Как за 90 дней с помощью no-code упростить жизнь водителя грузовика в США. Кейс Expresica

Привет, я Игорь Озеров, создатель Swiftle. Мы помогаем стартапам свести к минимуму time to market, для чего используем no-code подход в сочетании с классической разработкой. Сегодня хочу рассказать, как мы создали и запустили сервис Expresica, который облегчил жизнь американским дальнобойщикам.

Как за 90 дней с помощью no-code упростить жизнь водителя грузовика в США. Кейс Expresica

С чего все началось

Часто случается так: чем глубже погружаешься в какое-то дело, тем больше у тебя возникает претензий к тому, как все организовано. Желание оптимизировать процесс может превратиться в идею стартапа, а если повезет, то и в большой проект. Но везение — слишком шаткий фундамент для запуска бизнеса. Чтобы протестировать жизнеспособность идеи, понадобится MVP, который нужно запустить быстро. А кроме того, было бы неплохо не продавать квартиру и почку, чтобы инвестировать в его разработку.

Анар, наш заказчик, работает в тракинговом бизнесе — занимается перевозками по США.

Транспортная система Штатов перевозит около 50 миллионов тонн грузов в день. Грузовики водят приблизительно 3,5 миллиона дальнобойщиков.

При этом водитель не может просто связаться с клиентом и доставить груз из точки А в точку Б. По американскому законодательству, в процессе обязан участвовать брокер, а сделка сопровождается большим количеством бумажной работы: помимо договора с брокером, необходимо вручную документально фиксировать каждый этап: от подтверждения приема груза до акта о его доставке.

У Анара возникла идея сделать сервис, который обеспечит взаимодействие дальнобойщиков и заказчиков перевозок, заместит услуги брокеров и позволит сократить количество промежуточных итераций в документообороте, переведя его в электронную форму. Поскольку заказчик был далек от IT и не имел опыта запуска подобных стартапов, он обратился к нам.

Задача

Предстояло разработать сервис для двух категорий пользователей: тех, кто выставляет грузы, и тех, кто может их доставить по нужному адресу. Заказчик размещает на платформе заявку с желаемой ценой доставки, а дальнобойщик или принимает ее, или предлагает свою цену. Фактически, нужно было реализовать аукционную механику с возможностью выкупа по «горячей ставке».

<i>Сервис должен работать для двух категорий пользователей: заказчик, который выставляет груз, и водитель, который груз доставляет</i>
Сервис должен работать для двух категорий пользователей: заказчик, который выставляет груз, и водитель, который груз доставляет

Девизом сервиса, который еще только предстояло разработать, стала фраза «no more paperwork» — проект должен был автоматизировать бумажную работу. По задумке создателя, платформа сама формирует необходимые документы и позволяет нужной стороне их подписывать — для этого ей необходим статус электронного брокера, чтобы соответствовать требованиям законодательства.

Рынок грузоперевозок США и Канады де-факто един, однако законы этих стран отличаются, поэтому для MVP было принято решение ограничиться только перевозками в пределах США. Кроме того, мы решили сфокусироваться на относительно небольших грузах и машинах — обычных грузовиках и холодильниках. Это отсекает довольно большой сегмент компаний и водителей, работающих с длинными траками, зато позволяет создать продукт, с которым легче выйти на высококонкурентный рынок.

Решение

Первый этап — сбор бизнес-требований, формирование логики и структуры проекта. Нам нужно было действовать быстро, поэтому вместо 100-страничного громоздкого ТЗ мы собрали референсы — проекты из сферы грузоперевозок: Сonvoy, Trucker Path, Doft. Далее зафиксировали ключевые функции и проработали CJM для заказчиков услуг грузоперевозок и для дальнобойщиков. И сразу приступили к воплощению.

Для разработки нам понадобилось несколько сервисов: основой проекта стала no-code платформа Bubble, к которой мы подключили PDF-Monkey, Google Карты, Stripe и Twilio. Дизайн и интерфейсы проектировали с помощью Figma.

Такой выбор технологий позволил всего за три месяца запустить функциональный проект, собрать фидбек от реальных клиентов и оперативно подготовить новый релиз Expresica с обновлениями.

К разработке мобильных приложений для пользователей Android и iOS решили приступать только после того, как первая версия продукта докажет свою востребованность.

Визуальная часть

На этапе MVP главная опасность, которая подстерегает любой стартап, — желание все сделать максимально красиво. Но любая красота без функционала — впустую потраченное время и деньги, а потому самое главное — не увлекаться играми с цветами и шрифтами.

Вторая довольно частая «беда» — подключение к проекту по мере его роста новых исполнителей. Часто бывает так, что это создает недопонимание, фрустрацию участников процесса и затягивает сроки выполнения задачи.

Однако минус на минус при правильной организации проекта вполне способен превратиться в плюс. В нашем случае клиент привлек в середине работы нового иллюстратора. Это позволило не потерять время на старте, но при этом добавить в визуал свежих идей. На наш взгляд, получилось здорово.

Как за 90 дней с помощью no-code упростить жизнь водителя грузовика в США. Кейс Expresica

Ключевые особенности и «фишки» проекта

Главная идея проекта — облегчить жизнь всем участникам грузоперевозок. Поэтому мы сосредоточились на том, чтобы автоматизировать ключевые процессы:

  • Добавили автоматический расчет расстояния.
  • Цена перевозки и необходимые налоги рассчитываются на стороне сервиса.
  • Клиент может выбрать несколько автомобилей с водителями.

Все формы сервиса мы сделали лаконичными и простыми — водителю, который целый день «крутил баранку», не до разгадывания ребусов.

Оформление заказа

Expresica сама ведет пользователя от экрана к экрану, от формы к форме. Информация, уже имеющаяся в системе, автоматически подставляется в нужные поля, ее не нужно вносить вручную.

<i>Интерфейс заказчика, из которого он может создать новый груз или посмотреть информацию о выставленных ранее</i>
Интерфейс заказчика, из которого он может создать новый груз или посмотреть информацию о выставленных ранее

Когда заказчик создает заявку, он задает нужную локацию или выбирает ее из списка ранее указанных. После этого выбирает тип транспортного средства и при необходимости отмечает, требуется ли для перевозки дополнительное оборудование. На текущий момент доступны два truck type, но по мере роста сервиса количество вариантов будет увеличиваться. Финальный шаг — указание цены.

Заявка заказчика, в которой он заносит всю информацию о грузе: локацию, тип транспорта, который требуется, цену

Дальнобойщик видит в своем интерфейсе цену, дистанцию, начальную и конечную точку маршрута, вес груза и время. Когда водитель берет заказ, у него есть возможность согласиться с заявленной ценой или предложить свою. Система отправит уведомление грузоотправителю, который может или принять это предложение и утвердить сделку, или отказаться.

<i>Интерфейс дальнобойщика. Он может согласиться с заявленной ценой или предложить свою</i>
Интерфейс дальнобойщика. Он может согласиться с заявленной ценой или предложить свою

Принять заявку может не только сам водитель, но и менеджер компании с групповым аккаунтом. В этом случае он должен будет назначить заказ конкретного водителя из списка.

После того, как стороны пришли к согласию, Expresica формирует необходимые документы, которые после утверждения водителем и грузоотправителем имеют юридическую силу. Сервис отслеживает статус сделки до момента доставки заказа и оплаты сделки, что также подтверждается сторонами через интерфейс Expresica.

Когда груз доставлен, водитель меняет статус на «Unloaded» и прикрепляет фотографии груза

Для быстрого разрешения спорных ситуаций на платформе есть чат. Администрация рассматривает обращения в ручном режиме. При регистрации каждый шиппер оставляет контактные номера, поэтому операторы могут легко связаться с ним.

Выбор времени

В практике грузоперевозок в США широко распространены два типа указания времени, в которое можно забрать груз. Если оно фиксировано, то все очевидно: есть время, есть груз и есть конкретный водитель, который его повезет.

Но порой грузоотправитель указывает интервал, и тогда все превращается в гонку на скорость — первый водитель, приехавший на адрес в обозначенный промежуток времени, отправляется к месту доставки с грузом, а все остальные остаются ни с чем. На английском это звучит как «First-come-first-serve» и обозначается как FCFS. Ближайший русский аналог этого выражения: «Кто первый встал, того и тапки».

В нашем сервисе реализованы оба привычных американским водителям варианта.

Автоматический расчет расстояния

Исторической особенностью США является то, что в разных штатах могут встречаться одинаковые названия городов, что нередко вводит в заблуждение неопытных туристов. Однако в случае грузоперевозок цена подобной ошибки может измеряться в сотнях и даже тысячах миль пробега грузовика с грузом, потерей времени и репутации.

Мы позаботились о том, чтобы избавить клиентов Expresica от подобных неприятностей, интегрировав в сервис Google Maps. Автоматический расчет расстояния показывает дистанцию между двумя точками, чтобы точно знать, сколько миль займет доставка. Чтобы избежать неверного выбора, мы сообщаем Google API не только название города, но и штат, а в некоторых случаях даже широту и долготу.

Расчет цены. Налоги

Мы добавили автоматический расчет стоимости доставки — сервис сразу показывает ее заказчику с учетом налога брокера. Водитель ставит свою цену, сервис автоматически добавляет налог, так что отправитель видит сумму чуть больше.

Что получилось в результате

В создании Expresica принимали участие 4 разработчика. Сейчас сервисом пользуются более 1300 дальнобойщиков с 2500 грузовиками по всей территории США. Более 50 заявок обрабатывается каждый день.

Сейчас сервисом пользуются более 1300 дальнобойщиков с 2500 грузовиками по всей территории США. Более 50 заявок обрабатывается каждый день.

Как за 90 дней с помощью no-code упростить жизнь водителя грузовика в США. Кейс Expresica

С ростом сервиса наш клиент запустил бесплатную программу по обучению грузовых диспетчеров «Expresica Academy», после прохождения которой можно трудоустроиться к ним. Сейчас по ней обучается около 40 человек.

В ближайших планах — разработка мобильного приложения. А также запуск новых сервисов, которые позволят автоматизировать большинство процессов, связанные с тракиновым бизнесом в США. В общем, создание экосистемы продуктов для всех, кто доставляет и получает грузы.

С компанией Swiftle мы работаем уже больше года. Обратился к ним после неудачного опыта с похожей компанией по поводу другого моего продукта. Игорь (CEO Swiftle) и его команда помогли исправить все недочеты, оставленные предыдущим исполнителем. Мне понравился его подход, внимание к качеству продукта и к построению взаимоотношений с клиентом.

Спустя время я задумался о создании платформы Expresica на базе моего оффлайн-бизнеса, и я снова обратился к Swiftle. Рассказал про идею, Игорь подключил меня к команде и мы начали работу над платформой. Спустя короткое время была запущена первая версия.

У меня нет знаний в программировании и IT, поэтому иногда мои предложения по разработке продукта могли быть не совсем рациональны или последовательны. Но команда Swiftle показала и убедила, что no-code адаптивен к быстрым изменениям и очень гибок. Поэтому все, даже невыполнимые на первый взгляд задачи, получилось реализовать

Анар Сеидов, Founder Expresica

No-code помогает стартапам минимизировать time to market, запустить MVP и на практике выстроить юнит-экономику проекта — это особенно важно сейчас, когда обстановка и потребности аудитории меняются еще быстрее, чем обычно. Кейс Expresica подтверждает, что для запуска сервиса не обязательно тратить месяцы и годы — сделать процесс технологичнее и проще можно меньшими усилиями.

Если у вас остались вопросы, рад буду ответить на них в комментариях или обсудить в Телеграме. С другими нашими кейсами можно ознакомиться здесь.

Остаемся на связи!

8181
64 комментария

Может, продукт получился и хороший, я не знаю.

Но найдите уже хотя бы одного дизайнера себе в команду.

Это просто свинство - отдавать заказчику подобный дизайн.

И какого черта сайт так выглядит в мобильной версии?

18
Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

Спасибо всем за комментарии с обоснованной критикой и словами поддержки. Могу прокомментировать по основным тезисам, чтобы было меньше домыслов:
1. Бюджет проекта раскрыть по понятным причинам не могу, но он кратно ниже посчитанных $48k. Если есть профессионалы, готовые собрать похожий продукт за 20к рублей, можем обсудить трудоустройство в нашу дружную команду))
2. Мобильной адаптации действительно нет, потому что сразу же была заявлена необходимость только десктопной версии, которая и была успешно реализована. В следующих итерациях планируем добавить и мобильную адаптацию и разработать приложение. Планы по развитию продукт грандиозные.
3. Действительно, Expresica - это стартап и переосмысление похожих продуктов для узкой ниши, поэтому по объемам сравниться с действующими major игроками.

Всем лучи добра и успешных запусков!

5
Ответить

Лучше любой рекламы)

Ответить

Эээ, вы что переизобрели load board?
А, вообще, вы бы хоть немного углубились в тему и не писали ерунду.
По американскому законодательству груз может взять любой дальнобойщик, у любого шипера напрямую и безо всякой прокладки в виде брокера. Только этот дальнобойщик, либо сам должен получить лицензию грузоперевозчика (authority MC/DOT numbers) либо быть под чьими то «номерами». Это сделано исключительно для защиты от страхового случая (украли груз/повредили/не довезли вовремя и тд), то есть каждый номер активируется при наличии подтвержленной liability страховки с минимальным покрытием 1$ млн. и cargo 100$ тыс.

Существует десятки сервисов (loadboard) по поиску грузов от свободных, где могут размешаться любые грузоотправители и посредники-брокеры. Есть сервисы где крупнейшие грузоперевозчики или брокеры размещающие исключительно свои груза fedex/ups/amazon/swift/schneider/TQL/JB Hunt/ets.
Отдельной строкой идут « инноваторы» грозившиеся революционно порвать отрасль UberFreight и Convoy
Сверху добавим агрегатор собирающий груза по большинству площадок TruckSmarter

То что у вас подучилось пока что выглядит, как кривое нерабочее нечто.
Для справки на одном лишь loadboard DAT постят 1,35 млн грузов в день.

15
Ответить

Спасибо за Ваши комментарии. Меня зовут Анар и я фаундер этого проекта. Тут конечно не совсем корректно все описано про дальнобойщиков, но это всего лишь маленькая ошибка. Почитал я тут все комментарии, беспричинное негодование некоторых людей и понял что «наши» до сих пор не научились выражать свое мнение. Меня это нисколько не огорчило, просто лишний раз в этом убедился. Вы явно очень хорошо разбираетесь в индустрии и это круто, но если Вы заметите мы выбрали нишу «Бокс Трак» перевозчики в данной категории сталкиваются с большими трудностями и обманом в этой индустрии. Также многие брокеры не работают с «New Authority» услуги диспетчера для «нас» стоят до 15% от Гросса. Я перечислил самые важные факторы, но их гораздо больше. Что касается других Load Board , то и тут Вы во многом правы, таких бордов много. но повторюсь мы в нише «Бокс Трак» которые вынуждены платить за 4 а то и за 5 разных платформ и с которыми неохотно работают некоторые брокеры особенно если вы новая компания в виду корпоративной политики брокера (Jb Hunt, Xpo Logistics, TQl, Amazon Relay) в этом случае мы выполняем функцию партнера “Co-Brokerage”. Что касается самого дизайна, работоспособности и глаз режущих моментов, тут мне нечего сказать….разве что это MVP нам нужно было проверить теорию и мы это сделали все быстро и не дорого. Есть конечно недоработки, но это не по вине разработчиков а из за моей неопытности в IT и непонимания в целом как строится продукт для изложения своих нужд. Я хорошо разбираюсь в индустрии и не более. Но мы постараемся исправить все нужные моменты и может тогда вы зацените. Прикладываю скрин от 2-ого Августа в котором можно увидеть сколько желающих было на услугу диспетчера и сопровождения груза за один день. Для меня это уже результат. Все спасибо 🖖

11
Ответить

Ты не понял - это NOCODE! Восхищяйся!

11
Ответить