«Аннотировать весь мир»: история сайта Genius, который привлёк миллионы долларов на объяснении текстов песен

Одним из инвесторов был фонд Andressen Horowitz. Сам Бен Хоровиц так любил хип-хоп, что использовал строчки песен рэперов в эпиграфах в блоге об управлении.

Сооснователи Genius Илан Зечори и Том Леман <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.wired.co.uk%2Farticle%2Fgenius-annotate&postId=269906" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Wired</a>
Сооснователи Genius Илан Зечори и Том Леман Wired

В 2009 году программист Том Леман поспорил со знакомым о рифмах рэпера Cam’ron. После этого ему пришла идея создать платформу, на которой пользователи будут расшифровывать смыслы текстов песен.

Вместе с друзьями — менеджером проектов в Google Иланом Зечори и студентом юридического факультета Стэнфорда Махбодом Могхадамом — они запустили на свои деньги сайт Rap Exegesis. На платформе пользователи публиковали тексты хип-хоп исполнителей и добавляли к ним пояснения и контекст.

Сервисы с текстами песен уже были, но на большинстве из них много неточностей и навязчивой рекламы, а пользовательский опыт «ужасен», отмечал Могхадам.

Лидером этого рынка тогда был сайт MetroLyrics с 13,5 млн посещений в месяц и выручкой в $10 млн в год. Основатели Rap Exegesis считали, что у проекта есть потенциал для роста, так как 2% всех поисковых запросов в Google приходится на тексты песен.

Спустя полгода после запуска основатели сменили название сервиса на Rap Genius. Так они хотели упростить написание и избавиться от слова «изнасилование» (RapE) в URL. В тот же время Леман, Зечори и Могхадам оставили основную работу и сосредоточились на стартапе.

В 2011 году они подали заявку в Y Combinator и получили $1,8 млн инвестиций, которые потратили на переезд в офис в Вильямсбурге, производство мерча и расширение компании.

Rap Genius 2011 года <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftechcrunch.com%2F2011%2F11%2F04%2Frap-genius-rock-poetry%2F&postId=269906" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">TechCrunch</a>
Rap Genius 2011 года TechCrunch

К тому времени в сервисе запустили верифицированные аккаунты, чтобы авторы могли сами дать официальные объяснения своим работам. Компания расширила темы сайта, добавила интерпретации стихов, юридических документов, песен других жанров и религиозных текстов. На сайте можно найти объяснения к «Евгению Онегину» Александра Пушкина или Библии.

Также пользователи заполняли сайт в реальном времени — например, в 2012 году загрузили и аннотировали обращение Барака Обамы «О положении дел в стране», как только оно было закончено.

К началу 2011 года сайт посещало более 1 млн уникальных пользователей в месяц. Проект заинтересовал менеджеров «одного из лучших хип-хоп-исполнителей всех времён» Nas. В начале 2012 года он стал советником компании.

В рамках сотрудничества Nas опубликовал на сайте текст нового сингла The Don за день до выхода песни и помог с интерпретациями своих стихов. Рэпер привлекал на Rap Genius и других исполнителей: к сервису присоединились RZA и A$AP Rocky и прочие.

На вопрос о финансовых условиях сотрудничества с рэпером основатели ответили: «Это всё любовь».

Основатели также хотели сделать верифицированные аккаунты для Дрейка, Канье Уэста и Барака Обамы. К тому моменту на сайте было 100 тысяч зарегистрированных авторов, а также около 450 волонтёров-редакторов.

В 2012 году фонд Andreessen Horowitz инвестировал в платформу $15 млн.

$15 млн за сайт, о котором никто не слышал. Казалось, что это кучка клоунов.

Основатели признают, что получить инвестиции от Andreessen Horowitz помогли несколько совпадений.

  • Бен Хоровиц был поклонником хип-хопа и даже использовал строки из треков рэперов в эпиграфах в блоге об управлении. Инвестор входил в десятку лучших пользователей Rap Genius и получал высокие баллы — на платформе они называются IQ и начисляются лучшим авторам.
  • Марк Андрессен, его партнёр, создал первый распространённый браузер с графическим интерфейсом Mosaic и планировал добавить в него функцию «групповых аннотаций», похожую на пояснения в Rap Genius. Он так и не реализовал свои планы, но увидел потенциал в новом сервисе.

Отставка «безумного» Могхадама

К концу декабря 2013 года сайт ежедневно посещали 1,5 млн человек. Однако у проекта была «подростковая» репутация. VentureBeat называл основателей «реальным Жаном-Ральфио» из сериала «Парки и зоны отдыха». Они слушали рэп, общались с хип-хоп исполнителями и разговаривали на соответствующем жаргоне.

При этом все трое — эрудиты, отмечает Intelligencer. «Они не братаны, а ботаники, которые считают себя крутыми», — рассказал изданию один из сотрудников компании, знакомый с основателями со времён колледжа.

Пока Леман писал код сайта, а Зечори разрабатывал бизнес-стратегию, Могхадам создавал сообщество. Он участвовал в обсуждениях с пользователями и создавал репутацию сайта на публике, устраивая скандалы.

Например, однажды Марк Цукерберг возмутился из-за своей фотографии с ужина в доме Хоровица, опубликованной Могхадамом в Instagram. Цукерберг «никогда не выходит из дома, потому что боится, что люди будут его фотографировать», объяснял сооснователь Rap Genius. В итоге Могхадам удалил фотографию, отправил письмо с извинениями, а потом заявил в интервью: «Zuck can suck my dick».

Nas, Бен Хоровиц и Марк Цукерберг. Фотография, из-за которой возмутился основатель Facebook <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.businessinsider.com%2Frap-genius-doesnt-like-zuck-2013-2&postId=269906" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Business Insider</a>
Nas, Бен Хоровиц и Марк Цукерберг. Фотография, из-за которой возмутился основатель Facebook Business Insider

Две недели спустя в официальном Twitter-аккаунте Rap Genius Могхадам написал: «Warren Buffett can suck my dick». Кроме того, он публично заявлял, что основатели создали сайт в обнажённом виде под наркотиками.

В середине 2014 года Могхадам сообщил сооснователям, что журналист из Gawker нашёл его аннотации к манифесту убийцы Эллиота Роджера, расстрелявшего шесть человек и ранившего ещё 13. Среди комментариев были, например, такие: «По моему мнению, его сестра — горячая штучка».

После этого Могхадам ушёл в отставку. Поведение сооснователя было рекламой для сайта, но для компании с серьёзными амбициями он стал обузой. Позднее Могхадам винил в своём поведении опухоль мозга, которую ему удалили в 2014 году.

«Серьёзная» компания

Зечори и Леман немного более сдержанны, чем их бывший соучредитель, и без Могхадама они пытаются стать более серьёзными предпринимателями, сохраняя при этом «свободный дух», рассказывало Intelligencer.

В июле 2014 года после ухода «безумного» Могхадама владелец клуба Cleveland Cavaliers Дэн Гилберт «убедился в серьёзности намерений компании» и возглавил финансирование в размере $40 млн. Это финансирование повысило оценку компании до $400 млн.

Тогда основатели сократили название до Genius и сделали пивот: перешли от аннотаций текстов рэп-песен к «аннотированию всего мира».

В 2015 году на сайте было 50 млн аннотаций к миллиону текстов, за большую часть работы отвечала небольшая группа активных пользователей. Кроме того, на сайте есть оригинальный контент — новости из музыкальной индустрии.

При этом большая часть трафика приходится на тексты песен, а рэп остаётся «визитной карточкой» сайта. Другая проблема компании в том, что заставить пользователей стать постоянными авторами сложно.

В 2016 году сайт сообщал о 40 млн посетителей в месяц по всему миру. Однако, по данным comScore, американская аудитория тогда составляла менее 12 млн пользователей — что не очень много по стандартам сервисов, писало Digiday.

В 2018 году компания привлекла ещё $15 млн от фонда Everblue, ориентированного в первую очередь на музыку и киберспорт.

«Благодаря новому раунду финансирования Genius усилит свою работу в области оригинального контента и видео, развития сообщества, офлайн-мероприятий и стратегического партнёрства со стриминговыми сервисами и новыми платформами», — объяснял представитель компании.

«Интернет-талмуд»

Создать сервис для аннотаций было мечтой Кремниевой долины с момента изобретения первого браузера, писало в январе 2015 года Intelligencer. Но «элегантного» решения вроде «Википедии» с краудсорсинговой энциклопедией всё ещё нет.

Конечная цель основателей Genius ещё масштабнее — по плану платформа будет встроена в код каждого сайта, позволяя пользователям делать пометки к любому тексту.

«На воплощение этого плана уйдёт десятилетие или больше», — говорил Хоровиц.

В поисках аналогии, которая могла описать их амбиции, основатели называют свой проект «стеной истории» и «интернет-талмудом». Хоровиц объяснял, что Genius может расшириться и превратить любой важный и сложный текст в нечто понятное, как это сделал талмуд для Торы.

Хоровиц считает важным сделать аннотации к новостям — так пользователи смогут указывать на предвзятость или противоречия в тексте. Для этого основатели компании работали над расширениями для браузеров и JavaScript-плагинами.

К примеру, сейчас сайт предоставляет код для встраивания аннотаций в страницу. У компании есть также расширение для Chrome. Ещё аннотации можно добавить на любом сайте, набрав genius.it/ перед адресом. Статьи, написанные с помощью системы Genius, уже появились на сайтах Washington Post, Farrar, Straus & Giroux и Forbes.

Доход от мерча и YouTube-канала

Выручку компания не раскрывает. По оценке сервиса Owler, этот показатель достигает $2 млн в год. NetWorthSpot даёт примерно ту же оценку — $2,49 млн в год.

Первого директора по выручке платформа наняла в марте 2016 года. Компания «неохотно» продаёт рекламу и брендированные товары, а с 2017 года выпускает собственную коллекцию одежды с коллаборации с рэперами. Кроме того, Genius проводит офлайн-мероприятия с исполнителями, например, выступления артистов и художественные выставки.

Среди других источников дохода сервиса — YouTube-канал с 10,1 млн подписчиков, на котором исполнители дают официальные тексты своих песен и свою интерпретацию. По данным NetWorthSpot, канал ежемесячно набирает более 41 млн просмотров.

Но у платформы есть и другие потенциальные источники дохода — премиум-аккаунты, лицензионные сделки и сотрудничество с брендами, упомянутыми в текстах.

Проблема сервиса в том, что несмотря на планы делать аннотации ко всему контенту, сайтом в основном пользуются для поиска текстов рэперов. Такой трафик не очень высоко ценится рекламодателями, объясняло Digiday.

4444
14 комментариев

"Так они хотели упростить написание и избавиться от слова «изнасилование» (RapE) в URL"

напомнило про therapist.com и expertsexchange.com

12
Ответить

Кто о чем, а Шломо о доменах

1
Ответить

По финансовой стороне дела странно, что не упомянуто ещё партнёрство Genius с Apple Music (предполагаю, что Genius с него что-то получает, хотя и не знаю условий).

По нефинансовому ещё была забавная история, когда Genius поймали Google на копировании их текстов песен, потому что хитро использовали разные апострофы, чтобы из них морзянкой выкладывалось «пойман с поличным».

А по жизни Genius — один из лучших сайтов в мире (при том, что там присутствуют те же проблемы, что и у всех UGC-сайтов). Если открыть там, скажем, тексты Эминема и читать все аннотации, в итоге узнаёшь кучу нового и про песни Эминема, и вообще про весь мир. Без этого сайта половина содержимого англоязычного хип-хопа пролетает мимо русского уха.

12
Ответить

Стоит выделить то, насколько удачно создатели аппелировали к любви жителей США к жанру музыки, который был популярен на тот момент. Начни они, например, с блюза, и дела у них были бы явно хуже.

Ну и явно не последнюю роль сыграли серьезные инвесторы, которых они приобрели на Series A и B. 

2
Ответить

такого кол-ва отсылок, скрытых смыслов как в хип хопе нет ни в одном другом жанре, поэтому в любом случае проекту суждено было выстрелить именно с этим жанром

3
Ответить

Genius и urbandictionary - наше всё!

2
Ответить

Отличная идея!
Кто возьмётся скопировать идею американцев для русского рока?
Три года назад набросал свой анализ песни Бориса Гребенщикова
"Праздник урожая во Дворце Труда".
Не могу найти место, куда выложить свои жуткие выводы
в стиле "мы все умрём".
Стартаперы, ау !

Ответить