Математики из Армении создали сервис, который убирает посторонние звуки во время звонков

С помощью нейросетей Krisp определяет раздражающие шумы (вроде плача ребёнка или шуршания бумаги) и в реальном времени вырезает их из аудиопотока.

Интерфейс Krisp
Интерфейс Krisp

Krisp — это приложение, которое в режиме реального времени устраняет посторонние звуки во время звонков через Skype, Slack и другие VoIP-сервисы.

Пользователь может выбрать, какие шумы блокировать: входящие или исходящие. Первый способ подходит для ситуаций, когда собеседник (или собеседники) находится на оживлённой улице.

Второй — когда пользователь хочет скрыть своё окружение. Например, если звонок застал его в кофейне по пути на работу.

Приложение способно различать и подавлять такие звуки, как шум улицы, кафе или аэропорта, детский плач, шуршание бумаги, стук клавиш и многие другие.

Пример использования сервиса

Технология

Krisp — продукт американской компании с армянскими корнями 2Hz, которую в 2017 году основали два друга: Давит Багдасарян и Артавазд Минасян.

Шумоподавление сервиса работает благодаря технологии машинного обучения.

Команда проекта собрала два датасета: в первом было несколько десятков тысяч аудиозаписей с различными звуками-шумами (например, автомобильной сигнализации). Во втором — примеры чистой речи, записанной в студии.

Затем разработчики стали генерировать сэмплы — накладывать шумы на чистую речь и создавать множество вариантов комбинаций с разными звуками и уровнями громкости.

Например:

  • Тихая речь с громким звуком пожарной сирены.
  • Громкая речь с громким звуком пожарной сирены.
  • Громкая речь с тихим звуком пожарной сирены.
  • Тихая речь с тихим звуком пожарной сирены и так далее.

Далее они создали нейросеть и использовали получившиеся сэмплы для её обучения. Если грубо: давали образец речи с шумами, образец чистой речи без шумов и предлагали убрать лишнее.

И повторяли процедуру множество раз, пока нейросеть не научилась эффективно распознавать и убирать шумы.

Математики из Армении создали сервис, который убирает посторонние звуки во время звонков

Идея

Давит Багдасарян родился и вырос в Армении, а также получил степень магистра в области компьютерных наук в Ереванском государственном университете.

Со студенческих лет он работал в местных аутсорс-компаниях, которые создавали ИТ-продукты для зарубежных клиентов — в том числе из США.

Одним из таких заказчиков была компания Validity Sensors, которая выпускала сканеры отпечатков пальцев для ноутбуков и смартфонов. В 2008 году руководство предложило Багдасаряну переехать в США и возглавить департамент информационной безопасности.

Он проработал в Validity Sensors четыре года, а затем ушёл в стартап Nok Nok Labs, который открыл один из его бывших руководителей. Компания занималась решениями в сфере безопасности, и Багдасарян отвечал за разработку протокола FIDO (Fast IDentity Online), который потом стали использовать Google, Facebook, GitHub, Microsoft и другие компании.

Давит Багдасарян
Давит Багдасарян

Со временем он заскучал и решил сменить сферу. В 2016 году устроился в компанию Twilio, которая разрабатывает API для корпоративных коммуникаций.

С помощью ПО Twilio компании могут принимать и совершать звонки, а также отправлять и принимать SMS. Например, Uber использует Twilio для звонков между пассажирами и водителями.

«Мы постоянно ломали голову — как улучшить качество аудио. Чаще всего звук ухудшался именно из-за шума на заднем плане», — вспоминает Багдасарян.

Мне тогда казалось: «Окей, это классическая проблема, которую может решить машинное обучение».

Нужно научить нейросеть, что есть шум, а что — человеческий голос, и разделить их. Мне было любопытно — почему никто ещё не решил её.

Давит Багдасарян

У предпринимателя была и личная причина взяться за проблему. Какое-то время он работал удалённо, находясь в Армении. Из-за разницы во времени ему приходилось коммуницировать с командой по вечерам, и он не знал, где его застанет очередной звонок: в гостях с шумными детьми, в кафе или где-то ещё.

«И я подумал, что было бы круто иметь под рукой сервис, который скрывал бы окружение, чтобы другие участники беседы не могли понять, где ты находишься», — вспоминает Багдасарян.

В конце 2016 года Багдасарян рассказал об этой идее своему приятелю, доктору математических наук Артавазду Минасяну. К тому времени у него уже было несколько компаний в ИТ-сфере. Кроме того, он как раз искал интересные проекты в сфере машинного обучения.

Минасян начал изучать, как можно реализовать идею, и привлёк знакомого математика Степана Саргсяна (сейчас он главный научный сотрудник 2Hz).

Осенью 2017 года Багдасарян окончательно решил уволиться из Twilio и переехать всей семьёй в Армению. Через несколько недель после возвращения они вместе с Минасяном открыли 2Hz.

Трудности разработки

Первые несколько месяцев партнёры посвятили разработке технологии шумоподавления (приложение Krisp появилось только спустя полгода) и для этого подобрали команду исследователей.

«Среди наших сотрудников было шесть докторов наук. И так получилось, что я оказался единственным членом команды без докторской степени», — вспоминает Багдасарян.

Компании требовалось разработать эффективные алгоритмы, которые могли бы в режиме реального времени вырезать посторонние звуки из аудио. Для этого им пришлось решить ряд инженерных задач.

При естественном разговоре задержка между передачей речи не должна превышать 200 миллисекунд. Если нейросеть не успеет обработать аудио за это время, общение станет проблематичным.

Например, абонент Б услышит первую фразу собеседника и ответит на неё в тот момент, когда абонент А будет произносить уже вторую или третью — они запутаются.

На задержку влияют три фактора — скорость интернет-соединения, скорость вычислений нейросети и скорость вычислений аудиокодеков.

Для работы современных кодеков нужно от 5 до 80 миллисекунд. На скорость интернет-соединения пользователей разработчики повлиять не могли.

Соответственно, им требовалось оптимизировать скорость работы нейросети. А она также зависела от трёх факторов.

  • Вычислительной мощности платформы пользователя — нейросеть не должна быть слишком «прожорливой».
  • Архитектуры нейросети — чем эффективнее шумоподавление, тем больше операций и расчётов необходимо выполнить.
  • Частоты дискретизации аудиосигнала. Это качество звука. Например, частота дискретизации при телефонной связи — 8 кГц, а в большинстве VoIP-приложений — 16 кГц. Чем выше этот параметр, тем больше времени и ресурсов необходимо для работы нейросети.

Команде 2Hz потребовалось несколько месяцев на поиск оптимального сочетания между качеством шумоподавления и быстродействием.

Мы тогда сами не совсем отчётливо понимали, во что ввязываемся.

У нас тогда не было экспертов в команде, только математики. Но с другой стороны, если бы мы знали, что нас ждёт впереди, то могли бы испугаться и сдаться.

Давит Багдасарян

В итоге они разработали технологию, которая позволяет не только убирать шумы, но улучшать качество звука: автоматически заполнять прерывания, регулировать громкость и увеличивать частоту дискретизации. Все вычисления происходят за 15 миллисекунд.

При этом, согласно спецификации, для вычислений в реальном времени минимальная частота процессора должна быть больше 200 МГц.

Тактовая частота процессоров, которые используются в современных смартфонах, гораздо выше. У Qualcomm 845 (применяется в Google Pixel 3, Samsung Galaxy Note 9, Xiaomi Mi Mix3) по четыре ядра с частотой 2,8 ГГц и 1,8 ГГц.

Акселератор и инвестиции

Багдасарян думал, что как только команда разработает алгоритм — к 2Hz выстроится очередь из клиентов, желающих приобрести технологию.

Однако этого не произошло. «Сейчас я понимаю, что это был очень наивный взгляд на бизнес», — рассуждает предприниматель. Один знакомый посоветовал Багдасаряну пройти программу акселерации, чтобы узнать о потребностях бизнеса.

Он сказал: «Вы что, действительно хотите вести бизнес из гаража, даже не зная, что действительно нужно миру? Почему бы не выйти и не изучить его?».

Это был довольно простой вопрос, но у нас действительно не было ответа на вопросы: «А что на самом деле хочет мир? Какой продукт ему нужен?».

Давит Багдасарян

У Багдасаряна остались контакты людей из Кремниевой долины, и они познакомили его с представителями акселератора из Беркли SkyDeck, который инвестирует в исследовательские компании.

SkyDeck одобрил заявку 2Hz и сделал посевные инвестиции в размере $100 тысяч. Кроме того, предприниматели привлекли ещё около $400 тысяч от двух фондов из Армении (Granatus Ventures и SmartGateVC) и американского фонда HIVE Ventures, который инвестирует в стартапы с армянскими корнями.

Первоначально Багдасарян планировал продавать лицензии на технологию удаления нежелательных звуков производителям техники (например, смартфонов или гарнитур), автомобилей (для улучшения аудиосистем), телекоммуникационным операторам (для улучшения качества связи), call-центрам и разработчикам стриминговых сервисов.

Некоторые эксперты акселератора знакомили предпринимателей с представителями компаний, которых могла заинтересовать их технология.

Однако переговоры шли «крайне медленно» — они уже использовали технологии шумоподавления (пусть и менее совершенные) и не видели смысла что-то менять.

Но Багдасарян замечал, что люди приходят в восторг, когда он показывает им примеры работы алгоритмов. Тогда у команды 2Hz возникла идея — разработать продукт для обычных потребителей, с его помощью рассказать о технологии и привлечь enterprise-клиентов.

В апреле 2018 года 2Hz стала разрабатывать приложение Krisp. И хотя в то время компании не удалось заинтересовать крупных клиентов, на продукт обратили внимание американские инвесторы.

Увидев работу технологии на практике, они оценили её перспективы и вложили в компанию $1,5 млн. В посевном раунде, который состоялся летом 2018 года, приняли участие два крупных фонда — Sierra Ventures и Shanda Group.

Команда 2Hz
Команда 2Hz

Продвижение и популярность

Компания представила Krisp в октябре 2018 года. В конце месяца Багдасарян опубликовал статью о продукте и технологии в блоге для разработчиков компании Nvidia.

По словам предпринимателя, материалом поделились более тысячи пользователей в социальных сетях, что стоило ему бессонной ночи: он до утра отвечал на сообщения с вопросами.

Ночью 16 ноября один из пользователей опубликовал ссылку на Krisp в сообществе Hacker News, а утром неизвестный анонсировал продукт на платформе Product Hunt.

Это не входило в планы 2Hz — у команды не было необходимых маркетинговых материалов, и Багдасарян попытался связаться с администрацией сервиса, чтобы она удалила упоминание Krisp.

Однако когда представитель администрации наконец-то вышел на связь, Krisp уже имел все шансы стать продуктом дня — и предприниматель решил оставить всё как есть.

Впоследствии Krisp занял первое место в номинации «Продукт дня», третье место в номинации «Продукт недели» и четвёртое в номинации «Продукт месяца», а также первое место в номинации «Продукт года» в категории «Звук и аудио».

Krisp стал лучшим маркетинговым средством для нашей технологии.

Не проходит и дня, чтобы какая-нибудь крупная компания не прислала нам письмо вроде: «Привет! Сколько будет стоить интеграция вашей технологии в наш бизнес?».

Давит Багдасарян

По словам Багдасаряна, сейчас у версии для Mac около 20 тысяч установок и около 6000 активных пользователей в неделю (активными считаются те, кто хотя бы раз в неделю воспользуется приложением).

В ближайшее время 2Hz планирует выпустить версию Krisp для Windows, что увеличит целевую аудиторию приложения во много раз, рассуждает предприниматель.

Например, компания планирует таргетировать продукт на геймеров, которые часто создают групповые чаты на несколько десятков человек на платформе Discord и в других VoIP-сервисах

«Технология шумоподавления Discord не справляется с такими ситуациями, когда участники звонка находятся в шумном окружении. Поэтому наш продукт может привлечь геймеров», — рассказывает Багдасарян.

В будущем компания планирует ввести монетизацию сервиса, однако пока Багдасарян затрудняется ответить на вопрос о конкретной модели и тарифах.

Кроме того, сейчас 2Hz ведёт переговоры с крупными enterprise-клиентами о лицензировании технологии шумоподавления — как и планировалось изначально. Пока у компании нет платящих клиентов, но она «близка к первой выручке».

Мы развиваемся на венчурные инвестиции. Это типичный сценарий для ИТ-компании: нужно время и ресурсы, чтобы закончить создание технологии.

Но когда всё готово, выручка растёт очень быстро.

Давит Багдасарян

В будущем 2Hz планирует выйти на рынок сервисов для улучшения качества видео.

Обновлено 12.06.2019. Компания 2Hz представила версию для Windows. Сервис стал продуктом дня, получив 236 положительных реакций.

209209
158 комментариев

Комментарий недоступен

58

Вы угадали :)
Только что наш QA инженер протестировал Krisp со звуком мангала - идальный звук вышел

76

ну и стереотип про армян :Д

5

Завидуй молча, мусульманин несчастный😂
Вам то еще далеко до прогресса....

Всегда было интересно, а с кем русские ассоциируются у армян, грузин, белорусов, украинцев и тд, какие про нас стереотипы?

Багдасарян здорового человека

45

@ конфколл с заказчиком
@ система фильтрует твой голос, потому что он слишком детский

38