Искусственный интеллект в школах: помощь в раскрытии потенциала детей и подспорье для учителя

В этом году в некоторых российских регионах появятся настоящие «умные школы», оборудованные системой контроля на основе нейросети, пройдут уроки по искусственному интеллекту. О других новейших разработках в области ИИ и применении их в общеобразовательной сфере — читайте в нашем материале.

Искусственный интеллект в школах: помощь в раскрытии потенциала детей и подспорье для учителя

Возможности искусственного интеллекта

В России технологии в области искусственного интеллекта становятся важной частью образовательных программ. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявлял, что в 2022 году 35% школьников в России будут обучаться работе с ним. Задачи освоения ИИ в школах прописаны в федеральном проекте «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика».

Суммарные расходы на образование в мире, включая дошкольное, школьное и профессиональное, увеличиваются на 4,5% в год, обгоняя рост глобального ВВП в 1,5 раза. Это означает, что любой успешный бизнес в этой отрасли может рассчитывать на интерес со стороны инвесторов и потенциальных пользователей.

В России хорошо понимают, что ИИ открывает массу возможностей, поэтому власти активно способствуют его внедрению в образовательный процесс. Например, В качестве примера можно привести разработку резидента «Сколково» — «01Математика образование» с искусственным интеллектом. Система создана для школьников средних и старших классов и содержит онлайн-лекции, обучающие видео, 3D-модели, материалы для подготовки к ЕГЭ, интерактивные графики, игровые элементы с мотивационными составляющими. Проект признан социально-значимым и дважды номинирован от России на премию ЮНЕСКО в области использования ИИ в образовании.

Проверка усвоения программы

Учитель не всегда может оперативно оценить, насколько хорошо каждый из учеников усвоил материал, особенно если детей в классе много. Для помощи педагогу «Росэлектроника» (входит в «Ростех») создала передовой искусственный интеллект. С его помощью отслеживается психофизическое состояние школьника, после чего система оценивает, как состояние ребенка сказывается на усвоении учебного материала.

Еще одна интересная разработка, которая применяется в школах, — нейросервис Neuro Angel производства компании «Лаборатория знаний» (резидент «Сколково»). Он используется для усиления интеллекта человека и команд. Алгоритмы ИИ анализируют физиологические данные человека и прогнозируют его работоспособность. Компания «Лаборатория знаний» стала победителем российского этапа международного конкурса высокотехнологичных стартапов IPIEC Global 2019.

ИИ не заменит учителя, а станет его помощником

Часто звучат идеи, что искусственный интеллект может заменить учителя, как и людей во многих других сферах. Такие теории исходят из того, что робот будет вместо педагога объяснять новый материал, отвечать на вопросы учеников, проверять их знания и так далее. В целом искусственный интеллект уже умеет все это, но, несмотря на активное развитие ИИ и роботов, учителям пока рано думать о смене профессии. Все-таки личность педагога очень важна: учитель является не только источником знаний, но и примером для подражания для учеников.

Поэтому можно говорить о том, что ИИ — не замена школьному учителю, а скорее его ассистент. Пример — резидент Фонда «Сколково», компания Skyeng, разработавшая виртуального репетитора английского языка с искусственным интеллектом. Он представляет собой IT-систему, объединяющую современные образовательные технологии. Сервис анализирует навыки и знания ученика, определяет уровень его подготовки. В том числе, разработка способна «понимать» английскую речь школьника и анализировать ее качество.

Уже появились и роботы, обладающие эмпатией. Один из примеров — робот iCat — кошка, которая обучает детей игре в шахматы. Она дает советы и обладает способностью считывать эмоции: если iCat понимает, что ребенку грустно или сложно, она дает ему подсказки или пытается поднять настроение. С такими роботами дети общаются намного охотнее, чем с теми, которые не умеют сопереживать.

Искусственный интеллект и гуманитарные науки

Есть два противоположных мнения по поводу будущего школьной программы. Одни специалисты считают, что гуманитарные предметы больше не актуальны и скоро станут чем-то вроде изучения латыни, а, возможно, совсем исчезнут. Такие эксперты уверены, что школьная программа должна взять за основу предметы об искусственном интеллекте, математику и другие технические науки.

Другие исследователи, наоборот, полагают, что ИИ освободит человека от рутинных занятий и даст ему больше возможности развиваться в гуманитарных науках и искусстве. Сторонники этой концепции считают, что современное образование должно специализироваться на развитии в человеке таких качеств и навыков, которые пока недоступны искусственному интеллекту. В будущем специалисты гуманитарного профиля станут более востребованы, а ИИ станет помощником в раскрытии потенциала людей.

44
Начать дискуссию