Как RPA-технологии повышают эффективность логистики

Сегодня множество рабочих задач логистической отрасли имеют рутинный характер, на них затрачивается большое количество времени. Например: заполнение форм, анкет, сверка данных, обновление одних и тех же данных в разных системах, подбор перевозчика или транспортного средства, маршрутизация и формирование заказа, оформление комплекта сопроводительных документов, их получение и обработка, оформление страхования груза, контроль исполнения заказа, расчет стоимости, формирование актов и т.д.

Технология RPA (Robotic Process Automation) позволяет автоматизировать бизнес-процессы, включая глобальную цепь поставок и логистическую отрасль. Роботизированная автоматизация процессов (RPA) - это использование программного обеспечения с искусственным интеллектом (ИИ) и возможностью машинного обучения для обработки повторяющихся задач большого объема, которые ранее выполнялись людьми. Данная технология позволяет сократить количество персонала, заменяя людей роботами и оптимизируя число трудозатрат.

Темпы роста российского рынка RPA-технологий не сильно отличаются от международного рынка. По разным оценкам ежегодный прирост будет составлять в среднем от 30-50 % в год. Пока в нашей стране рынок RPA находится на стадии формирования. По итогам 2021 года некоторые участники рынка оценивают его в 16 млрд рублей (по данным TAdviser).

RPA-технологии основаны на работе программных роботов, которые проходят процесс самообучения, наблюдая за действиями пользователя или группы пользователей. Роботы отмечают те действия, которые повторяются регулярно, самостоятельно выделяют закономерности и формируют собственную схему действий.

RPA в логистике применяются для автоматизации обработки заказов и платежей, для закупок, контроля уровня запасов и отслеживания поставок. Многие компании до сих пор используют ручной труд и бумажные документы для выполнения этих действий.

Стоит отметить, что логистическая отрасль в России пока слабо и недостаточно автоматизирована. Это объясняется недостаточно развитым рынком и консерватизмом отрасли в плане использования современных технологий. Несмотря на это, спрос на системы автоматизации и роботизации постоянно растет, как и количество цифровых решений, готовых разрабатывать и предлагать отраслевым клиентам новые продукты.

Как RPA-технологии повышают эффективность логистики

RPA-технологии были глубоко раскрыты на крупнейшей конференции об инновационных технологиях для решения задач бизнеса TECH WEEK 2022 15-17 ноября. Многие компании поделились своим опытом использования RPA-технологий в своих продуктах.

Представитель компании ЛОГОСОФТ Кирилл Борундаев рассказал про оптимизацию логистических процессов на платформе Vezubr за счет применения цифрового двойника логиста (электронного логиста) на основе RPA-технологий. Он основан на работе искусственного интеллекта (ИИ), решающего задачи любой сложности за максимально короткий отрезок времени. В результате внедрения электронного логиста Скорость обработки одного заказа снижается с 56 минут до 16 минут и 18 секунд, а количество ошибок сокращается с 99 % до 1 %. Это оптимизирует процесс обработки заказа и существенно снижает число трудозатрат. Везубр подчеркивает важность применения RPA-технологий для оптимизация операционных затрат любой компании.

Актуальность использования RPA-технологий подтвердил представитель компании Sber Сергей Кобец. Он поделился опытом использования RPA-технологий в HR-сфере на примере чат-бота в задачах цифровизации крупных корпораций. Переход на удаленную работу изменил специфику работы HR-отдела, усложнил и замедлил решение привычных вопросов. Решением стало использование чат-бота для сотрудников в корпоративном HR-приложении. Он позволил закрыть множество внутренних рутинных задач сотрудников. К ним относятся подача заявления на отпуск; расчет отпускных; консультации по тестированию и вакцинации от COVID-19; информирование по производственному календарю и оплате труда; помощь в избавлении от стресса с помощью практик от лаборатории нейронаук, онлайн-курсов и сервисов банка для ментального здоровья и др. С помощью применения этой технологии сотрудники компании стали работать гораздо эффективнее, уделяя больше времени своим рабочим задачам.

В ближайшем будущем планируется увеличить масштаб использования RPA-технологий, способных перевести рутинные операции в введение аппаратных роботов, автоматизируя бизнес-процессы.

Начать дискуссию