Как сделать дружелюбный интерфейс для сложного веб-продукта в режиме одного окна

После года обучения команд, общих пресейлов и совместного участия в тендерах мы готовы рассказать о том, какие плюсы заказчику дает работа с альянсом двух компаний: с фокусом на UX-дизайне и на сложной разработке.

Как сделать дружелюбный интерфейс для сложного веб-продукта в режиме одного окна

Привет, Я Олег Громов, основатель IT-продакшна Extyl. Мы создаем и поддерживаем сложные веб-проекты вроде интранет-системы для Hoff, сервиса документооборота для Cибур НХТК или дилерского портала для Yokohama. Год назад мы объединили производственные мощности с UX-студией Everest. Они проектируют интерфейсы веб-сервисов и мобильных приложений для Сбера, РСХБ, МТС, Scania и других крупных брендов.

Зачем мы создали альянс? В первую очередь — чтобы предлагать клиентам комплексную услугу без потери качества. Everest проводит UX-аудит, выявляет глубинные потребности клиента и бизнес-цели, занимается продуктовой аналитикой, архитектурным и сценарным проектированием, UI/UX-дизайном. Мы же в Extyl отвечаем за составление технического задания, системную аналитику, проектирование архитектуры будущего ПО, frontend- и backend-разработку.

Как это происходит на практике — покажем на примере работы над корпоративным сайтом «Мособлгаза».

Контекст и задача

«Мособлгаз» — одна из крупнейших газораспределительных компаний России, которая обслуживает без малого 3 миллиона квартир и домовладений Москвы и области. Кроме подключения газа компания, ремонтирует и устанавливает оборудование, строит котельные и работает с крупными производствами — в общем, решает весь спектр задач, имеющих отношение к газификации.

На сайт «Мособлгаза» ежедневно заходят тысячи жителей Московской области с самыми разными целями: оставить заявку на подключение оборудования, заказать ремонт или выяснить, есть ли задолженность за потребленный газ.

Клиенты компании — люди разных возрастов и разной степени компьютерной грамотности, поэтому очень важно, чтобы интерфейс сайта был интуитивно понятным. Но в процессе развития сервиса появлялись новые функции, разрасталась структура, а навигация становилась многоуровневой и не всегда удобной.

Чтобы найти и исправить «узкие места», сделать интерфейс более дружелюбным, мы начали работу с юзабилити-аудита сайта.

Много разных функций на одном экране затрудняет фокусировку внимания на важном. Пользователю может потребоваться много времени на изучении информации и поиске того, зачем он пришёл на сайт. (Изменения еще не внесены на текущий сайт)
Много разных функций на одном экране затрудняет фокусировку внимания на важном. Пользователю может потребоваться много времени на изучении информации и поиске того, зачем он пришёл на сайт. (Изменения еще не внесены на текущий сайт)

Театр начинается с вешалки, а UX-дизайн — с исследования

Первый этап проектирования интерфейса сложного сервиса, который решает много задач, — расстановка приоритетов. Чем более востребована функция, тем короче должен быть пользовательский путь.

Everest выяснили у маркетологов «Мособлгаза», какие вопросы больше всего волнуют посетителей сайта. Для этого мы собрали все обращения в колл-центр компании, на электронную почту и форму обратной связи, а затем расставили приоритеты исходя из частоты обращений и важности.

Оказалось, что одна из топовых проблем — начисление счета за газ. Люди часто ошибаются, когда вводят показания, и на сайте ищут ответ, как исправить неточности.

Как сделать дружелюбный интерфейс для сложного веб-продукта в режиме одного окна
Как сделать дружелюбный интерфейс для сложного веб-продукта в режиме одного окна

Анализ статистики показал, на какие вопросы сайт должен отвечать максимально быстро — не заставляя пользователя разбираться в хитросплетениях многоуровневого меню.

Самые важные разделы меню появляются только при скроле, меню прыгает.

После этого специалисты Everest перешли к проектированию ключевых сценариев поведения пользователей:

  • Хочу подключить газ.
  • Меня интересуют взаиморасчеты за газ.
  • Хочу установить/заменить счетчик.
  • Хочу узнать актуальные цены и тарифы.
  • Хочу узнать о программе газификации.
  • Хочу узнать, какие решения есть для бизнеса и какие документы нужны.

Проектировщики проходили каждый сценарий и фиксировали, какие возникают сложности по ходу дела.

На экране подключения сразу три акцентные кнопки. Пользователю непонятно, куда надо нажать, чтобы оставить заявку.
На экране подключения сразу три акцентные кнопки. Пользователю непонятно, куда надо нажать, чтобы оставить заявку.

Выводы и рекомендации, которые легли в основу редизайна интерфейса

  • На главную страницу вынести топовые услуги компании, а в шапку сайта сделать удобным маршрутизатором по разделам.
  • Содержание каждой страницы должно соответствовать одной проблеме или задаче. По вебвизору хорошо видно, как люди бесконечно скроллят разделы вверх и вниз, потому что информация в них избыточна.
  • Правильно расставить акценты, чтобы избавить сценарии от непонятных развилок.
  • Избавиться от визуального мусора — например, баннеров, которые скрывают информацию и сбивают пользователя с пути.
  • Переписать тексты более простым и дружелюбным языком — чтобы они были понятны среднестатистическому жителю России, а не только специалисту в области газификации :) Наш опыт говорит о том, что понятные тексты на сайте значительно снижают количество обращений в колл-центр.
Список возможностей (в левой части) выходит за пределы экрана — пользователь не видит сколько их всего. Постоянно нужно фокусироваться на том, куда ведут навигационные стрелки и что показывают. Это увеличивает когнитивную нагрузку.
Список возможностей (в левой части) выходит за пределы экрана — пользователь не видит сколько их всего. Постоянно нужно фокусироваться на том, куда ведут навигационные стрелки и что показывают. Это увеличивает когнитивную нагрузку.

В своих рекомендациях мы опирались на данные из метрики и вебвизора, интервью с сотрудниками, best practice индустрии и здравый смысл — поэтому они не вызвали возражений у клиента. На их основе мы согласовали новую информационную архитектуру сайта.

Интеграции внешних сервисов

Когда пользователь оставляет на сайте заявку на подключение газа, она попадает в базу данных — и здесь за дело беремся мы, разработчики Extyl.

В рамках данного проекта наша команда реализовывала новый раздел сайта «Социальная газификация Подмосковья». Основная идея в том, что газ к участку до забора могут провести бесплатно. Для этого пользователю нужно:

А. выяснить, входит ли его участок в программу,
В. оставить заявку на сайте.

Чтобы клиент мог проверить, доступен ли газ для его участка по социальной программе, мы реализовали на сайте интеграцию с Яндекс.картами. Координаты клика известны по IP, синхронизируются с внутренней системой компании, а пользователь видит на карте ховер с текстом:

Для валидации номеров телефонов пользователей мы реализовали интеграцию с СМС-сервисом. Сервис генерирует и отправляет на указанный номер код, который пользователь указывает в заявке на газификацию.

Чтобы собрать информацию о клиентах в одном месте, мы интегрировались с базой данных «СУТП», где хранятся все данные: источник перехода, заявки, сканы документов. Вся информация доступна на внутреннем портале, во внутренних системах компании и в личных кабинетах клиентов — с соблюдением всех требований безопасности.

Как сделать дружелюбный интерфейс для сложного веб-продукта в режиме одного окна

Кроме запуска нового раздела мы также провели ряд работ по техподдержке, например, доработали формат отчетов, обновили контент и внесли еще несколько небольших, но важных доработок.

Что в итоге

Совместная работа над сайтом «Мособлгаза» стала первым проектом альянса, на котором наши менеджеры потренировали мышцу коллективного управления командами. Специалисты Everest и Extyl работали над разными задачами в рамках своих компетенций и собственных производственных циклов. Но при этом у нас получилось синхронизироваться в плане коммуникаций с клиентом и бесшовно закрыть его потребности в разных экспертизах.

Everest проделал большую аналитическую работу по юзабилити-анализу интерфейсов. Extyl запустили новый раздел сайта, посвященный социальной программе, выполнил несколько интеграций с внешними сервисами и ряд технических доработок.

Немаловажный факт — все задачи, на которыми мы работали, были собраны в одном тендерном задании. Если бы не наш альянс, ни Everest ни Extyl не смогли бы войти в тендер и выиграть его. Это еще раз доказывает, что клиенту удобно получать весь спектр услуг в режиме одного окна. А мы получили новый опыт и мотивацию оттачивать процессы и фреймворки взаимодействия в рамках альянса. Скоро расскажем о новых совместных кейсах, подписывайтесь на нас в Фейсбуке, чтобы не пропустить :)

1616
Начать дискуссию