Электронная почта и незрячие: письмо дойдет по адресу?

Незрячие люди активно пользуются электронной почтой. Это и связь с преподавателями и одногруппниками в случае дистанционного обучения, и решение рабочих вопросов, и регистрация на сайтах интернет-магазинов, на форумах, в социальных сетях. Тестировщики инклюзивного проекта Everland провели проверку, чтобы узнать, насколько основные почты доступны для специальных озвучивающих программ (скринридеров). Эта проверка — продолжение большого исследования доступности онлайн-сервисов для людей со слепотой, об итогах первого этапа которого можно прочесть здесь.

Тестировщики Everland проверили сайты и мобильные приложения почты на крупных доменах:

  • Gmail.com;
  • Mail.ru;
  • «Яндекс.Почта».

Также проверили веб-версии бизнес-почты от «Яндекс» и Mail.ru.

Были рассмотрены основные пользовательские сценарии:

Для бесплатной почты:

  • Узнать информацию на главной странице до авторизации;

  • Зарегистрироваться, авторизироваться, восстановить пароль;

  • Изменить настройки в личном кабинете и почтовом ящике;

  • Создавать и редактировать папки, просматривать сообщения в них;

  • Переместить сообщение в папку, удалить его, ответить или переслать;

  • Просмотреть отдельное сообщение и всей беседы, если сервис поддерживает;

  • Ответить в рамках текущего диалога;

  • Прикрепить файл к письму, добавления получателей в копию, в том числе скрытую, и т.д.

  • Связаться с технической поддержкой.

Для бизнес-почты:

  • Узнать информацию на главной странице и панели управления;
  • Добавить и подтвердить новый, отделенный от других, домен;
  • Переключиться между доменами в панели управления;
  • Добавить новых почтовых ящиков, редактирование существующих и т.д.;
  • Работать с DNS-записями домена;
  • Настроить почту на домене: главный e-mail и прочее;
  • Связаться с технической поддержкой.

Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:

— для программ экранного доступа: NVDA для Windows 10, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;

— с использованием пользовательских агентов: интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: популярные браузеры Firefox и браузеры на движке Chromium (Google Chrome, Microsoft Edge и другие).

Оценочный диапазон — от 1 до 5 баллов, где:

4.6+ - отличная доступность.

4-4.5 - доступность выше среднего.

3.3-3.9 - доступность средняя, фактически требуется улучшение.

2.6-3.2 - доступность хуже среднего.

2.5 и ниже - доступность практически не реализована.

Расскажем подробнее о результатах по каждому почтовому сервису.

Gmail.com

Отличный уровень доступности и браузерной версии почты, и мобильных приложений. Во всех случаях незрячий пользователь может самостоятельно зарегистрироваться или авторизоваться в почте, настроить почтовый ящик под себя, написать письмо, ответить на входящее, прикрепить файл при необходимости, прочесть цепочку сообщений, связаться с техподдержкой. Некоторые сложности могут возникать при отображении картинок в письме в веб-версии, а также проще использовать «облегченный» вид, поскольку в «стандартном» много различных элементов. Из-за этого при работе со скринридером курсор может иногда дергаться и перескакивать не на те поля.

Mail.ru

Средний уровень доступности почтового сервиса через сайт, и хуже среднего — через мобильные приложения. С помощью скринридера можно авторизоваться: проще это сделать с главной страницы сайта, так как на странице входа в почту много неподписанных кликабельных элементов. Незрячему человеку будет непонятно, что это за элементы, нужно ли их выбирать каким-то образом.

При регистрации нового ящика возникают проблемы с выбором даты рождения: поля «День», «Месяц» и «Год» — текстовые. Нужно знать, как перемещаться по ним, чтобы попасть в комбинированный список. Выбранное значение в списке не озвучивается, человек не сможет проверить, верно ли он ввел дату. Также нет возможности прослушать код для подтверждения создания ящика, можно только ввести код с картинки.

В настройках почтового ящика есть неподписанные элементы, например, кнопки «Изменить» и «Удалить». Также существенный минус, по мнению тестировщиков, — это то, что сама ссылка «Настройки» является элементом «по щелчку». С этим не возникло бы проблем, если бы в программе экранного доступа была специальная клавиша для быстрого перехода к подобным элементам, но ее не предусмотрено.

Незрячий пользователь сможет написать письмо, ответить на него, поставив в копию или скрытую копию нескольких получателей, прикрепить файл. Есть и небольшие минусы: много элементов «по щелчку» и неверно подписанные флажки.

В мобильном приложении для Android есть сложности с авторизацией и с восстановлением пароля. В самом почтовом ящике можно настроить папки, прочесть письма, ответить на них, прикрепить необходимые файлы, однако почти все кнопки подписаны на английском языке.

В мобильном приложении для iOS можно авторизоваться или зарегистрироваться, в почтовом ящике можно настроить свой аккаунт и папки, но есть неподписанные кнопки. Человек, пользующийся скринридером, сможет отправить письмо себе, или выбрать из часто используемых адресов, или ввести любой адрес. Также он сможет прикрепить картинку или документ, но все кнопки для этого подписаны на английском. Также в приложении есть кнопка «Написать разработчикам», но она не работает.

Вводная информация по второй части исследования опубликована вот здесь. Также ранее мы писали о доступности сервисов опросов.

«Яндекс.Почта»

Уровень доступности выше среднего для веб-версии почты и мобильного приложения для Android. Мобильное приложение для iOS доступно хуже среднего.

В веб-версии почты пользователь со слепотой может без проблем зарегистрировать почту или авторизоваться в уже существующей, написать письмо или ответить на него, добавить картинку или другой файл к письму.

Есть специальная версия почты для слабовидящих и незрячих, которая полностью доступна, однако в ней урезаны настройки аккаунта и почтового ящика. А полная версия не всегда доступна.

В мобильном приложении для Android пользователь скринридера может авторизоваться в почте, настроить почтовый ящик и папки, прочесть письмо. Однако после открытия письма его можно только удалить, так как остальные кнопки подписаны некорректно. Если выбрать отдельное письмо из цепочки писем, то его можно пометить важным, переместить в папку, но нельзя выполнить основные действия: ответить или переслать.

В мобильном приложении для iOS незрячий пользователь может без проблем зарегистрироваться или авторизоваться, настроить личный кабинет и почтовый ящик. На этом хорошая доступность заканчивается и начинаются проблемы, так как все кнопки подписаны набором букв и цифр, нельзя ответить на письмо, выбрав его из цепочки писем. Из-за неверно подписанных кнопок невозможно найти ту, которая создает новое сообщение.

Доступна связь с технической поддержкой в случае необходимости.

Mail.ru для бизнеса

Уровень доступности — выше среднего. Человек, который пользуется скринридером, сможет добавить собственный домен, переключиться между доменами. Для добавления домена в зоне bizml.ru требуется ввести CAPCHA. Она есть только в графическом варианте, а для незрячих нужен аудиовариант. Также возможно добавить или удалить пользователя, назначить главный e-mail и настроить другие функции.

Часть кнопок не подписана, но это в целом не мешает пользоваться веб-версией бизнес-почты.

«Яндекс.Коннект» для бизнеса

Доступность — хуже среднего уровня. На главной и многих других страницах нет заголовков, почти нет ориентиров для скринридера. Можно нормально переключаться между небольшим количеством доменов. Если их будет больше 20, то незрячий человек не сможет это сделать. Также нет возможности работать с DNS-записями домена: невозможно выбрать тип DNS-записи.

Можно добавить новый почтовый ящик, редактировать или удалить уже существующий. Однако часть необязательных полей при добавлении нового профиля недоступна (язык, часовой пояс, дата рождения). Некоторые поля подписаны некорректно.

Можно настроить почту, назначить основной e-mail и т.д. Страница настроек перегружена кликабельными элементами, что затдрудняет работу скринридера.

Мнения пользователей

Алия Нуруллина, преподаватель: «В основном рабоаю с почтой через почтовые программы. Иногда пользуюсь веб-версией почты на gmail.com — всё более-менее доступно».

Ирина Чупрынова, домохозяйка: «У меня есть две почты: на mail.ru и на gmail.com. Основная — гугл-почта, там всё хорошо доступно, особенно в облегченной версии».

Как уже отмечалось в первом этапе проверки онлайн-сервисов, для незрячих пользователей не нужно создавать отдельные версии сайта и дизайн. Достаточно только учесть специфику и требования программ экранного доступа в коде и разметке сайта.

11
Начать дискуссию