Зачем я пытался сделать сервис, совмещающий Notion и Obsidian

Привет! Я Дмитрий Коржов — основатель AskMeAnything и Product Knowledge Manager в Improvado. Специально для PMCLUB рассказал, как создавал базу знаний в «Сбере», зачем разрабатывал аналог Notion, как сейчас организую работу команды в «закрытой» Tana и при чём здесь демократизация данных.

Дизайн моего проекта Morphic

О чём говорим

Ключевая идея статьи не в обзоре сервисов (что тоже полезно), а в представлении, как они должны выглядеть для удобной и эффективной работы для проектных и продуктовых менеджеров, аналитиков и разработчиков. Можно комбинировать инструменты, пробовать новое, но главное — удобное хранение знаний и поиск.

Важно обращаться к предыдущему опыту и смотреть, какие вводные были у прошлых проектов, какие проблемы возникали, как их решали. Это позволит не спотыкаться каждый раз на одном месте.

Карта знаний для «Сбера»

Я работал в «Сбере», проводил исследования и глубинные интервью, которые помогали продактам разрабатывать функции и дополнительные продукты. Но в компании не был выстроен процесс работы с инсайтами. То есть знания, полученные в ходе ресёрчей, не сохранялись и не переиспользовались. Никто не хотел пересматривать часы видеоинтервью . В результате моя команда проводила много избыточных исследований.

Тогда пришла идея автоматизировать и улучшить этот процесс. Я создал связанную систему:

Airtable (хорошо интегрируется с другими сервисами) + Confluence (в нём обычно работают продакты) + хранилище файлов.

Как это было устроено: мы дали всем исследованиям названия в едином формате и добавили их Airtable — с инсайтами и ссылками на файлы интервью. Эти данные дублировались в Confluence с единой системой тегов, в которых прописывали ЦА, даты регистрации/создания, поиск, отклик, компанию и профессию.

Так выглядела база исследований в Airtable

К этой системе открыли доступ всем продактам — и за несколько месяцев накопилось более 1000 строк инсайтов пользователей и статистики. В итоге количество исследований снизилось примерно на 30%.

Мы демократизировали процесс исследований и сделали информацию доступной. К примеру, у сотрудника есть гипотеза, он хочет выпустить функцию. Чтобы не начинать с нуля, он идёт в Confluence или Airtable, вбивает название функции и получает сотню инсайтов от клиентов: что они думают по поводу конкретной проблемы. Так человек начинает работу с более чётким видением продукта и особенностей разработки, дизайна и маркетинга.

Почему Notion не подходит крупным компаниям

После «Сбера» я занялся собственными проектами, в том числе стартапом Morphic. Его главная идея в том, чтобы объединить в себе функциональность Notion и Obsidian. Но о «морфике» чуть позже.

В зрелых компаниях никто не ведёт работу в Notion. Это слабый инструмент для разработчиков, но крутой для малых команд на 10-20 человек. Крупный бизнес использует Jira, Asana и другие тулы, которые позволяют отслеживать время, строить диаграммы Ганта и прочее. Notion не создан для этого. Он решает много задач, но ни одну — хорошо.

Даже ведение знаний в Notion хромает из-за плохой системы бэклинков. Об этом я писал у себя на Medium. Для сравнения возьмём Obsidian. Во-первых, в нём вся информация отображается в виде дерева данных, на котором можно связывать документы друг с другом. Это позволяет видеть связи и быстро ориентироваться.

Во-вторых, в Obsidian можно искать документы по метаданным парой строчек простого кода.

Пример моих метаданных в Obsidian
Выдача

Но чтобы найти конкретные документы среди тысяч страниц в Notion, придётся покопаться вручную. Сервис хромает, когда речь идёт о разработке, работе с процессами, со спринтами, с тайм-трекингом, стори-поинтами и глубоким планированием.

Что я хотел предложить

Заметив проблемы Notion, я решил создать свой сервис Morphic с улучшенной навигацией по базе знаний. В основе стартапа было заложено две идеи:

1. Система бэклинков. Если пользователь упомянул где-то страницу, он может быстро перейти к оригинальному документу и ко всем связанным с ним страницам.

2. Возможность запросов документов. То есть поиск страниц по метаданным. Например, эта функция позволит показать все задачи по конкретному сотруднику. Или если политики компании разбросаны по всей базе, то одним тегом их можно вывести в единый список.

Лендинг Morphic

Я сформулировал идею Morphic, собрал прототипы, лендинг. Но очень долго искал разработчика. А когда нашёл и мы начали писать код, он пропал и перестал отвечать. Поэтому я заморозил проект и переключился на другой.

В то же время нашёл сервис Tana, в котором уже были реализованы все мои идеи. О нём и расскажу подробнее.

Tana — новый, сыроватый, но невероятно мощный инструмент

Ключевая концепция Tana — в супертегах. В любое место на странице можно добавить супертег, в котором есть встроенные (assign, due date, focus date, priority) и созданные пользователем поля.

В Tana есть иерархия супертегов. Например, тег «action» самый высокий в иерархии (цвет тега показывает уровень: красный — высокий, серый — средний, оранжевый — низкий). Соответственно, тег «action» содержит в себе низкоуровневые теги, такие как «task», а «task» наследует поля из «action». В «task» можно добавить собственные поля и создать теги, которые будут наследовать их из «task». Получается система переиспользования параметров.

Зачем это нужно? Так документы связываются друг с другом и пользователь может быстро найти все страницы с общими тегами.

С помощью простого языка запросов можно обращаться к супертегам, фильтровать, отображать данные в виде таблиц, карточек, досок и так далее.

По запросу получаю все карточки в Tana, выбираю свои и невыполненные

Также контент внутри карточек автоматически обновляется. Например, пользователь работает в одном проекте — а его карточки отображаются и обновляются на других страницах.

Tana пока на стадии закрытого бета-теста. Я связался с основателем, и мне открыли доступ. Сейчас в сервисе работает моя команда из шести человек. Планируем вскоре масштабировать инструмент на несколько департаментов. Прогнозирую, что через год Tana станет новым трендом на корпоративном рынке, так как ребята фокусируются именно на командной работе.

Демократизируй это

Без разницы, в каком именно сервисе вы работаете, ключевое — выстроить систему так, чтобы сотрудники могли быстро обращаться к прошлым проектам и не повторять ошибок. Мой главный месседж к проджектам, аналитикам и российским стартапам, которые делают аналоги Notion и Trello: помните о демократизации данных и выстраивайте систему так, чтобы все документы были под рукой.

Материал подготовила онлайн-школа для менеджеров проектов и продуктов PMCLUB. Мы рассказываем об эффективном управлении, планировании и рабочих инструментах. Подписывайтесь на нас на vc.ru и в Telegram.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Alex Fadeev

Вы сравниваете тулзы для командной работы с Obsidian, который не создан для команд. Там нельзя совместно редактировать документы... Также упомянули граф в Обсидиане, но он же не презентабелен - если много заметок, то вы получаете просто кучу элементов на графе, между которыми точно также невозможно ориентироваться как и в любой другой похожей системе.
Если честно, я не очень понял, почему тоже самое, что вы реализовали в Airtable, нельзя было сделать в ноушене, если это просто получился поиск по тегам в виде таблички.
Кстати, в Ноушене же есть беклинки, но вы про них не упомянули. Понятно, что они реализованы не так удобно как в том же Обсидиане, но функционал же есть и задачу выполняет)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Коржов

Там можно редактировать совместно. Obsidian Sync. Да, он не предназначен, но люди его так используют. И в Obsidian есть тариф для работы нескольких пользователей. Если такое у них на сайте есть, значит был такой запрос и они его удовлетворили.

Потому что основная база знаний лежала в Confluence, зачем мне Notion? Мне нужны таблицы. В Notion таблицах нельзя писать скрипты и делать очень много классных вещей, которые есть в Airtable.

Ответить
Развернуть ветку
Док

Я спросил, тариф Корпоратив не даёт никаких фич в обсидиане, он нужен тупо для лицензии

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Коржов

Ну да, беклинки в Notion:) Это звучит также забавно, как и реализовано у них)

Ответить
Развернуть ветку
DIGITAL СФЕРА

Ну граф в Обси все равно полезная штука — как минимум эстетическое удовольствие получить)) Ну а серьезно — видите "коконы", возможно карты контента создать из какой-то заметки. Видно "Брошенные заметки". Хотя что на большом объеме это сливается в клубок неразберихи — соглашусь.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Бадулин

Мечтаю не о складе 'чего-нибудь из прошлого', пусть и с фракталами-графами, некоего интерполирующего ...
А - экстраполирующего, с ИИ и BI-рекомендацией по НЕОБХОДИМОСТИ ДОПОЛНЕНИЯ Данных, Связей и Смыслов, типа как в диалоге из 'Брилиантовой руки':
'... — Теперь вот такое предложение: а что, если…
— Не стоит.
— Ясно… Тогда, может быть, нужно…
— Не нужно.
— Понятно. Разрешите хотя бы…
— А вот это попробуйте. Вам поручена эта операция, так что действуйте!
...'

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Петров

Fibery.io

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Коржов

Мы пробовали, слишком много ограничений)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor S

Сервис прилег отдохнуть

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Коржов

Увы, DDOS атаку переживаем сейчас:(

Ответить
Развернуть ветку
Elena Pliner

Вопрос в том, что многие пытаются сделать из Notion то, что он изначально не делает) Статья интересная, но Notion тут как будто для привлечения внимания)

Ответить
Развернуть ветку
p shu

Спасибо за статью, с интересом прочитал.

Пробовал Obisdian для систематизации данных и быстро забросил. В моем опыте было много сопротивления и мало ощутимого профита.

Ноушеном пользуюсь преимущественно для планирования рутины. Данные искать и хранить там и правда неудобно, разве что какую-то мелочевку, не в формате zettelkasten). В ноушене очень не хватает recurring tasks. Вы очень верно заметили что он многое умеет, но мало что действительно хорошо.

Кажется, идея объединить два подхода и правда годная.

Субъективно, хз можно ли такое забутстрапить одним разработчиком, на мой взгляд звучит как магия слишком большого проекта. Чел недооценил объем и ожидаемо пропал.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Меня вообще удивляет, как многие повторяя друг за другом бегают и кричат на каждом углу про notion, а потом выясняется что он не так уж хорош.. что людям через маркетинг в уши вольют, с тем и бегают..

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Мартынов

В ноушене недавно добавили повторяющиеся задачи на базе шаблонов в дб https://www.notion.so/releases/2022-11-08

Ответить
Развернуть ветку
DIGITAL СФЕРА

Про обсидиан — потому что наверное система от гиков для гиков. Большая часть функционала — плагины комьюнити, и только потихоньку их в ядро включают. Те надо сначала разобраться хорошенько, что куда и почему. А вот для зеттеля обсидиан очень хорошо подходит, кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коротков

Все это выглядит нечеловечно

Люди любят миро и ноушен потому, что они сделаны людьми для людей. И поэтому у них нет аналогов

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Коржов

Это абсолютный абсурд)

Люди любят миро и ноушен, потому что они простые и понятные. Аналогов их сотни)

Ответить
Развернуть ветку
Egor Savelyev

"В Tana есть иерархия супертегов. Например, тег «action» самый высокий в иерархии (цвет тега показывает уровень: красный — высокий, серый — средний, оранжевый — низкий). Соответственно, тег «action» содержит в себе низкоуровневые теги, такие как «task», а «task» наследует поля из «action». В «task» можно добавить собственные поля и создать теги, которые будут наследовать их из «task». Получается система переиспользования параметров."

Честно говоря непонятно, для кого этот инструмент и как его можно эффективно использовать. Больше похоже на создание инструмента просто ради создания инструмента, без понятной ориентации на ЦА, какие проблемы решает и какие задачи исполняет.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Коржов

Вы прочитали пару строк об этом приложении и поверхностно решили, что это «создание инструмента, ради инструмента». Рассмотрите это приложение глубже и поймете то, как вы ошибались)

Ответить
Развернуть ветку
DIGITAL СФЕРА

Obsidian хорош, конечно, для ведения базы знаний. Жалко что пока нет нормальной реализации таблиц и баз данных, но уже работают над этим и есть тот же DataView и DBFolder. Хотя все равно для большой таблицы приходится Excel или Sheets создавать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
DIGITAL СФЕРА

Сам пользуюсь Обсидианом. Конечно самая большая боль — таблицы, и их пока даже в дополнениях нормально не решили. Но мы не унываем))

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коротков

Все это выглядит нечеловечно

Люди любят миро и ноушен потому, что они сделаны людьми для людей. И поэтому у них нет аналогов

Ответить
Развернуть ветку
DIGITAL СФЕРА

Ну обсидиан тоже много народу любит и активно пользует. И сообщество активное, которое плагины пишет. Плюс при должном знании можно и самому начать плагины клепать.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений М

Coda.io

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Коржов

Классный тул!

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда