Сервис проверки компаний YouControl: как это работает и кому мешают открытые данные?

На YouTube-канале о предпринимательстве «Большая рыба» вышло новое интервью — в гостях Сергей Мильман, СЕО и основатель YouControl, сервиса проверки компаний на основе открытых данных. Разбираемся, кто получает наибольшую выгоду от публикации открытых данных, кому это мешает, почему это важно для каждого и что делать, чтобы открытых данных было как можно больше и в разных сферах.

— Что представляет собой YouControl и как это работает?

YouControl — бизнес, построенный на открытых данных, которые собираются из 180 реестров. Мы собираем информацию и подаем ее потребителю в удобоваримом виде.

Наша задача — превратить разрозненные данные в знания, получая которые человек мог бы сразу сделать вывод: безопасно/небезопасно, выгодно/невыгодно, и какие риски могут возникнуть во время работы.

— Какие данные имеют наибольший вес при составлении экспресс-анализа? На что в первую очередь следует обратить внимание?

Наш экспресс-анализ проверяет более 500 различных сценариев, отталкиваясь от данных и их изменения во времени. Если выделять главные маркеры — то в первую очередь это юридический статус компании, ситуация по судебной практике и налоговый статус. Также важно проверить, не входит ли компания или связанные с ней лица в украинские или международные санкционные списки — при сотрудничестве с такими компаниями вас могут обвинить, например, в финансировании терроризма.

— Бизнес YouControl в цифрах на сегодня?

За прошлый год наш оборот был на уровне 80 миллионов гривен, мы растем со скоростью 40% в год.

Наша модель строится на перекрестном финансировании — часть общества использует систему бесплатно (антикоррупционные организации, вузы, студенты, медиа, журналисты), а вторая часть (бизнес, службы безопасности, юристы, бухгалтера) платит. Есть и месячная подписка, и годовая, и даже можно приобрести доступ на день. Сейчас у нас сейчас около 5000 платных пользователей. В основном, это Украина, но системой пользуются и за ее пределами — например, крупные международные банки.

— За счет чего вы растете?

Рост в 40% у нас обеспечивается за счет роста рынка.

Первая волна визионеров, которые разделили с нами радость использования открытых данных, закончилась еще несколько лет назад. Сейчас основная часть наших клиентов — это консервативные люди, которые постепенно принимают технологии по мере того, как они видят, что эти технологии устоялись в других организациях.

Люди привыкли, что данные закрыты, и располагают ими правоохранительные органы, а если что-то нужно — то кум достанет что надо.

Мы стараемся рассказывать о том, какие данные предоставляем, и как ими можно пользоваться. У нас даже есть онлайн-академия, где мы показываем, как можно воспользоваться нашими данными и примеры, как люди использовали информацию в разных сферах, и что это им дало. Чем больше мы будем этим делиться — тем больше будет успешных расследований и правильных решений. И вот за счет этого рынок и растет.

— Насколько сложно получить «открытые» данные?

Открытые данные — это отличная возможность модернизировать общество и процессы в обществе. Государство может с их помощью повышать свою эффективность и подключать к решению глобальных проблем (избавляться от коррупции, делать эффективные госзакупки и т.д).

Если мы видим, что в неких сферах данные не открываются, несмотря на эту выгодность — значит, существует либо коррупционная схема, либо другой политический интерес заблокировать это.

Пока ты не можешь актуализировать проблему на уровне государства, оперируя данными, — нет диалога и возможности ее решения.

Пример из медицинской сферы: когда начался ковид, ничего не публиковалось, вследствие чего формировалось недоверие к власти (которая то вводила локдаун, то его убирала локдаун). Мы тогда провели успешные переговоры и начали публиковать данные.

Кроме того, были ситуации, когда одна больница могла быть обеспеченной защитными костюмами, на 500 дней, а другая на 1,5. А государству важно регулировать это, потому что иначе эпидемия не решится.

Это пример того, как данные могут создавать условия для коллаборации между обществом, бизнесом и государством.

— Государство открывает данные благодаря — или вопреки?

Осведомленность людей, которые находятся при власти, об открытых данных растет, к сожалению, очень медленно.

Если общество инициирует открытие тех или иных данных — значит, оно в этом заинтересовано и знает, что с ними делать. Если общество пассивно и инертно в раскрытии информации — то тут ничем не поможешь.

— Чем удобен YouControl?

Основное преимущество в том, что если я приду сотрудничать с вашей организацией, то я не буду для вас черным ящиком. Я буду понятным кейсом, который можно изучить и определить, выгодный ли я партнер, или же увидеть в моей деятельности какие-то неприемлемые ситуации.

Потенциальный партнер можем сам собрать информацию, и тогда партнерство будет осознанным. Лет 7-8 назад, когда я пытался находить новых партнеров, деловые встречи предполагали в основном внешний анализ и непонятные риски.

Как потенциальный партнер одет, на чем он приехал, как он говорит и ведет себя — это не те факторы, на основе которых нужно принимать такое решение.

Открытые данные, которые характеризуют твой бекграунд, способ ведения бизнеса — вот это позволяет понять, вам по пути или нет.

— Есть ли угрозы твоему бизнесу?

В начале, когда мы первыми сделали открытый реестр бенефициариев, нам начали угрожать — сначала каждые пару дней, потом раз в неделю, потом реже. И постепенно общество пришло к готовности, что это нормальная практика. Но сейчас все равно минимум раз в месяц адвокаты компаний угрожают нам судебными исками, если мы не уберем информацию из системы.

Но мы привили культуру проверки большому количеству организаций — например, сейчас 95% банков используют YouControl для проверки своих контрагентов.

Начать дискуссию