Опыт двухсторонней интеграции связки «магазин на Joomla + CRM Битрикс24»
По совету знакомых веб-студий решился-таки написать о кейсе, который ещё не закончился, но близок к своему завершению.
Небольшое введение
Ко мне обратилась компания, занимающаяся продажей систем связи, видеонаблюдения, систем контроля и управления доступа, а также проектированием и монтажом систем на основе поставляемого оборудования. Имеет представительства в 11 городах России. Компания планирует расти, развивать не только продажи, но и сопутствующие услуги по проектированию, монтажу и сопровождению систем на основе поставляемого оборудования.
Имеем 2 самописных сайта старше 15 лет. Один - собственно сайт компании, другой - интернет-магазин оборудования. Функционал и наполнение во многом пересекаются. С точки зрения маркетинга, СЕО, технической стороны сайтов за это время не делалось почти ничего, кроме небольших экспериментов с рекламой на поиске.
Спектр задач обширен:
- перенос существующего магазина с самописного на современный движок и дизайн с минимальными потерями
- Множество нового функционала, включая личный кабинет покупателя
- Плавное внедрение Битрикс24 в отдел продаж
- Двухсторонняя интеграция магазина с CRM Битрикс24
- Сбор семантики и настройка аналитики.
У компании был период метаний в из стороны в сторону, проб и ошибок, поиска наиболее адекватного для себя решения по соотношению цена/качество.
Выбор CMS
К выбору компания подошла основательно. Первым верным решением было выделить под пулл задач, связанных с сайтом выделить отдельного человека. и снять с него всю остальную нагрузку. Практически inhouse digital-директор.
Среди требований к движку сайта были:
- либо открытый исходный код и популярный движок (Joomla, Wordpress, Opencart...)
- либо закрытый, но очень популярный (битрикс).
Под "закрытым исходным кодом" здесь имеется в виду "платная CMS".
Популярность движка важна для того, чтобы в случае смены команды разработки не требовалось много времени на вхождение в проект и изучение кода. В случае открытых движков не допускалось внесение изменений в базовый код. Все дополнения и изменения функциональности должны были быть вынесены в отдельные блоки кода, читабельны, не допускалась обфускация, должны быть понятно прокомментированы и написаны с соблюдением стиля оформления кода, который принят для данного языка.
Процесс выбора движка длился довольно долго. Сначала думал адаптировать идущий ниже текст для статьи, но потом решил оставить в виде живой цитаты.
В качестве базы была выбрана CMS Joomla. Для интернет-магазина - компонент JoomShopping. Есть примеры магазинов на Joomla с более чем 30млн товаров и сайтов-новостников с посещаемостью 400к уникальных посетителей в сутки. Однако, как видно из цитаты решающим аргументом стала прозрачность и конкретика в ценах и сроках.
Выбор CRM
В качестве CRM выбрана Битрикс24. У неё достаточный функционал для того, чтобы начать поднимать уровень отдела продаж, построения базовой сквозной аналитики, немало успешных кейсов внедрения. Также важным фактором, склонившим в сторону Битрикс24 стало наличие бесплатного решения для интеграции интернет-магазина на Joomla JoomShopping и CRM.
Двухсторонняя интеграция Joomla и Битрикс24
На практике задача интеграции CRM Битрикс 24 с сайтом сводится к тому, чтобы в CRM поступали данные со всех форм обратной связи в виде лидов, а заказы из интернет магазина - в виде сделок. Однако, у клиента было обязательное требование двухсторонней интеграции.
Односторонняя интеграция предполагает, что интернет-магазин создает в СРМ лиды и сделки. Дальше работу с клиентом ведет менеджер по продажам из СРМ. Для сайта, у которого нет личного кабинета пользователя это не критично. Даже магазин самой 1С-Битрикс не получает данные из СРМ.
Двухсторонняя интеграция предполагает передачу данных из СРМ в интернет-магазин. Если в СРМ выстроена воронка продаж, отработаны процессы отдела продаж, то клиенты получают постоянное внимание со стороны своих менеджеров. Это напрямую влияет на LTV - Life Time Value - то, сколько ваш клиент в итоге принесет вам денег. Одним из способов взаимодействия с клиентом является и личный кабинет на сайте, где можно посмотреть всю историю заказа в любой момент, без лишних переписок и звонков.
По заказу клиента мною было доработано решение по интеграции магазина на Joomla JoomShopping для поддержки двухсторонней интеграции. Техническая настройка интеграции занимает 10 минут.
Для каждого статуса лида или стадии сделки в Битрикс 24 можно создать или настроить соответствие и свой текст комментария. При смене стадии сделки клиент в личном кабинете на сайте получает обновленную историю заказа и уведомления на e-mail.
Вместо заключения
СРМ - довольно сложный инструмент, который не является панацеей и не всем сразу "заходит". К нему нужно привыкнуть, понять как его использовать. Данная статья преследовала цель познакомить читателей с существующими ныне инструментами по интеграции интернет-магазина с Битрикс24, которые позволят автоматизировать и упростить коммуникацию с клиентом. Ну, и поделится своим опытом.
Ходят легенды, что существует стабильно работающая двусторонняя интеграция Битрикс 24 хоть с чем-то. Правда ее никто не видел, но все же...
Сие творение работает :-) но я бы вообще задался вопросом в стабильности работы самого битрикс 24.
Во-многом это связано с тем, что в API Битрикс24 могут что-то изменить, а в документации не обновить информацию. В официально документации встречались примеры устаревшего кода, а порой даже и неработающие примеры.
Да там тонны legacy говнокода, дублирующего самого себя и работающего через 3 жопы сразу.
Возможно, в код не лазил. Речь о Битрикс 24 и документации. Сам пользуюсь б24 и для своих нужд и у клиентов. В целом функционал нравится.
Это как отзывы на Али Экспресс:
Товар полное говно, выглядит не так, как в описании, сломался на второй день. Но продавец отправил быстро, поэтому рекомендую 5/5 😆
Да, похоже 😂
Магазин на Joomla? Вы вообще в порядке???
Вполне.
А на чем должен быть магазин по вашему мнению? :-)
На любом другом ориентированном на этом решении, благо на рынке есть множество вариантов.
Но точно не на связке движка и плагина, потому что изначально платформа заточена на информационные проекты.
Конечно, если вы не планируете развивать проект и вас устраивает текущий трафик и вы не планируете инвестировать в его продвижение - хоть на woocommerce на шаблоне запилите.
Просто потом такие клиенты обращаются к нам с целью продвижения с такими «решениями» и кроме как все переделать заново выходов не много. Ну или костылить.
В последнее время приходится довольно часто иметь дело с битрикс24, и подумывалось, что неплохо было бы и для Joomla такой функционал разработать. Вариант интеграции с уже готовым продуктом как-то не приходил в голову. Поэтому, когда увидела впервые эту интеграцию - была приятно удивлена и обрадована.
Конечно, функционал довольно мощный, не каждому магазину такое требуется. Но наличие его, на мой взгляд, выводит магазины на CMS Joomla на совершенно новый уровень. Очень приятный level up.
Надеюсь, приживется.
И огромное спасибо Сергею от всего сообщества Joomla за качественную и своевременную работу. Серёж, продолжай в том же духе))
Спасибо
Гы, я о Joomla с 2012-го года не слышал. Оно еще живо? :))
Живо, развивается потихоньку. Не так быстро, как хотелось бы, но развивается. Joomla 4.0 RC3 уже, REST API в коробке. На Хабре недавно дайджест был.
10-летний опыт веб-разработки, а также оптимизации и развития сайтов практически на всём, подсказывает, что Virtuemart для интернет-магазина можно смело рекомендовать. Врагам.
Согласен, с ним сложнее из-за подходов команды разработчиков. Тем на менее в последних версиях упрощено создание шаблонов и сделать то, что тебе нужно проще, чем раньше. У них команда ориентирована на западный рынок, который гораздо менее придирчив, насколько я понимаю, как к дизайну, так и к функционалу. Русскоязычный клиент более требователен, в чем-то более избалован что-ли... В команде джумшоппинга точно есть украинские разработчики, может и русские, поэтому он больше заходит, чем виртумарт.
Интересное решение. Можно ли интегрировать Radical Form и этот плагин?
А там судя по описанию есть интеграция.
прекрасно. тогда можно использовать формы обратной связи и заказа обратного звонка и передавать эти данные в CRM. надо попробовать.
Да, можно.
Интересна постановка задания - выбрать движок чтобы его потом было легче поддерживать, но проблема связки джумлы и кучи всего , что вы потом допишите в неё в том, что программистов, способных во всем этом разобраться в разы меньше чем тех же программистов способных писать на голом ларавеле/ симфони + фронт
Человек, знающий MVC вполне разберётся. Речь не шла о каком-то нестандартном функционале для магазина, при котором требовалось бы писать абсолютно все с нуля. У клиентов уже был опыт с ларавелем и почему-то они решили от него отказаться. Джумла обладает многими чертами PHP-фреймворка, написана по стандартам PSR и является проектом-участником PHP-FIG.
Описанная связка в русскоязычном Joomla-сообществе вполне популярна. Возможно, были ещё какие-то причины. Факт остаётся фактом: обратились за функционалом, который я описал. В разрезе двухсторонней интеграции с срм он был выполнен.
Статья про «ноу-хау» магазин на связке CMS + Plugin от начинающего разработчика.
Я:
Статья об опыте и решении, которое может пригодится другим. Используете другие инструменты - Ваше право.
Если под «решением» подразумевается подход ампутации пальца при занозе, то такое даже в слух произносить не стоит, не то что советовать.
Значит Вы - не целевая аудитория данной статьи. Зачем вообще тогда писать здесь что-либо? Воспринимается как неаргументированный хейт.
А кто целевая аудитория? Менее компетентные люди? Начинающие специалисты, которые по вашему совету начнут плодить подобные решения?
Или клиенты, которые доверятся таким специалистам?
В обоих случаях в перспективе проект обречен на переработку.
Неаргументированный? Давайте подискутируем. Аргумента, что данная CMS разработана не под коммерцию, не достаточно?
Я думал, эпоха холиваров закончилась лет этак 8 назад. Вордпресс тоже блоговый движок, без нормального API, однако это никому не мешает лепить на нём магазины. У каждого решения своя ниша. Joomla не CMS, а по сути фреймворк с предустановленными компонентами, которые являются образцом, демонстрирующим подход к разработке.
Дык именно подход CMS, не ориентированной под коммерцию + плагин расширения функционала до магазина и осуждается в моем комментарии 🤷🏻♂️
А что значит "ориентированная на коммерцию"? Таблицы в базе данных хранятся по другому? Или PHP на сервере другой? Скорее всего нет. Просто предполагается, что из коробки учитывается больше факторов, зачастую нетипичных. Никто не мешает написать своё кастомное решение так, как это нужно, свой компонент. И чем этот подход будет отличаться от "ориентированного на коммерцию"? Joomla не cms, для которой можно накупить плагинов и модулей по 300 рублей и сляпать проект.
Сейчас вряд ли вся работа ведётся только на сайте. Сайт стал просто витриной, источником продаж. Продажники работают в CRM, учет ведётся в 1С или еще где-то. + всякие маркетплейсы. Поэтому модульная архетиктура нужна. Чем не угодил подход "движок + плагины"?
https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/sproduction.integration/
работает офигительно, делает все ровно то, что написано в статье, настраивается за 15 минут.
Я вначале прочитал - интеграция с 1С...
Кстати актуальная статья, особенно в контексте того, что уже вышла Joomla 4.0 RC - сообщество активно развивается
Спасибо, давненько приметил этот плагин, как будет время обязательно попробую у себя.
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором