Опыт 100 российских вузов: где и как организовать онлайн-обучение?

Дистанционное обучение давно стало неотъемлемой частью образовательного процесса в вузах. Сегодня на рынке представлено множество платформ и инструментов, с помощью которых преподаватели могут вести лекции, тестировать студентов, контролировать их присутствие.

На какой платформе вуз может организовать онлайн-обучение?

Опыт 100 российских вузов: где и как организовать онлайн-обучение?

Важно не ошибиться в выборе, ведь обучение — это не только про "знания”, это также про мотивацию, интерес, обратную связь и высокий уровень вовлеченности. Мы решили пообщаться с российскими вузами и узнать, какими онлайн-инструментами они пользуются для организации дистанционного обучения.

Делимся инсайтами!

Какие проблемы отметили вузы?

От занятия к занятию сценарии проведения отличаются. Одни преподаватели предпочитают классический формат — включить камеру и комментировать заранее созданную презентацию по теме занятия.

Другие, более заинтересованные, хотят сделать занятие динамичным и современным. Такие преподаватели используют различные инструменты для вовлечения и поддержания внимания студентов, которые, в свою очередь, лучше воспринимают материал и показывают более высокие результаты во время тестирования.

Однако вузы отметили и ряд сложностей, с которыми столкнулись во время организации дистанционного обучения:

  • На отечественном рынке нет достойной замены таким зарубежным сервисам, как Zoom или Microsoft Teams. Все российские платформы для видеотрансляций оказываются дорогими, менее качественными и сложными в освоении;
  • Записи проведенных лекций негде хранить, студентам нельзя дать ссылку на просмотр без вероятности утечки;
  • Мало какие сервисы имеют прямую интеграцию с LMS-системами (специальным приложением для единого администрирования всеми дистанционными курсам), которыми пользуется сейчас каждый вуз;
  • Преподавателям сложно осваивать новые платформы и инструменты — нет времени или желания;
  • Студенты не хотят на должном уровне вовлекаться в занятие, они присутствуют на нем «фоном», чтобы не получить пропуск;
  • Вследствие, возникает непонимание, как организовать дистанционное обучение эффективным, и, в то же время, интересным для студентов.

Сегодня на рынке существует более 30 платформ и инструментов, которые можно использовать для организации онлайн-обучения в вузе. Давайте вместе разберем их преимущества и недостатки, опираясь на обратную связь от вузов.

Какая отечественная разработка заменяет Zoom и Microsoft Teams?

Первая и, пожалуй, главная задача, которую необходимо решить на дистанционном обучении, это проведение онлайн-лекций и практических занятий в режиме реального времени.

<i>Платформы, используемые для онлайн-занятий</i>
Платформы, используемые для онлайн-занятий

Далее мы рассмотрим характеристики основных платформ, которые используются для организации обучающего процесса.

Сравнительный анализ лучших платформ для онлайн-занятий

<i>Общие характеристики платформ</i>
Общие характеристики платформ
  • Тип сервиса бывает облачный и серверный. При облачном сервисе пользователь покупает лицензию и работает на платформе напрямую по браузерной ссылке. Серверное решение предполагает покупку серверов, затем пользователь сам администрирует площадкой, что, даже при бесплатной лицензии, почти всегда требует больших финансовых и кадровых затрат;
  • Всего на занятие без выхода в эфир могут подключаться на указанных площадках от 35 до 10000 человек;
  • Включать же камеру и микрофон, чтобы вживую выступить на лекции, могут от 20 до 10000 человек. Абсолютным рекордсменом по числу возможных участников является Microsoft Teams;
  • Работа на мобильных устройствах может быть в браузере или через приложение. В первом случае, для подключения к занятию достаточно перейти по ссылке, во втором — необходимо устанавливать на телефон приложение. Оно дает постоянный доступ к аккаунту, но, вместе с тем, требует постоянного отслеживания и установки доступных обновлений;
  • Интеграция с Moodle (LMS-системой) может быть через специальный плагин или открытый код API. Плагин необходимо лишь скачать на компьютер и загрузить в Moodle. API же требует самостоятельной настройки интеграции системным администратором вуза с помощью предоставленного платформой кода.

Стандартный функционал платформ

Все сервисы для онлайн-занятий предполагают возможность выхода в эфир, загрузку материалов, демонстрацию стола, возможность переписки студентов в чате. В целом, стандартный функционал представленных платформ одинаковый.

<i>Функционал платформ</i>
Функционал платформ

Отдельное внимание стоит уделить возможности записать занятие — это критически важный момент для студентов, которые пропустили лекцию, или хотят освежить знания перед экзаменом.

Также, маленький процент платформ обеспечивает оперативную техническую поддержку, которая поможет преподавателям и студентам быстро настроить выход в эфир для полноценного проведения занятия.

Доступные инструменты для интерактива

Как говорили ранее, повысить уровень интереса и вовлеченности студентов помогают различные инструменты для интерактивного взаимодействия.

Опыт 100 российских вузов: где и как организовать онлайн-обучение?
  • Реакции, пришедший к нам инструмент из Instagram, позволяют студентам давать обратную связь о своих впечатлениях от занятия. Например, отправленный «палец вверх», означает «я понял домашнее задание», а «вопросительный знак» — хочу кое-что уточнить;
  • Поднятие руки сообщает, что у студента возник вопрос или желание высказаться на обсуждаемую тему;
  • Групповые комнаты позволяют делить студентов группы на подгруппы с целью выполнения задания;
  • Онлайн-доска имитирует доску в лекционной аудитории и позволяет преподавателю и студентам визуализировать материал лекции с помощью карандашей, стикеров, формул или готовых шаблонов;
  • Тесты и опросы дают возможность прямо во время занятия оценить уровень знаний;
  • Виртуальная реальность напоминает известный симулятор The Sims, где студенты могут создать своего персонажа и, в заранее созданной комнате, перемещаться и общаться друг с другом.

Аналитика и контроль присутствия студентов

Дистанционные занятия являются отличной возможностью для студента оправдать свое отсутствие на занятии неработающей камерой или микрофоном. Преподавателю не остается ничего, кроме как контролировать их присутствие и уровень вовлеченности, с помощью различных инструментов.

<i>Доступные инструменты для контроля и аналитики</i>
Доступные инструменты для контроля и аналитики
  • Смена отображения комнаты дает возможность настроить показываемые окошки в зависимости от сценария занятия и используемого контента, также эта опция помогает фокусировать внимание студента на конкретном контенте;
  • Зал ожидания удобен для организации экзаменов: можно видеть тех, кто уже подключился, и по-одному приглашать для ответа, чтобы одногруппники, при этом, не слышали;
  • Контроль за рабочими столами дает возможность преподавателю удаленно подключиться к компьютеру каждого из студентов и проверить открытое им окно;
  • Смена отображения комнаты дает возможность настроить показываемые окошки в зависимости от сценария занятия и используемого контента;
  • Статистика после мероприятия подробно показывает, сколько времени каждый из студентов был на занятии, написал сообщений, задал вопросов, количество подтвержденных контролей присутствия за выбранный период (за одно занятие или за семестр);
  • Контроль присутствия представляет собой регулярно всплывающей окно с кнопкой «Подтвердить», нажатие на которую говорит о том, что студент смотрит эфир.

Подведем итог: основные преимущества и недостатки онлайн-платформ

Все вузы, разумеется, называют разный набор факторов, влияющих на выбор платформы.

Однако, самыми популярными преимуществами являются техническая стабильность во время вещания, набор инструментов для интерактивного обучения, статистика и аналитика после занятия, простота в использовании, цена.

<i>Преимущества платформ для дистанционного обучения</i>
Преимущества платформ для дистанционного обучения

Недостатки от запроса к запросу также варьируются. Например, для технических вузов недостатком будет отсутствие удобно редактора для написания формул и построения графиков, а для музыкальных — недостаточно чистый звук во время трансляции.

Недостатки платформ для дистанционного обучения
Недостатки платформ для дистанционного обучения

Интерактивные инструменты для вовлечения студентов

Если десяток лет назад всех удивляла возможность общения с близкими из других стран в помощью технологии Skype, то сейчас мало кого удивишь даже крутыми инструментами интерактива. Но платформы очень стараются!

Виртуальная реальность

Виртуальная реальность бывает двух типов.

Первая является симулятором, тренажёром навыков. Например, студенту необходимо научиться работать с нефтяной установкой, но здесь и сейчас вуз не может отвезти его к скважине. При помощи специальных очков студент может окунуться в рабочий процесс и потренироваться.

Очевидно, что такой тип VR очень дорогой, далеко не каждое учебное заведение может приобрести все необходимое оборудование и создать сам VR-тренажер.

Второй тип более простой - создается пространство, в котором студент создает своего персонажа, перемещается, общается с другими и выполняет минимальный набор действий. С помощью такого VR можно организовать художественную выставку, квест, создать собственный кампус для дня открытых дверей или же провести дебаты между персонажами. Для второго типа VR очки могут быть опциональны или вовсе не нужны.

<i>Функционал виртуальной реальности на платформах</i>
Функционал виртуальной реальности на платформах
  • Отдельные платформы, помимо картинок, позволяют загрузить видео для демонстрации или файлы и документы для последующего скачивания;
  • Браузерное решение дает возможность любому пользователю перейти по ссылке и подключиться к пространству, программные решения — обязывают пользователей скачивать на устройство специальное приложение, которое требует регулярного обновления;
  • От количество разрешенных типов действий зависит насколько интересной будет работа в пространстве, ведь чем их больше, тем больше сценариев можно реализовать.

Как выбрать платформу для обучения в виртуальной реальности?

Рассмотрим более подробно параметры основных платформ, влияющие на выбор площадки вузом.

<i>Основные критерии платформ виртуальной реальности</i>
Основные критерии платформ виртуальной реальности
  • Разнообразие типов контента (презентации, видео, рабочий стол и др.) помогает максимально подробно разобрать материал занятия;
  • Работа на мобильных устройствах без необходимости установки софта облегчает работу, поскольку есть возможность подключения в дороге или в случае, если нет компьютера;
  • На создание виртуального пространства в среднем требуется от 1 часа;
  • На всех площадках есть разнообразие готовых шаблонов — это и школы, и офисы, и город, и загадочный лес;
  • Максимальное число участников, которые могут находится в одном пространстве, доходит до 25 тысяч;
  • Недостатком имеющихся платформ является невозможность запустить тестирование студентов, для этого необходимо покинуть виртуальное пространство.

Подведем итог: основные преимущества и недостатки VR-платформ

Опять же, преимущества разных VR-платформ каждый вуз, в зависимости от специфики, выделяет свои.

Общими важными критериями является разнообразие пространств для проведения мероприятий разного сценария, возможность загрузки в пространство контента разного формата, множество действий персонажа с интерьером для максимального оттачивания навыков.

<i>Преимущества VR-платформ</i>
Преимущества VR-платформ

К основным недостаткам вузы относят ограниченный функционал на смартфонах, а также непонимание, как выполнить свою задачу в рамках VR-пространства.

<i>Недостатки VR-платформ</i>
Недостатки VR-платформ

Интерактивная доска

Интерактивная доска — инструмент, представляющий собой бесконечное пространство, в рамках которого преподавать самостоятельно или совместно со студентами может изучать материал посредством использования разных инструментов. На доске можно рисовать, писать, строить фигуры, клеить стикеры, изучать формулы, использовать шаблоны для решения разного типа задач.

<i>Сервисы интерактивных досок</i>
Сервисы интерактивных досок

Какие задачи выполняет интерактивная доска?

Перечень задач, которые можно решить с помощью доски, действительно, бесконечен:

  • Визуализировать конспект занятия в виде текста, рисунков, скриншотов, схем;
  • Хранить и делиться контентом разного формата со студентами (для просмотра, редактирования или скачивания) или с преподавателем (прикреплять домашнее задание для оценивания);
  • Выполнять учебные задания. Например, решать на доске геометрическую задачу с помощью готовых формул и фигур;
  • Сохранять результаты индивидуальной или совместной работы, чтобы вернуться к ней в период подготовки к сессии, или для распечатывания, создания раздаточного материала;
  • Рисовать на доске, как на магнитном флип-чарте, которые есть сегодня почти во всех аудиториях.
Опыт 100 российских вузов: где и как организовать онлайн-обучение?

Разнообразие функционала интерактивных досок

Под каждую задачу и сценарий занятия можно подобрать удобный инструмент. Сегодня доски используются в совершенно разных сферах, начиная от решения задач по физике и заканчивая разбором нот для фортепиано.

Характеристики интерактивных досок основных платформ

Юзабилити является немаловажным критерием к выбору доски для обучения.

<i>Характеристики интерактивных досок</i>
Характеристики интерактивных досок
  • Бесконечное пространство доски позволяет переместиться в любое место для продолжения демонстрации материала, ограниченное же пространство выглядит как слайд-шоу, где есть несколько отдельных «страниц»;
  • Браузерное решение позволяет подключаться к доске по прямой ссылке без необходимости устанавливать дополнительное приложение на устройство;
  • Свободный вход разрешает любому пользователю, у которого есть ссылка, подключиться и поработать на доске без обязательной регистрации.

Что еще можно делать на интерактивной доске?

Помимо стандартных функций рисования и написания текста разные сервисы имеют разный набор дополнительных возможностей.

<i>Возможности интерактивных досок</i>
Возможности интерактивных досок
  • Комментирование досок позволяет оставлять примечания к материалу. Например, пояснение к тому, как выполнить домашнее задание;
  • Голосование за объекты помогает выявить «победителя» по какому-то критерию или является способом опроса слушателей;
  • Загрузка презентаций прямо на доску позволяет показать весь материал в одном месте;
  • Мало какие платформы имеют функцию записи доски, чтобы при необходимости вернуться к ней и повторить;
  • Скачивание доски в формате картинки или документа дает возможность сохранить материал на устройство или распечатать его, если в данный момент нет доступа к интернету, например.

Подведем итог: основные преимущества и недостатки платформ

Главными преимуществами интерактивных досок вузы называют разнообразие инструментов для работы на ней, возможность запустить доску во время онлайн-конференции, чтобы комментировать материал, возможность индивидуальной или групповой работы на ней.

<i>Преимущества платформ с интерактивными досками</i>
Преимущества платформ с интерактивными досками

К недостаткам относят ограниченный функционал на смартфонах, обязательную регистрацию на платформе и малый набор инструментов для интерактива.

<i>Недостатки платформ с интерактивными досками</i>
Недостатки платформ с интерактивными досками

Тесты и опросы

Тестирование студентов для проверки уровня знаний и оценки происходит в вузах регулярно, начиная от привычных заданий в рамках практических занятий, и заканчивая сессией.

<i>Платформы, используемые для тестирования студентов</i>
Платформы, используемые для тестирования студентов

Классические тесты с выбором ответа или открытыми вопросами всегда будут частью образовательного процесса, потому что это традиционная форма проверки знаний, в том числе для аттестационных мероприятий. Также у вузов есть готовая база вопросов по темам, уровням, которая используется из года в год. Серьезная и структурная форма проверки знаний важна для зачетов и экзаменов.

Однако сегодня с ними активно конкурируют нестандартные способы проверки знаний — квизы, квесты и баттлы. Их очень удобно проводить в моменте во время онлайн и оффлайн-занятий.

Почему квизы, квесты и баттлы — тесты будущего?

Почему сегодня нестандартные способы опроса студентов занимают лидирующую позицию?

  • Более интересный формат воспринимается как игра, вследствие чего растет уровень интереса, вовлеченности, развивается творческое мышление;
  • Квизы, квесты и баттлы являются формой групповой работы, где от вклада каждого участника зависит исход, что увеличивает понимание ответственности и смысла командной работы;
  • Растет уровень конкуренции и азарта, студенты хотят оказаться на вершине пьедестала и стать победителем;
  • Студенты пробуют новые инструменты, нестандартные подходы, IT-разработки, чтобы использовать их в будущей работе.

Вузам непросто переключиться на подобный формат проверки знаний, но, мы уверены, будущее за ним!

Подведем итог: основные преимущества и недостатки платформ

Основные достоинства платформ для тестирования вузы — удобный редактор с вопросами разного типа, подробная аналитика по каждому студенту, возможность запустить опрос прямо во время лекции.

<i>Преимущества платформ для создания тестов и опросов</i>
Преимущества платформ для создания тестов и опросов

Главными недостатками являются низкий уровень интерактива (нет элементов геймификации), ограничение функционала на бесплатном тарифе и маленькая библиотека типовых вопросов.

<i>Недостатки платформ для создания тестов и опросов</i>
Недостатки платформ для создания тестов и опросов

Как выбрать онлайн-платформу для дистанционного обучения в вузе?

Нельзя однозначно сказать, что какая-то платформа сегодня закрывает все требования вуза к площадке.

Во-первых, от одного учебного заведения к другому запросы варьируются, единые критически важные требования сформулировать сложно.

Во-вторых, платформы ежедневно выпускают новые функции и инструменты, активно конкурируя друг с другом за лидирующую позицию на рынке.

Выводы, которые мы сделали в процессе общения с вузами:

  • На рынке есть немало достойных российский разработок, которые конкурируют с Zoom и Microsoft Teams;
  • Вопрос с хранением и размещением записей для также закрывает внутреннее хранилище платформ, либо можно использовать собственные сервера;
  • Интеграция с LMS-системами с помощью готового плагина удобнее и функциональнее, нежели с помощью открытого кода API;
  • Контролировать присутствие и уровень вовлеченности студентов можно не только с помощью включенной камеры, но и используя специальный инструмент. Подробная статистика включает в себя посещаемость, сеансы входа и выхода, уровень активности (количество написанных сообщений, заданных вопросов, подтверждений контроля присутствия);
  • Сложность с освоением площадки преподавателями решается с помощью мощной технической поддержки, которая готова в любое удобное время бесплатно связаться, показать функционал, помочь во время первых занятий;
  • Привычный сценарий занятия «спикер и презентация» отходит на второй план, уступая место интерактиву. Виртуальная реальность, квизы и баттлы, интерактивная доска — вот, что сегодня помогает провести занятие максимально эффективно и интересно.

Немаловажным фактором для бюджетных организаций, как мы знаем, является цена. Насколько бы прекрасной не была платформа, зачастую решает стоимость.

Стоимость использования платформ

Ниже указана стоимость месячной подписки на платформу для проведения видеоконференций с числом слушателей до 100 человек.

<i>Цена месячной подписки на проведение онлайн-трансляций</i>
Цена месячной подписки на проведение онлайн-трансляций

Также стоимость годовой подписки на создание тестов и опросов для проверки знаний студентов.

<i>Цена месячной подписки на создание тестов и опросов</i>
Цена месячной подписки на создание тестов и опросов

Вузы уже никогда не перестанут проводить дистанционные занятия, поэтому важно ответственно подойти к выбору платформы, чтобы она полностью закрывала все потребности.

Онлайн-обучение будет эффективным и интересным, в том случае, если при выборе платформы и проведении занятий, будет соблюден баланс между интерактивными инструментами и подробной аналитикой, контролем.

Такое обучение будет вовлекающим для студентов и информативным для преподавателей и администрации вуза.

Пусть Ваши дистанционные занятия будут максимально продуктивными, и с Наступающим Новым годом! :)

#обзорплатформ #вуз #дистанционноеобучение #онлайнобучение

44
Начать дискуссию