Telegram-боты. Все что вы хотели знать о рекламе в них, но боялись спросить

Материал подготовлен при поддержке сообщества бото-владельцев и сервиса BotStat.io

Telegram уже давно стал больше, чем обычный мессенджер: для многих он является местом для развлечений, приятного местопровождения и неплохого заработка.

Множество людей успешно зарабатывают на своих каналах, но сегодня я бы хотел осветить внутреннюю кухню устройства Telegram-ботов и рекламы в них.


Ответим на вопросы:

Добро пожаловать в лонгрид!

Что такое Telegram-боты. Терминология

Telegram боты появились на заре запуска мессенджера. Боты похожи на приложение в вашем смартфоне, только имеют более ограниченный функционал и, как правило, единый интерфейс управления.
При помощи ботов можно скачать любимый эпизод Дудя, найти ремикс древнего, заевшего в голове трека, узнать прогноз погоды, публиковать посты в канал, общаться в анонимных чатах, озвучивать текст голосом гугл-мужика, купить-продать крипто-валюту, купить ароматный капучино в любимой кофейне и многое другое.
И все это не выходя за рамки любимого мессенджера.
Боты умеют работать в личных сообщениях, групповых чатах, каналах.

В данный момент Telegram запустил WebApps, которые позволяют делать веб-сайты с прямой интеграцией с мессенджером.

Создать бот можно через @BotFather, после этого вам необходимо выбрать, как и на чем ваш бот будет работать.

  • 1. Воспользоваться конструкторами, подключить вашего новорожденного бота к нему и создать простейшие сценарии вида "кнопка — ответ".
  • 2. Заказать бота у программиста, но для этого вам необходимо иметь проработанное техническое задание и бюджет на его реализацию.
  • 3. Освоить программирование и самостоятельно реализовать вашу идею.

Перед тем как мы перейдем к видам рекламы в ботах, давайте разберем основные прижившиеся термины, используемые при анализе ботов.

  • Живые — пользователи, которые имеют диалог с ботом, и бот может отправить им сообщение.
  • Мертвые (блокированные) — пользователи, которые заблокировали бота, и он не может с ними взаимодействовать. По сути, это "отписавшиеся", как в каналах. Термин немного грубоват, но так прижилось на рынке.
  • Отсутствуют — пользователи, которые с ботом никогда не взаимодействовали в личных сообщениях, или их аккаунт был удален. По сути, владелец либо плохо экспортировал выгрузку для проверки аудитории, либо хотел переиграть систему анализа аудитории, но ему это не удалось.
  • В чатах — суммарная аудитория всех чатов, в которых бот состоит и может отправить сообщение.
  • Активные — пользователи, которые взаимодействовали с ботом за N период времени.

Инструменты для анализа аудитории

Для каналов уже давно существуют TGStat (кстати, у них вышло крутое обновление) и Telemetr — они всем известны.

Ранее по ботам не было подобных инструментов, так как Telegram не предоставляет публичную статистику ни владельцу бота, ни кому-либо еще. Поэтому замечательным решением стало создание аналогичного сервиса для ботов, но об этом ниже.

В чем проблема?
На заре становления рынка рекламы в ботах творился сущий хаос. Люди предлагали друг друг покупку рекламы без возможности узнать реальное количество аудитории. Вас могли обмануть, продав рекламу за десятки тысяч рублей на пустого бота. Начали образовываться коммьюнити, где были знавшие друг друга ботоадмины.
Однако доверие к новым участникам коммьюнити было слабым.

Решение
Данную проблему помогли решить сервисы проверки аудитории. Первым стал — @TrueCheckerBot, его разработал один из участников коммьюнити и владелец одного из крупнейших ботов в Telegram (@TrueMafiaBot). Для проверки своей аудитории всегда необходимо отправить токен своего бота и список пользователей бота. После проверки вам приходят ее результаты: живые, мертвые, отсутствующие пользователи. Такой инструмент стал широко использоваться на рынке рекламы в ботах.

Со временем в сообществе появилось желание иметь такие инструменты, как TGStat или Telemetr.
Я — имея обширный опыт в веб-разработке, а также доверие в коммьюнити, приступил к реализации данной задачи, с учетом пожеланий сообщества.

Так на свет появился сервис BotStat.io с новым инструментом проверки аудитории — @BotSafeRobot. Он позволяет проанализировать все то, что было недоступно ранее.

<i>В топах преобладают развлекательные боты. Обратите внимание на количество свежего трафика!</i>
В топах преобладают развлекательные боты. Обратите внимание на количество свежего трафика!

Сервис агрегирует данные с TrueChecker и BotSafe, а затем объединяет их для дальнейшей выдачи в @BotStatRobot. Также он имеет дополнительные фильтры для поиска и анализа информации.

При помощи BotStat.io можно анализировать:

  • Правдивость аудитории (живые, мертвые, в чатах, количество чатов)
  • Аудиторию чат-ботов
  • Список рекламных рассылок
  • Упоминания бота
  • Аудиторию бота по полу и языкам (на основе Language Code, который предоставляет Telegram)
  • Пересечения аудитории между ботами
  • Срезы статистики по периодам
  • Агрегацию отзывов о рекламе в боте

Сервис продолжается развиваться, уверенно становясь новой точкой развития для ботов.

Реклама в ботах. Ее виды на примерах

В каналах есть только один вариант рекламы — рекламный пост. Выходит ваша промо-публикация, висит N-часов в топе, затем уплывает вверх по ленте, собирая просмотры, и удаляется или остается в ленте навсегда, в зависимости от договоренности.

В ботах это работает иначе. Вариативность различных видов рекламы существенно выше.

Рассылка

<i>Пример рассылки. Рекламный пост может быть любого формата, как и в каналах</i>
Пример рассылки. Рекламный пост может быть любого формата, как и в каналах

Основной рекламный формат имеет схожесть с публикацией в канале, но если в последнем пост набирает нужное количество просмотров и удаляется, не охватывая всех пользователей канала, то в боте ваш рекламный пост доставляется каждому (живому) пользователю в личные сообщения. Это похоже на e-mail рассылку.

Основное преимущество в том, что при публикации в канал пост мгновенно видят тысячи людей.
В ботах же сообщения рассылаются по всей базе пользователей и данная операция может занимать некоторый период времени. При правильной реализации рассылки, на 100 тысяч пользователей, ваш пост будет доставлен примерно за 1 час.

Правильным тоном является делать не более 1 рассылки в сутки (или чуть более длинный интервал, если база бота большая и рассылка не успевает пройти за сутки) .

После доставки ваш рекламный пост остается в переписке с ботом навсегда. Нет, технически, конечно, его можно удалить, но на рынке такое не практикуют.

Это позволяет добиться более высоких охватов поста. Ввиду этого, после рассылки к вам еще долго могут приходить новые пользователи. К примеру, приобретя рассылку еще прошлой осенью, я все еще получаю небольшой трафик, отслеживаемый моей реферальной системой. Неплохо, да?

Главной проблемой рассылок является недобросовестность программиста, написавшего интерфейс для нее, но благодаря BotStat многие владельцы ботов стали активно вносить правки в свои движки для максимально качественного результата. И это здорово!

<i>Примеры ранее вышедших рассылок в боте</i>
Примеры ранее вышедших рассылок в боте


Показы

Этот инструмент похож на рассылку, только рекламное сообщение появляется при взаимодействии с ботом. Считается по уникальным пользователям или по периоду времени. Обычно имеет короткий формат: небольшой текст + кнопка. Неплохое решение, демонстрирующее высокую конверсию.

<i>Пока бот скачивает видео для пользователям, показываем ему рекламный пост</i>
Пока бот скачивает видео для пользователям, показываем ему рекламный пост

Рекламная строка

Это формат рекламы, при котором к сообщению с ответом бота добавляется небольшая рекламная строка. Не особо популярный вариант рекламы. Но имеет место быть. Считается также по количеству или по периоду времени.

<i>Бот преобразовал голосовое сообщение в текст и не забыл добавить рекламу</i>
Бот преобразовал голосовое сообщение в текст и не забыл добавить рекламу

Мотивированный трафик

Для использования бота или получения от него информации пользователю необходимо подписаться на каналы или боты. Не особо любимый формат рекламы у владельцев ботов.
Особенно сильно грешат таким каналы с APK файлами и другие, использующие бота в качестве переходника при заливе трафика с TikTok.
Считается по количеству перешедших пользователей. Качество сомнительное, но показывает неплохие результаты при использовании в связке с целевыми каналами (Бот для поиска фильмов из ТикТок — Канал про фильмы).

<i>Страшный сон пользователя. До конца дойдут только сильнейшие...</i>
Страшный сон пользователя. До конца дойдут только сильнейшие...


Почему не стоит бояться покупки рекламы ботах?

Покупая рекламу в ботах, можно достигать неплохих результатов.
Стоимость перешедшего и подписавшегося пользователя при рассылке может быть в 2, а в некоторых случаях и в 3 раза дешевле, чем при покупке рекламы в тех же каналах. Кроме того, это позволяет получать немного свежего трафика на длительный период.
Ранее основным недостатком считалось отсутствие упоминаний вышедшей рекламы в сервисах аналитики для каналов: рекламодатели не хотели разбираться, откуда данный трафик пришел в их канал.

<i>Как это было решено. Такое упоминание видит рекламодатель при покупке рассылки, на сервисах аналитики каналов</i>
Как это было решено. Такое упоминание видит рекламодатель при покупке рассылки, на сервисах аналитики каналов

Вступление в рынок владельцев ботов

Если вы решили попробовать запустить своего бота, то советую обратить внимание на пункт 2. Найти исполнителя вы сможете на фриланс-биржах или в чатах комьюнити. Подробная документация по всем возможностям и деталям того, что может бот в Telegram: https://core.telegram.org/bots/api

Трафик в ботах достигается за счет:

  • Других ботов
  • Рекламы в каналах
  • Внешних источников (TikTok, Instagram*, VK)
  • Сарафанного радио

Некоторые, особенно крупные боты имеют саморост. Пользователи активно делятся таким ботом (сарафанное радио) или переходят в него из чатов. Таких ботов немного, но они имеются на рынке.

Если вы давно хотели попробовать запустить свой бот, то сейчас самое время!

Краткий чек-лист, как купить рекламу, чтобы вас не обманули

  • Обязательно запрашивайте у владельца бота данные с @TruecheckerBot или c @BotSafeRobot. Если ее нет, попросите владельца загрузить статистику в сервисы, при отказе — не покупайте такую рекламу.
  • Анализируйте срезы по активной аудитории, количеству рекламных рассылок и количеству упоминаний. Помните, у некоторых ботов есть саморост.
  • Также не стоит покупать рекламу, если бот слишком долгое время показывает отрицательную статистику, при регулярном количестве реклам. Отдача в них слабее, поэтому отдавайте предпочтение сбалансированным ботам, с хорошими отзывами.
  • Если владелец бота вызывает у вас сомнения, почитайте отзывы о нем в комьюнити.

А для поиска и анализа ботов вам поможет BotStat.io :)

Я надеюсь, что данная статья помогла вам быстро и легко изучить многие нюансы рынка рекламы в ботах.

Если у вас остались вопросы, задавайте их в нашем чате — https://t.me/BotStatAdsChat или в комментариях.

*Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией

2323
21 комментарий

Наконец-то рынок ботов в Telegram станет более профессиональным 👍🏻

6
Ответить

Спасибо за упоминание чекера!
А мы, кстати, пересечение уже реализовали. Надо бы выложить его уже, вроде исправно работает

2
Ответить

Отличная статья👍

1
Ответить

Хорошая статья , было полезно для меня , спасибо.

1
Ответить

Спасибо еще раз) а то найти ботов для рекламы было прям проблемой, гуглением я нашел только телега.ин, вам наверное надо больше подумать о SEO
про саморост правда, даже у моего маленького бота на 20К юзеров коэффициент виральности где-то 0,5

1
Ответить

Очень круто!

1
Ответить