRM.

Двухсторонняя интеграция Joomla и Битрикс24

На практике задача интеграции CRM Битрикс 24 с сайтом сводится к тому, чтобы в CRM поступали данные со всех форм обратной связи в виде лидов, а заказы из интернет магазина - в виде сделок. Однако, у клиента было обязательное требование двухсторонней интеграции.

Односторонняя интеграция предполагает, что интернет-магазин создает в СРМ лиды и сделки. Дальше работу с клиентом ведет менеджер по продажам из СРМ. Для сайта, у которого нет личного кабинета пользователя это не критично. Даже магазин самой 1С-Битрикс не получает данные из СРМ.

Скриншот справки Битрикс24 Сергей Толкачев
Скриншот справки Битрикс24 Сергей Толкачев

Двухсторонняя интеграция предполагает передачу данных из СРМ в интернет-магазин. Если в СРМ выстроена воронка продаж, отработаны процессы отдела продаж, то клиенты получают постоянное внимание со стороны своих менеджеров. Это напрямую влияет на LTV - Life Time Value - то, сколько ваш клиент в итоге принесет вам денег. Одним из способов взаимодействия с клиентом является и личный кабинет на сайте, где можно посмотреть всю историю заказа в любой момент, без лишних переписок и звонков.

По заказу клиента мною было доработано решение по интеграции магазина на Joomla JoomShopping для поддержки двухсторонней интеграции. Техническая настройка интеграции занимает 10 минут.

Демо-видео интеграции

Для каждого статуса лида или стадии сделки в Битрикс 24 можно создать или настроить соответствие и свой текст комментария. При смене стадии сделки клиент в личном кабинете на сайте получает обновленную историю заказа и уведомления на e-mail.

Вместо заключения

СРМ - довольно сложный инструмент, который не является панацеей и не всем сразу "заходит". К нему нужно привыкнуть, понять как его использовать. Данная статья преследовала цель познакомить читателей с существующими ныне инструментами по интеграции интернет-магазина с Битрикс24, которые позволят автоматизировать и упростить коммуникацию с клиентом. Ну, и поделится своим опытом.

1818
36 комментариев

Ходят легенды, что существует стабильно работающая двусторонняя интеграция Битрикс 24 хоть с чем-то. Правда ее никто не видел, но все же...

6
Ответить

Сие творение работает :-) но я бы вообще задался вопросом в стабильности работы самого битрикс 24.

2
Ответить

Во-многом это связано с тем, что в API Битрикс24 могут что-то изменить, а в документации не обновить информацию. В официально документации встречались примеры устаревшего кода, а порой даже и неработающие примеры. 

Ответить

Магазин на Joomla? Вы вообще в порядке???

5
Ответить

Вполне.

3
Ответить

А на чем должен быть магазин по вашему мнению? :-)

Ответить

В последнее время приходится довольно часто иметь дело с битрикс24, и подумывалось, что неплохо было бы и для Joomla такой функционал разработать. Вариант интеграции с уже готовым продуктом как-то не приходил в голову. Поэтому, когда увидела впервые эту интеграцию - была приятно удивлена и обрадована. 
Конечно, функционал довольно мощный, не каждому магазину такое требуется. Но наличие его, на мой взгляд, выводит магазины на CMS Joomla на совершенно новый уровень. Очень приятный level up. 
Надеюсь, приживется.

И огромное спасибо Сергею от всего сообщества Joomla за качественную и своевременную работу. Серёж, продолжай в том же духе))

4
Ответить