Зачем бизнес переходит на корпоративные мессенджеры, если есть Telegram

Рассказываем, почему компании не общаются в привычном Telegram, а уходят в корпоративные сервисы. В статье коротко о том, что влияет на решение переехать.

Зачем бизнес переходит на корпоративные мессенджеры, если есть Telegram

В статье поговорим сразу на две темы.

Сначала разберемся, какие ходят легенды о причинах переезда компаний на отдельные платформы. После расскажем, почему на самом деле бизнес не выбирает популярный Telegram, а переходит в мессенджеры для работы.

Мифы – разрушаем

Миф первый. Корпоративные мессенджеры нужны, чтобы разделить личное и рабочее

Зачем бизнес переходит на корпоративные мессенджеры, если есть Telegram

Распространенное мнение: компании внедряют корпоративные мессенджеры потому, что сотрудникам так проще разделить работу и личную жизнь.

Что думаем: это вопрос распределения рабочего времени. Покупка отдельной платформы не поможет.

Представим: менеджер Миша работает в компании, которая раньше общалась только в Telegram. Мишу это напрягало – он отвлекался на мемы, новости и личные чаты. Компания переехала в корпоративный мессенджер – ситуация не поменялась.

Миша не взял себя в руки и не сконцентрировался на задачах. Отдельное рабочее приложение не мешает открыть тот же Telegram на смартфоне, чтобы полистать ленту каналов.

Что в итоге: дело в силе воли сотрудника. Причина для внедрения отдельной платформы сомнительная.

Миф второй. Компании переходят в корпоративные мессенджеры, потому что в них доступны треды

Зачем бизнес переходит на корпоративные мессенджеры, если есть Telegram

Еще одно популярное мнение – ветки обсуждений помогают разгрузить групповые чаты и уменьшают поток ненужной информации. С порядком в чатах согласны: сделали треды в eXpress, пользуемся, нравится.

Что думаем: проблему с флудом треды сами по себе не закрывают.

Представим: Миша любит поспамить в чаты стикерами или сообщениями не по делу. Компания переехала в Mattermost – наблюдаем, как изменилась ситуация.

Никак, если коллеги не объяснили Мише, что спам отвлекает. Корпоративный сервис не мешает флудить в тредах – мемы будут раздражать уже не в одном групповом чате, а в нескольких обсуждениях сразу.

Да, треды помогают навести порядок в чатах, но от флуда не спасают. Если коллеги разгружают в чат или обсуждение камаз со стикерами, не отвлекаться не получится.

Что в итоге: треды – приятный бонус, но не отправная точка к покупке платформы для работы.

Причины внедрения корпоративных мессенджеров из нашего опыта

Что важно знать перед тем, как начнем: компании и команды, с которыми мы общались, редко называют только одну причину переезда. Они идут в комплексе.

1. Зарубежные сервисы не работают или скоро перестанут работать

Зачем бизнес переходит на корпоративные мессенджеры, если есть Telegram

Понимаем, что за год от импортозамещения люди устали, но задача не стала менее горящей.

Компании выбирают приложения, похожие на те, что они использовали раньше. Нужен набор функций, который закрывает конкретные задачи бизнеса.

Представим: до февраля 2022 года компания использовала Microsoft Teams. В этом году подписка заканчивается. Начинается поиск платформы, в которой доступно, например, управление группами пользователей (за счет интеграции с Active Directory), видеоконференции на 40-50 человек и секретные чаты.

Telegram здесь не подходит хотя бы потому, что из трех функций предлагает только секретные чаты. Компания скорее выберет eXpress, Rocket.Chat или Пачку.

Почему еще Telegram не сможет заменить ушедшие сервисы: корпоративные мессенджеры – единое пространство для общения всей компании. В этом есть несколько плюсов:

1. Централизованное управление учетными записями. Аккаунты для сотрудников создает и удаляет администратор. После этого найти коллегу в сервисе может любой человек в компании. Не нужно танцевать с бубном, чтобы добавить новичка в десятки чатов или долго и мучительно выпрашивать его контакт.

2. Корпоративный поиск. Любую информацию за годы работы можно найти в рабочих чатах, даже закрытых. Если сообщение осталось в телеге уволенного сотрудника, найти его – задача невыполнимая.

Плюс корпоративных мессенджеров еще и в том, что разработчик может по запросу добавить функции, которые нужны бизнесу. С Telegram такое не прокатит – сервис развивается по собственной стратегии, и разработчиков не интересует, что там нужно компаниям.

2. Требования информационной безопасности и иногда законодательства

Зачем бизнес переходит на корпоративные мессенджеры, если есть Telegram

Подходит для крупных компаний и госкорпораций.

Публичные мессенджеры – те же Signal и Telegram – делают акцент на безопасности. Но в компаниях их не используют – службы ИБ не разрешают.

Во-первых, сообщения из облачных чатов телеги можно легко спарсить – и данные утекут.

Во-вторых, к серверам публичных мессенджеров нет физического доступа. Приложения нельзя вписать в корпоративный контур информационной безопасности.

Список требований шире:

  • установка на собственные сервера;
  • механизмы защиты – шифрование, криптоконтейнер, TLS и DTLS, секретные чаты;
  • интеграция с кучей систем информационной безопасности;
  • регистрация в реестре ПО;
  • сертификация ФСТЭК – это важно не всем, но многим.

Для бизнеса все, что описали выше, – жизненная необходимость. В публичных мессенджерах запросы ИБ удовлетворить не получится.

3. Контроль конфиденциальной информации

Зачем бизнес переходит на корпоративные мессенджеры, если есть Telegram

В публичных приложениях сотрудник распоряжается информацией компании, как посчитает нужным. Для бизнеса это риск утечек.

Что тут важно:

  • Контроль доступа к информации. Например, никому, кроме бухгалтера и топ-менеджеров, нельзя будет даже отправить финансовый отчет.
  • Запрет на экспорт информации (open in или share to). Файлы или фото не сохраняются на устройстве и не отправляются в телегу.
  • Дистанционное удаление корпоративного профиля по команде с сервера, если сотрудник уволился или потерял телефон.

Да, доверие – это круто, но бизнесу недостаточно слов “обещаю, что ничего не унесу”. В корпоративных мессенджерах информация компании принадлежит только компании.

4. Перенос на мобильную платформу рабочих инструментов

Зачем бизнес переходит на корпоративные мессенджеры, если есть Telegram

Корпоративный мессенджер – это тот фундамент, который трансформируется в суперапп. Такие приложения из потребительского сегмента занимают место на первом экране смартфона. Посмотрите на Яндекс Go, Сбер или Тинькофф – они всегда в быстром доступе

Бизнес тоже смотрит в сторону суперприложений для работы. Компании внедряют корпоративные мессенджеры, которые со временем обрастают интеграциями с рабочими сервисами и инструментами. Появляются “тяжелые” видеоконференции, CRM, ERP, бизнес-аналитика, кадровые инструменты и еще десятки полезных в работе сервисов.

В защищенную корпоративную платформу их встроить можно. В eXpress, например, есть встроенные бизнес-приложения Smart Apps, которые интегрируются с корпоративными системами. Да, в Telegram тоже есть мини-аппы (вспоминаем банкинг ВТБ). Только вписать их в свой контур у компаний не получится – держим в уме список требований к информационной безопасности.

Сделать из Telegram вменяемый суперапп для работы, который прошел бы проверку службы ИБ, не получится. Для этого нужна корпоративная платформа.

Если у вас есть интересные кейсы, будем рады обратной связи в комментариях 🤝

16
39 комментариев

уволюсь, если корпоративным будет телега или вацап 😂

3
Ответить

ну вацап точно плохой знак

4
Ответить

Телега и ватсап норм еще. А вот Вайбер - полное днище. В шоке, что есть люди, которые его любят и пользуются

2
Ответить

Вы забыли про: 1) менеджмент учетных записей и 2) единое пространство для общения.

1)
Когда есть корп. мессенджер, аккаунт создает/удаляет системный администратор по такому же регламенту, как и почту. При увольнении доступ к мессенджеру, а равно и ко всем чатам, блокируется.

В случае использования личного мессенджера, этот процесс бесконтрольный. Нужно всем давать контакт новичка, чтобы админы чатов добавили его. А потом, при увольнении, нужно всем админам чатов просить искать и удалять уволившегося сотрудника.

2)
Единое пространство связано с менеджментом. В корп. мессенджере есть поиск по всем чатам компании, и даже по закрытым у админа. Любую информацию за годы можно оттуда выудить. А в телеге сотрудников - никак. Особенно, если они уволились.

Если я хочу написать коллеге, я просто ввожу имя в корп.мессенджере. А если компания использует телегу или скайп, я должен спросить контакт у самого коллеги или искать тех, у кого их контакт есть. Иногда ведут google таблицы или на корп. портале пишут контакты, но часто эти реестры не очень актуальные.

3
Ответить

Спасибо за развернутый комментарий, подписываемся под каждым пунктом. Добавили в статью 🤝

А об удалении корпоративной информации из мессенджера при увольнении или потере устройства писали в пункте о конфиденциальности.

3
Ответить

Еще не написали, что в интернете есть методы запарсить сообщения в телеграме и не только.

2
Ответить

Все верно, это к вопросам безопасности и конфиденциальности. Просто не стали подробно расписывать, чтобы не делать километровое полотно текста)

2
Ответить