ЦБ предложил ограничить допустимое время сбоев в приложениях банков до двух часов Статьи редакции

Если сбой продолжится дольше, банки должны будут отчитаться о проблемах.

  • Ограничение может коснуться приложений и онлайн-сервисов, указано в проекте положения Центробанка.
  • Положение устанавливает требования к операционной надежности банков — способности обеспечить непрерывную работу при сбоях оборудования или отказа системы.
  • Два часа могут быть недоступны сервисы, связанные со вкладами, переводами, открытием и ведением счетов, операциями на финансовом рынке, кассовыми операциями и операциями с идентификацией по биометрии. Если активы банка больше 500 млрд рублей, на восстановление работы и обновление биометрических и персональных данных в Единой системе даётся полчаса.
  • Если сбой продолжается дольше, нужно будет сообщить об этом ЦБ и рассказать о принятых мерах. Также банки должны будут отчитываться о выпуске пресс-релизов, проведении пресс-конференций и размещении сообщений о сбоях.

  • Банки с активами более чем на 500 млрд рублей будут обязаны моделировать сценарии возможных компьютерных атак, проводить плановые тренировки вместе с ЦБ.
  • Положение должно вступить в силу 1 октября 2022 года. Проект положения находится на стадии публичного обсуждения.
0
69 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Крашевич

Крайне вредная инициатива. Затормозит развитие отрасли, приведёт к неэффективному расходованию средств и оверинжинирингу на ровном месте.
У банков и так нет умысла на затягивание решения возникшей аварийной ситуации. По сути, ЦБ предлагает запретить случаться авариям.

Ответить
Развернуть ветку
Ven Nigell

Мой банк имеет тупую привычку каждое воскресенье на всю ночь отключать систему на доработку. При этом во-первых через раз заявленное время увеличивается вдвое, а во-вторых, ночь это только по московскому времени, оказавшись в месте с +7 к москве я оценил все неудобство такого подхода.

Я это к тому, что вообще тут видится не запрет аварий, а запрет таких вот "перерывов на обед" длиной в полдня. Аварии бывают не так часто, и за них и отчитаться можно, а вот плановые отключения нормально работающей системы на 5-6 часов и запретить не вредно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Семен Смирнов

Не вредная, а просто непонятная
В любом банке есть стандартные SLA, и они теряют деньги от простоев. Критический сбой дольше 2 часов - большая редкость, все банки и так стремятся их быстро устранить

Короче для понимания новости нужно понимать как работают банки

Ответить
Развернуть ветку
L A
> нет умысла на затягивание решения
> приведёт к неэффективному расходованию средств

Крайне не согласен.

Думаю, никто реально ничего контролировать нормально не будет, но пока для начала составлять список сбоев (ответственности никакой нет пока, а требования по  регламенту и объёму сбору метрик надёжности — есть).

Мне видится, что цель документа — сбор +- объективных метрик доступности и фактов недоступности, на этом похоже всё. Слова "должны" и  "обязаны" как обычно  будут трактованы весьма вольно.
 
Как необходимость считать доступность и отчитываться о сбоях влияет на "оверинженеринг".
Если банки пытаются в 2к21 ехать на системах, сделанный в девяностых под требования девяностых, то это явно ненормально и нужны однозначные сигналы.
Скорее всего ЦБ так или иначе опубликует эти данные по операционной надёжности  и риск публично обосраться будет действовать лучше любых  "должны"/"обязаны" от ЦБ.

Или вы предлагаете продолжать делать системы, для которых несколько раз падать на 2 часа (в день) — норма ?  продолжать маскировать проблемы с ликвидностью под сбои?
Небольшие банки любят просто отключать систему которая отправляет межбанки/БЭСП так как местечковый банк не хочет взять десяток млн в овернайт на выходные.
Да и большие тоже.
К примеру,  писать мне в ответе на претензию "где мой возврат, вот слип что ваш процессинг его принял" ответ в духе "возврат занял 45 дней в связи с техническими работами в подсистеме возврата средств" — сбер ,
"мы не можем сегодня планово закрыть ваш вклад по сроку действия в связи с техническими работами, попробуйте завтра или идите ногами" — втб, это вообще ненормально. И такое происходит стабильно каждый раз когда втб выпускает однодневные облигации (т.е. ему немного не хватает денег).
Два часа я подождать готов, даже четыре, ну 12, ок. Но не идти в любой офис в Москве, когда я нахожусь в  сочи.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Невероятный Блондин

На самом деле инициатива годная, просто заголовок кликбейтный и не отражает суть из текста.

Он хочет не ограничивать, а обязать отчитываться если прошло более 2-х часов.

Открытость и пресс-релизы это хорошо, и даёт посмотреть на деятельность компании в разрезе.

Пример:
У Билайна (домашний интернет) не часто но периодически бывают перебои в работе, то на пол дня, то на сутки, но они нигде это не публикуют и никому не отчитываются.
И даже не компенсируют пока сам не позвонишь с заявкой на перерасчёт за нерабочее время.

А будь у них (и у всех) обязанность отчитываться и публиковать, они бы куда серьезней стали относиться к своей работе. 

Ещё я мечтаю увидеть ежемесячный пресс релиз депутатов моего района, как они распоряжаются перечисленными нами деньгами «за кап.ремонт и на содержание».

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Королёв

Так формулировка - отчитываться, если больше двух часов. Ну случилась у банка непрогнозируемая авария. Ну починили за 5 часов. Ну отчитались что водоканал порвал оптоволокно и пришлось паять. И все. А если сбер говорит что попробуйте мобильный/вайфай интернет, или другое приложение (у брокера сбер два приложения на данный момент) и не несет никакой ответственности - это совсем другой вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Смолякова

В приложениях Альфабанка сбой уже несколько лет и ничего, все нормально. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Урусов

Какой оверинжиниринг ? Банки обяжут отчитываться о длительных сбоях. Презентацию сложно подготовить ?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kraftwerk

Это уже трактование закона. ЦБ может наложить штраф истолковывая закон как есть, банк может уклониться, но чтобы доказать правоту придется идти в суд.
А вот в суде такие шалости могут не прокатить…

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
VVV

Скорее всего будет не "два часа", а "общей продолжительностью два часа в течение 24 часов" (или типа того)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Похоже на подмену понятий - плановая экономика регулирует объём производства, к этому вроде никто не идет и в мире экономика РФ считается рыночной.
Регулирование качества оказываемых услуг - это как раз прямая обязанность регулирующих органов и она в разных странах в разных отраслях или легче, чем в РФ, или серьезнее. Тут просто разные концепции берут верх - либертарианцы за отсутствие регулирования и «рынок все порешает», а условные социалисты за четкие гарантии, прописанные регламенты и опеку над участниками услуг.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Kraftwerk

Ура-а-а! Может хоть сейчас платежи по картам Альфа-Банка перестанут рушиться в самый неподходящий момент и вставать обратно непойми когда!

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kulbatov

Здесь полезнее начать со страховых компаний, удаленный сервис покупки ОСАГО без пинка не работает (. А вот банки на мой взгляд сегодня- не критично.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Каждый год приходится менять страховую, потому что новый полис ОСАГО оформляется без проблем, а продление существующего предлагает обратиться в офис. Делать мне больше нечего, кроме как по офисам страховых шататься

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Denis Kiselev

Немного напоминает ГОСТ на ямы на дороге

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Селиверстова

планы по смертности и рождаемости

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Roma Kush

Бред.
1) Банк замотивирован в доступности
2) Регулятор замотивирован карать
3) Банк будет отвлекаться всегда на прикрытие своей жопы в следствии пункта два и регулирования доступности.
4) Банк будет вынужден нести доп расходы на связь с общественностью, которая общественности никуда не уперлась

Ещё раз повторюсь, закон бредовый. Я на стороне бизнеса и потребителя. Регулятор здесь сделает хуже, просто ещё один способ запустить руку в карман бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Armen Oveyan

За подписку можно будет уменьшить время сбоя до 30 мин.

Ответить
Развернуть ветку
Vitold S.

Правильно я понимаю, что все эти два часа человек будет находиться в ожидании решения проблемы. Я помню отказ по оплате в кафе (что сидеть два часа ждать).

Ответить
Развернуть ветку
L A

Ну никто не говорит что все будут падать стабильно на 2 часа в день.

В целом это нормальный такой  риск при оплате картами. по крайней мере частые сбои лет 7-10 назад приучили носить с собой мало того что нал(за последний год даже чаще стал нужен) , так ещё и карты альтернативных банков.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Make Luv

Отличная новость.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дарья Смолякова

Я вижу иной смысл:
ЦБ говорит банкам, смотрите, когда будет экономическая клоака в стране, не нужно отрубать приложения сразу и на совсем, за это мы вас накажем, поэтому, шотдауны не более 2 часов на вклады и переводы, чтобы "зимний" рабочие не пошли штурмовать.   

Ответить
Развернуть ветку
Tee Shark

Ближе к истине, но не так мрачно.

Градус растёт, сбой в банке в неподходящий момент может вызвать форменную панику, и не все банки могут внятно объяснить что это было. Поэтому требование это делать, фиксировать, и иметь возможность объясниться.

Какими то особыми каверзами тут не пахнет, многие просто не помнят, как в начале/середине 2000-х газеты чуть Гуту или Альфу не потопили. Тогда из онлайна были только банкоматы, сейчас пугающих индикаторов может быть больше.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Bornovolokov Maxim

Требования к Банкам работать в режиме 365*7*24 с момента наступления обязанности по первому сервису СБП это уже реальность, дальше к банкам начнут применять правила работы клиентских сервисов 365*7*24 . При наличии биометрии, а работа с ней с 01.01.2022 обязательна, клиент в любое время суток будет пробовать получить услугу Банка который находиться к примеру в Москве, а я на Сахалине и нет у Банка права в 21.00 заняться закрытием опердня и включить КОР систему снова под утро. 

Я даже думаю, что как только МИР и СБП встанут уже на ноги полностью и НСПК гарантирует регулятору их надежность при мгновенном отключении МПС .. потому что специальные умные люди могут взять все толмуты правил и договором с МПС, провести по ним юридическую экспертизу и дать срок исправить все нарушения, где их правила нарушают правила принятые в РФ (а сейчас у нас по конституции национальные выше международных) ... если МПС откажутся и попробуют не выполнить их дожмут в плоть до отключения. Это вполне реальный сценарий если у нас продолжаться "добрые" и "дружеские" отношения на мировой арене

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда