{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как работать без Office365, Jira, Slack и Outlook? Альтернативные решения и сервисы для российских компаний

С российского рынка уже ушли многие ИТ-продукты: кто-то с концами, как Miro и Slack, где больше нельзя оплатить подписку, кто-то наполовину, а некоторые сервисы будут сворачивать свою деятельность в ближайшие месяцы. Самое сложное — предсказать, какие из них прекратят деятельность полностью и сломают отстроенный за несколько лет воркфлоу команды.

Чтобы не проснуться в один день у разбитого корыта, нужно искать и тестировать альтернативы.

Например, сейчас еще можно пользоваться Jira, но что случится, если и эти ребята попадут под санкционный комплаенс? Важно уже сейчас создавать бекапы и резервные копии по итогам рабочего дня. Если какой-то из сервисов уйдет внезапно, то бекап останется, и вы сможете восстановить все свои процессы.

Бекапируем каждый день, воспользуемся единожды.

Если в один прекрасный день мы проснемся без зарубежного сервиса, то у нас все равно останется самое ценное — наши данные.

Привет, меня зовут Владимир Малов, CEO Malov.Tech. Более 12 лет я работаю в ИТ-сфере: запускаю цифровые продукты, строю команды и настраиваю процессы внутри компаний. За это время я успел использовать в работе много инструментов, которые помогают повысить личную и командную эффективность. И, конечно, у меня появились свои сервисы-любимчики. Но сейчас приходится адаптироваться, так что я отбросил предубеждения и начал искать оптимальные альтернативы уходящим сервисам. И даже открыл для себя более удобные инструменты.

Критерии выбора

В первую очередь стоит посмотреть на то, как устроены рабочие процессы в вашей команде, какими инструментами вы пользуетесь и для каких целей. Замену стоит найти как минимум критически важным, а лучше — выбрать аналоги для всех сервисов.

Мне было важно следующее

  • Иметь два инструмента для переписки — формат живого чата-потока, в котором не фиксируется серьезных договоренностей, но он заменяет рабочие обсуждения, обмен мемасиками; плюс почта для официальной переписки и закрепления договоренностей.
  • Я привык, что любая активность оформлена в виде задачи. Значит, нужен хороший трекер задач.
  • Календарь, чтобы поддерживать в актуальном состоянии график и возможность встретится или созвониться, чтобы обсудить рабочие вопросы.
  • На личном компьютере не должно храниться никаких документов и лишних файлов — все в облаке, доступно везде и со смартфона в том числе, чтобы можно было делиться большими файлами.
  • Должен быть инструмент для лонгридов (аналитика, бизнес-требования), минуток со встреч, где можно оформлять таблицы, сноски, вставлять блоки кода, заголовки, выделять важное.
  • Поскольку мы разработчики, нам важно где-то хранить код и работать по Gitflow.
  • Занимаемся интерфейсами — значит, нужен визуальный редактор.
  • На удаленке невозможно обойтись без созвонов, так что сервис наподобие Zoom или Google Meet.

Раньше мы с командой были более чем довольны стеком для хранения задач и документации в виде Jira+Confluence. Прекрасно чувствовали себя с пакетом Office 365 с точки зрения почты, календаря и сетевого диска (OneDrive) — это было полноценное рабочее пространство. Код мы хранили в Gitlab, а мемами обменивались в Slack.

В марте появилось ощущение, что нас отключат от всего, и я выработал критерии выбора новых инструментов. Мы отдали предпочтение продуктам, которые не зависят от внешнего мира: их исходный код можно взять, сбилдить и развернуть в собственной среде. Не хотелось рассматривать зарубежные решения, которые из-за комплаенса фаундера, инвестора или других внешних сил в один момент могут прекратить работу с нами.

Управление проектами и задачами

Atlassian — австралийский разработчик Jira и Trello еще 2 марта предупредил, что остановит продажу продуктов в России. На замену Jira я подобрал Redmine. Это открытое веб-приложение для управления проектами и задачами и фиксацией ошибок. Сервис написан на Ruby и распространяется по открытой лицензии.

В начале 2010-ых в моей жизни уже был Redmine. Забавно, но тогда он казался мне немного старомодным, а спустя 10 лет пришлось пересмотреть свои взгляды)

Плюсы

  • очень шустро работает,
  • имеет внутри все сущности полноценного трекера задач (задачи, тайм–трекинг, настраиваемые поля, воркфлоу, разграничение доступа),
  • достаточно гибкий инструмент, может подстроиться под ваши задачи

Главный минус, который я вижу после нескольких месяцев использования: это зрелый и стабильный проект, который остановился в своем развитии, в отличие от Jira, которая проходит сейчас этап роста. Зрелость в данном случае означает отсутствие нововведений — все стабильное и предсказуемое. Здесь не чувствуешь изменений, а в Jira постоянно придумывают что-то новенькое. Ребята из Redmine будто уже сделали бриллиант (зачеркнуто) рубин и не спешат вперед.

Рабочее пространство

В качестве воркспейса команда раньше использовала Outlook. Но Microsoft приостановил новые продажи ПО, с подписками ситуация подвешенная. Как альтернативу сразу решили попробовать Яндекс 360.

Плюсы: недорого.

Огромный минус: чем дальше пользуемся, тем больше ощущаем, насколько продукт сырой. Например,

  1. Встречи, когда падают в почту, не проваливаются в календарь до того, как вы их подтвердили — есть риск не заметить письмо и пропустить важный созвон. Например, Outlook сразу подсвечивает все приглашения в календаре и прямо оттуда встречу можно принять/отклонить.
  2. В Телемосте нет блюра фона через веб-интерфейс. Возможно, раньше на эти вещи я бы не обратил внимание, но есть понятие минимально удовлетворяющего продукта — пользователь быстро привыкает к хорошему: например, если Телеграм сделал реакции на сообщения, а WhatsApp еще нет, то клиент сразу ощутит неудобство.
  3. Я.Документы даже не хочется комментировать. Можно закрыть глаза на вайб Word’97, но уведомления о принудительной перезагрузке странички от продуктов Яндекса — это не уровень 2к22, особенно для Яндекса.

Если меня читают ребята из Яндекса, буду очень рад поделиться развернутым фидбеком. У решения есть большой потенциал, но многое следует подтюнить. Мы в вас очень верим и ждем доработок ❤

А читателей прошу поделиться в комментариях, куда вы мигрировали почту/документы/календарь. У нашей команды тут явно незакрытый вопросик.

База знаний

Ранее мы использовали Confluence для создания единой базы знаний в компании и хранения всех данных. Пришлось найти альтернативу и ему — мы выбрали Outline, который во многом похож на Notion. Чтобы не зависеть от решений фаундеров, его можно развернуть самостоятельно. Подробнее о том, как это сделать на собственном сервере, мы скоро расскажем и поделимся ссылкой — stay tuned.

Плюсы

  • На мой взгляд, Confluence стал слишком перегруженным и медленным. Хотелось чего-то попроще, а в Outline Markdown (облегчённый язык разметки) развернется в любой читалке и редакторе.

Минусы

  • Не хватает инструмента комментирования для обсуждения "на полях".
  • Есть история документа, но уведомления о changelog-е весьма неинформативны.

Серьезных минусы для себя пока не нашел, кроме детских болячек, которые НОРМАЛЬНЫ для версии 0.6*.

Чат

Я всей душой люблю Slack — раньше намеренно изгонял из рабочих процессов Telegram, но еще 7 марта ребята написали, что прекратят работать с российскими клиентами. Теперь мы используем Rocket.Chat: его можно развернуть в облаке и сразу начать использовать. Rocket.Chat — аналог Slack, но с открытым исходным кодом. В нем есть личные сообщения, каналы, треды, реакции, форматирование и интеграция звонков.

Из плюсов: многие паттерны используются как в старом-добром Slack, местами даже удобнее.

Пока пользуюсь, и все нравится, так что минусов не обнаружил. Код всегда под рукой — удобно.

Конференц-связь

Инструменты для групповых созвонов пока не покинули российский рынок, но как мы помним — работать стоить на опережение. Для конференц-связи мы выбрали Jitsi — систему онлайн-звонков, которая написана на популярных современных языках и поддерживает множество протоколов. Решение полностью развернули у себя.

Звонок на 20 человек выдерживает сервер за 200 рублей. Считаю, это адекватное решение, которым к тому же можно полностью управлять.

Разработка интерфейсов

И еще одно решение, которое пока, кажется, незаменимо — Figma, которую мы используем для создания дизайнов и передачи макетов в разработку. Команда сервиса твердо и четко выразила свою позицию.

Из альтернатив есть Photoshop и Sketch, но думаю, к такому откату мы еще не готовы) Так что продолжаем использовать этот инструмент. Стараемся все бекапировать в собственное облако, чтобы в один момент не потерять все макеты.

А вот у Miro, которые прекратили обслуживание российских клиентов, есть альтернативное решение — это Draw.io.

Плюсы: у сервиса открытый формат xml.

Минус: не такой удобный и юзерфрендли интерфейс как в Miro, но с задачами вполне справляется.

Пока готовили статью, наткнулись на отечественный сервис Sboard (http://vc.ru/479452). Мнения пока не сложили, но будем активно пробовать!

Облако и обмен файлами

Сегодня мы пользуемся Яндекс.Диском. Возможно, со временем пойдем в сторону протокола S3 — это протокол передачи данных, разработанный компанией Amazon, которая предоставляет возможность хранения и получения любого объёма данных в любое время из любой точки сети. S3 подойдет для хранения больших файлов в рамках корп.использования.

Вместо итогов

Сложно подвести итоги этого материала: думаю, многие сейчас исследуют новые инструменты, меняют привычки, с чем-то примиряются, от чего-то сразу отказываются, а где-то стараются довести продукт до крутого решения вместе с отечественными разработчиками. Некоторые начали создавать свои продукты, и я надеюсь, что из этого выйдет что-то интересное.

В любом случае, будет надежнее собрать пул аналогов привычным сервисам, если еще не сделали этого. Предлагаю в комментариях делиться своими альтернативами и рекомендациями инструментов.

0
34 комментария
Написать комментарий...
Dmitry Freydin

В качестве альтернативы MS Office используем китайский WPS.com. Вполне довольны.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Malov
Автор

Спасибо за наводку!
Попробуем-с.

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Если говорить про альтернативу outlook, то мы у себя используем Zimbra. Очень добротный аналог. А если про альтернативу Jira, то наша система очень даже ничего...)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Freydin

Поддерживаю, Zimbra имеет простой и понятный интерфейс и даже звонилка/чат типа MS Teams есть. Все в одном окне, но это только браузерная версия насколько я помню

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Malov
Автор

Ой, а напишите в личку, хочу демо вашего продукта :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пронин

Полноценной заменой Эксель может являться?

Ответить
Развернуть ветку
BLVCK SQUARE

а чем гугл таблицы не устраивают?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пронин

И тот же инет упадет на какое-то время, что редко, но бывает, и как работать...

Ответить
Развернуть ветку
BLVCK SQUARE

там оффлайн версия есть

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пронин

Не знал, воспринимал как онлайн только

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Freydin

Через браузер не все научились работать (в большей степени касается классические организации, где есть бухгалтерия и тд. с большим опытом работы "и переучиваться не буду") + сегодня гугл есть, а завтра его нет. Практика показывает, что и данные не дадут забрать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пронин

Проблема не через браузер работать, а перейти с одного приложения на другое при уже имеющемся рабочем решении.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пронин

Потому что есть рабочий файл, изначально созданный в excel, с кучей формул, выпадающими списками с проверкой значений и пр. И многие вещи Гугл таблицы не поддерживают.
Умные таблицы есть в гугле?
Просто таблички с формулами наверно там можно вести.
И картинка вместо тысячи слов. Загрузил файл в Гугл таблицы. Вот как выглядит форма со счетом.

Ответить
Развернуть ветку
BLVCK SQUARE

Понял.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Freydin

Не проверял по поводы работы макросов, но в базовом варианте ничем не отличается, даже многие шрифты доступны, которые бесплатные пакеты не предлагают. Нам понравилось, что WPS также умеет редактировать pdf документы. Как известно, adobe за это просит хорошие деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Спасибо, надо будет посмотреть

Ответить
Развернуть ветку
Артемий Макаров

Слишком много инструментов на мой взгляд. Как понял из статьи, команда не очень большая, поэтому не понял, зачем так усложнять процессы. Как вы объясняете новичкам что к чему? У вас есть какой-то регламент?
Ещё в начале было про бекапы, вы правда делаете каждый день бекапы всех этих пространств?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Malov
Автор

Инструментов действительно много, но это выработанная с годами привычка и понимание, что развивающиеся проекты в итоге приходят к такой "обвязке" из инструментов.

Как пример, я раньше проекты начинал в трелло, но через несколько месяцев становилось понятно, что нужно переезжать в Jira. В итоге, на новых проектах я сразу заводил проект в Jira, а теперь в Redmine.

Так же и с документацией и постановкой задач. Сразу лучше писать в соответвующем инструменте (confluence / notion / outline). Чтобы потом не заниматься археологией.

Ответить
Развернуть ветку
Ревербератор

Привычка? Обвязке?
Это ваша работа -

Запускаю продукты, строю IT-команды, настраиваю процессы

анализировать и выстраивать логику рабочего процесса. И исходя из этого подбирать нужные инструменты. А вы действуете "становилось понятно" методом тыка, создаёте колхоз и тратите напрасно ресурсы.

Вам нужно менять работу и ложиться исполнителем под человека не только знающего названия инструментов, но и знающего для чего они и к каким последствиям приведёт их использование. Иначе вы много не наорганизовываете, только время потеряете.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Malov
Автор

Gitlab / Redmine / Rocket.Chat автоматически каждый день
Jira / Confluence раз в неделю, потому что там только ручная выгрузка + ограничение от платформы.
Figma реже

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Дюканова

Мы в команде так и не поняли смысл miro- как вы его используете у себя?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Malov
Автор

На самом деле, мы уже переехали на figjam, практически аналог :D

Подобного рода инструменты используем для прототипирования, диаграмм, рабочих встреч и брейнштормов. Для брейнштормов и встреч удобен, потому что хочется не ограничиваться форматом, а в miro/figjam много инструментов, чтобы оцифровать неструктурированный поток сознания.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

Miro и Draw.io это вообще 2 разные вещи

Первое это для совместных встреч, брейншторминга и каких-то фиксаций договоренностей и тп
Ну или всякие Agile активности там любят проводить (а кто-то даже целые Board там держит))

Draw.io это уже больше для аналитиков/архитекторов инструмент - ER диаграммы, sequence и прочее

Ответить
Развернуть ветку
Jacov Borisov

Статью - в закладки)
Офис недавно видел какой-то русский, под Гугл. Р офис вроде, оказалось вполне ющабельно

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Куницын

Одно удивительно, как человек после Jira можем пересесть на Redmine. Мы как бы сталкивались с подобным выбором, но во время тестов Redmine запросто делала Тайга скажем, возможно из-за того, что она была в целом из коробки пригодна для нашего воркфлоу.

Да Redmine можно плагинами расширить, но общую убогость это не снимет. И в целом воркфлоу строится на нем достаточно сложно. Если вы Jira использовали, как Trello то возможно все норм, но в целом там все деревянное и решается большими болями и компромиссами.

Раз уж юзаете продукты Яндекс. То почему не юзать их трекер и вики?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Malov
Автор

1. Вот и я очень долго удивлялся, что "возвращаюсь на редмайн и не верил сам себе. Тайгу надо будет изучить, спасибо за наводку!
2. Плагины на редмайн есть, но они в заброшенном состоянии, живем без них.
3. Конструктор воркфлоу в редмайне суровый, но он есть и достаточно гибко настраивается.
4. Из треллы быстро вырастали, поэтому не могу согласится, что использовал джиру на уровне функционала трелло :)
5. Трекер и Вики от Яндекса пробовали перед редмайном, но это прям кровь из глаз. Сырые решения (я в шоке, что им пользуются внутри яндекса и он такой сырой), пальцы откровенно ломаются от использования. Если коротко, то оставил впечатление "тормоза как в джире, уровне функционала на уровне трелло". Надеюсь, что сейчас у них период бурного развития и через год продукты станут конфеткой.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Куницын

По яндекс трекеру не соглашусь... Он очень гибкий. Но согласен, что сейчас у них проблемы из-за смены интерфейса... Причем старый интерфейс вообще по сути сломан, а новый не до конца допилен.

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Владимир, большое спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Ревербератор

Когда я первый раз попал на работу в крутую контору, то обратил внимание, что почти всё их внутреннее ПО было написано ими же самими. Даже меня заставили что-то писать, кажется, какой-то сетевой плеер.

А многие псевдоспециалисты псевдоайти компаний хернёй какой-то страдают. Сервис видеоконференс связи? Серьёзно? Я за 5 минут на яве напишу такой бесплатно.

выдерживает сервер за 200 рублей

А не пробовали вместо регулярной покупки всякой дряни оплатить хороший канал связи и все сервера у себя поставить? А потом начнётся "ой, утечка данных, даже не знаем откуда" или "ой, хостер ушел из РФ вместе с нашим сервером за 200 р".

И по поводу Office. Необходимости ВООБЩЕ использовать такие приложения НЕТ. Даже в бухгалтерии лучше организовать документооборот в специальном ПО где из вводов текста только селект выбора нужного варианта. Вы сами же загоняете себя в колхоз всякими Вордами и Экселями там, где в этом никакой необходимости нет. А потом жалуетесь на бюрократию и раздутые штаты перекладывателей бумажек.

"Уход продуктов" это отличная возможность пересмотреть и реорганизовать свою офисную инфраструктуру. А вы колхоз на колхоз меняете..

Ответить
Развернуть ветку
Борис Стетхэм

Ну и где твой сервис видеоконференций , почему ещё не на рынке. А то люди мучаются , хернёй страдают в зуме. Дед выпей таблетки, а то по жопе получишь.

Ответить
Развернуть ветку
Jacov Borisov

Подскажите, а договор с клиентом в чем, в vim'e набрать?
А общаться с клиентами только по собственному протоколу связи?
А рекламу давать в своей собственной системе рекламной?

Сайт вашей компании, надеюсь, на на цмс/фреймворке? Жёсткий самопись?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Malov
Автор

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Malov
Автор

Да, но на безрыбье и рак рыба :)
Держим кулачки за sboard http://vc.ru/479452

Ответить
Развернуть ветку
Максим Дедловский

Хорошая иллюстрация (картинка) далб*^* устройства мира, политики, юрисдикции .

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда