Хотели как лучше — получилось как всегда: как мы создали бесполезный инструмент в сервисе финучета

«Добавьте выставление счетов» — говорили они. И мы, как молодой и амбициозный сервис финучета для бизнеса, добавили. Потратили сотни часов на разработку и… все зря. Рассказываю, почему клиентоориентированность иногда играет против компании, что мы сделали не так и как теперь внедряем новые фичи.

Хотели как лучше — получилось как всегда: как мы создали бесполезный инструмент в сервисе финучета

Зачем мы добавили в сервис финучета выставление счетов

Меня зовут Степан Родионов — я предприниматель и основатель сервиса финансового учета для бизнеса Adesk. В своих проектах я ставлю пожелания клиентов на первое место. Звучит пафосно, но это реально так: я и команда всегда прислушиваемся к пользователям и стараемся сделать сервис еще функциональнее, информативнее и удобнее.

И казалось бы — это идеальная стратегия развития продукта: делай, что просят клиенты и наслаждайся результатами. Но на практике всё не так просто.

На заре развития сервиса мы были особенно открыты к предложениям – хотелось выделиться среди конкурентов, добавить что-то полезное, но незаезженное.

Как по волшебству, в службу заботы стали регулярно приходить запросы на функцию выставления счетов: кто-то устал собирать счета в эксельке, кто-то не хотел переплачивать за другие сервисы, а у некоторых была потребность свести всю работу с финансами компании в одном месте.

Многочисленные запросы в службу заботы доказывали – потребность есть
Многочисленные запросы в службу заботы доказывали – потребность есть

Надо сказать, что на тот момент мы занимались более фундаментальными инструментами, вроде отчета о прибылях и убытках или учета задолженностей. Но ОПиУ — это базовый отчет, которым никого не удивить. А вот выставление счетов — что-то небанальное, свежее. К тому же, люди реально просят — ну как тут отказать. В итоге мы сместили фокус на выставление счетов и, как потом оказалось, поставили не на ту лошадь.

Главная ошибка разработки или как слить 4 человеко-месяца в трубу

Adesk — это не первый мой проект, поэтому про MVP (минимально жизнеспособный продукт) я, конечно, знал. Но хотелось сделать сразу круто, поэтому мы забили (зачеркнул) забыли про MVP и приступили к чистовой разработке. Начали продумывать все-все детали, добавлять какие-то фишки, хотя и без них инструмент смог бы выполнять свою главную задачу — формировать счета.

Например, мы предусмотрели возможность загрузки логотипа компании, печати и подписи. Если у элементов есть фон — он автоматически убирается. Кажется, что ничего сложного, а по факту — 20 часов непрерывной работы.

Или вот еще — решили, что выставленные через сервис счета нужно синхронизировать с другими модулями сервиса. Например: вы выставили счет контрагенту и у него автоматически сформировалась дебиторская задолженность.

Продумали даже функцию «Счет просмотрен», чтобы можно было отслеживать, в курсе ли контрагент, что вы ждете от него оплату.

В итоге сформированные в сервисе счета выглядят так:

Красиво же, правда?) Сформировать такой счет можно нажатием пары кнопок
Красиво же, правда?) Сформировать такой счет можно нажатием пары кнопок

Довольно простую на первый взгляд задачу мы усложнили настолько, что потратили на нее 4 человеко-месяца. 4 месяца, чтобы пользователь мог просто выставить счет на оплату😅 Но мы хотели сделать жизнь предпринимателей проще и привлечь новых пользователей, поэтому о временных ресурсах особо не думали.

В общем, допили все до почти идеального вида и торжественно выкатили обновление. Чтобы пользователи точно заметили такую классную и удобную фичу, добавили ее в главное меню сервиса, назвав «Счета». И тут началось…

Реакция клиентов: вместо благодарностей просьбы убрать ЭТО из главного меню

Через несколько дней после выхода обновления в чат поддержки снова стали приходить сообщения. Нет, не от довольных пользователей. Оказалось, что «Счета» люди воспринимают, как банковские счета, поэтому постоянно тыкают туда, видят не то, что ожидали, и нервничают.

Но это полбеды — перенести пункт из главного меню не так сложно. Скоро выяснилось, что выставлением счетов почти никто не пользовался. Даже те, кто просил такую возможность, почему-то игнорировали обновление.

Конечно, некоторые оценили обновление и стали выставлять счета через Adesk. Но даже они периодически присылали в чат поддержки замечания: то печать не так ставилась, то подпись съезжала.

Интересно, что основная часть комментариев была именно про оформление — если бы мы изначально не занимались украшательством, потом не пришлось бы ничего допиливать
Интересно, что основная часть комментариев была именно про оформление — если бы мы изначально не занимались украшательством, потом не пришлось бы ничего допиливать

В какой-то момент хотелось вообще отказаться от этого выставления счетов, убрать его из сервиса и сохранить в памяти только как печальный опыт. Когда эмоции утихли, решили все же оставить инструмент, но из главного меню его убрали.

Сейчас счета через Adesk стали выставлять чаще, хотя вау-эффекта, на который мы изначально рассчитывали, так и не произошло. Но та ситуация заставила нас пересмотреть подход к обновлениям — теперь мы таких ошибок не допускаем.

Как выпустить новый инструмент и не облажаться: советы для тех, кто не хочет спустить время и деньги в трубу

Мы все еще остаемся клиентоориентированным сервисом — слушаем, что говорят пользователи, стараемся максимально облегчить работу с Adesk, но теперь следуем трем правилам:

  1. Проверять, есть ли реальная потребность в том или ином инструменте.
  2. Проверять, правильно ли мы проверили в п.1.
  3. Начинать с малого: сначала MVP, а уже потом разные украшательства.

Система работы над обновлениями такая: получаем идею → общаемся с пользователем, чтобы понять реальный юзеркейс → решаем, стоит ли брать в работу → находим пути реализации минимумом ресурсов.

Часто задумка отваливается уже на первом этапе — во время общения с пользователем. Например, может выясниться, что решить проблему можно имеющимся функционалом. Если забираем идею в работу, стараемся сделать сначала «пробный», но уже жизнеспособный вариант, а потом допиливаем его по фидбэку от пользователей.

Нужно быть готовым, что ваша задумка провалится. Скажу больше — скорее всего, так и будет.

В общем, шишек мы тогда набили — не делайте как мы. Лучше сразу следуйте советам, выстраданным мной на собственном опыте — сэкономите кучу времени, нервов и денег.

  • Выявляйте реальные потребности клиентов: зачем это нужно, как собираются использовать. Например, когда запускали в разработку «Согласование платежей», выяснили, что люди не хотят бегать по кабинетам с бумажным счетом или спамить на почту – в этом и была главная потребность.
  • Подбирайте решение, которое закроет максимум юзеркейсов. Но, разумеется, минимально возможными усилиями. Разные красивости лучше оставить на потом — на начальном этапе важно, чтобы разработка выполняла основную задачу и закрывала потребность.
  • Подумайте, всем ли нужна ваша разработка. Возможно, имеет смысл сделать ее дополнительным модулем и подключать по запросу. Так вы и потребность закроете, и раздражать никого не будете.
  • Вкладывайте ресурсы в разработку, только когда убедитесь в востребованности идеи. Грамотно управляйте ресурсами своей компании и временем сотрудников, чтобы потом не писать на vc, как ваша идея провалилась, а вы потратили на ее реализацию 4 человеко-месяца.

Когда-нибудь мы с командой снова вернемся к «Выставлению счетов» и сделаем их реально крутым инструментом, но подойдем к процессу осознаннее. А пока мы думаем, как захватить мир, попробуйте наш сервис финансового учета для бизнеса бесплатно. За 14 дней можно потестить отчеты, посмотреть, как чувствует себя ваша компания, ну и выставить пару-тройку красивых счетов. В поддержку, так сказать:)

3939
24 комментария

Если по каждому запросу от клиентов «смещать фокус», можно Франкенштейна вместо сервиса получить) Хорошо, что одумались вовремя конечно, но кажется, этого легко можно было избежать. И учиться на чужих ошибках, а не на своих)

3
Ответить

Когда клиентов не супер много. Сложно получить статистически значимые данные для выбора направления развития

1
Ответить

Вижу Адеск — ставлю лайкос. Реально отзывчивая поддержка, хотя зимой заставили понервничать, пока отдыхали все-все календарные праздники (так бывает сейчас?), а я сидел и грыз ногти до 9числа в мыслях, перенесется архив со старого аккаунта или нет )) Но все решилось.

По сути статьи — никогда не надо вестись на хотелки клиентов. Этого уже съели достаточно. Если это, конечно, хотелки. а не критические ошибки или стоп-факторы, мешающие пользоваться сервисом.

Работает — отвалите, доделаем. Ну не так грубо канеш. Простой пример — я купил подписку на мессенджер ВКТимс, потому что на ленде заявлено о возможности ставить задачи в самой среде, в сообщениях. А оказалось, что это только в планах на 3 квартал 2023 года. И ничего менять никто не торопится ))

3
Ответить

За лайкос спасибо)

На самом деле, выставление счетов это реально полезная штука для компаний, которые часто это делают, так что нельзя сказать, что это просто хотелка) Речь скорее о том, что если решаетесь внедрять что-то непроверенное и не протестированное, лучше обойтись "малой кровью" и сделать mvp. Зайдет — допилить, не зайдет— хотя бы не будет жалко потраченных ресурсов)

1
Ответить

Забыла написать, что мы пользуемся Адеском, но не выставляем там счета))))

3
Ответить

ахах мне нравится морда кота на главной)
Но я так и не поняла, а в чем ошибка была? Ведь люди сами просили. То есть надо было проигнорировать их? А если делать модулем, то всё равно ведь кучу человеко-часов потратишь на доработку.

1
Ответить

Можно было сделать "топопный" вариант, который бы тупо выставлял счета. Обычные. Как в эксельке, только в адеске. Я не разработчик, но кажется на это ушло бы сильно меньше времени. А что люди просят — так это вообще не факт, что они именно это имели ввиду😂

4
Ответить