{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Прогрессивный джипег и прототипирование в Google-таблицах: реновация системы для Emex DWC, продуманная за 5 недель

Рассказываем, как работали над модернизацией крупной системы, которая 7 лет ждала полезных обновлений. Пример конкретный, а подход универсальный и укладывается в фиксированный срок.

Компания Emex DWC занимается продажей запчастей и оборудования для автомобилей через маркетплейс emexdwc.ae. Их клиенты – B2B сектор рынка Среднего Востока, Америки и Европы.

В 2020 году мы с Emex вместе поработали над проектом для российского сектора бизнеса компании. Спустя год Emex DWC пришли к нам с запросом на обновление Seller Drive – внутренней системы для поставщиков на зарубежном рынке.

Что такое Seller Drive

Seller Drive — это система для работы с поставщиками. С ее помощью поставщики, чьи товары продаются в интернет-магазине Emex DWC, организовывают поставки заказов покупателям, решают возникающие в ходе поставок проблемы.

  • Поставщики регистрируются в Seller Drive и загружают туда прайс-листы со своими товарами →
  • Товары попадают в каталог интернет-магазина Emex DWC →
  • Покупатель выбирает нужный товар по подходящей цене в интернет-магазине и оформляет заказ →
  • Заказ появляется в системе Seller Drive у поставщика →
  • Поставщик обрабатывает заказ и отгружает товар, а затем следит за движением до покупателя.

Что не так с Seller Drive

Системе для поставщиков на момент нашего с ней знакомства исполнилось 10 лет. Последние 7 из них она никак не менялась и не развивалась – существовала параллельно актуальным бизнес-процессам компании, архитектуре и технологиям.

Многое в старой Seller Drive приходилось делать/решать/исправлять вручную вне системы.

Чтобы устранить последствия пользовательских ошибок при загрузке списка товаров, обработке заказов или работе с претензиями покупателей, нужно было неизбежно привлекать техспециалистов со стороны Emex DWC. Нам предстояло уменьшить количество таких вмешательств в процесс работы поставщиков с системой.

Ещё одна проблема, над которой мы поработали — обилие технологий в портфеле Emex DWC. Часть внутренних сервисов компании была написана на разных стеках. Отсюда сложное и дорогое обслуживание и развитие.

В новой версии Seller Drive компания хотела сделать так, чтобы все сервисы и продукты обслуживать и развивать могла одна внутренняя команда.

Нельзя всё снести и сделать заново

Новая Seller Drive создавалась на фундаменте уже существующей системы. Мы стремились сохранить удачные решения и улучшить их, найти всё неудачное/устаревшее и отказаться от этого.

Вот какие задачи мы определили:

  • собрать максимум информации о существующей версии Seller Drive;
  • проанализировать и зафиксировать все актуальные бизнес-процессы Emex DWC, затрагивающие Seller Drive и работающих с ней людей;
  • прояснить и описать сценарии работы новой Seller Drive;
  • исследовать российские системы Emex в поисках решений, которые можно переиспользовать в новой Seller Drive;
  • провести технический аудит, сформировать архитектуру новой системы и подобрать технологии;
  • определить границы MVP новой Seller Drive и оценить разработку.

Процесс

Мы работали над проектированием новой системы Seller Drive по уже устоявшемуся в компании процессу. На всё ушло 5 недель, каждая из которых была отдельной спланированной итерацией с промежуточным результатом.

1 неделя

  • Составляем Impact Mapping.
  • Обсуждаем с клиентом бизнес-процессы Seller Drive и Emex DWC.
  • Изучаем текущую систему Seller Drive и Emex RU.

Impact Mapping — это ментальная карта, которая определяет цели проекта и влияния, которые должны помочь достичь этих целей. Подробнее о том, как составить такую карту, читайте в нашей статье «Impact Mapping: как на старте повысить шансы проекта на успех».

Общая цель проекта в Impact Mapping – снижение затрат на пользование новой версией системы.

Действующие лица, оказывающими влияние на достижение цели – поставщики, которые размещаются в Seller Drive, и менеджеры бэк-офиса Emex DWC.

Мы расписали, как действующие лица могут способствовать достижению поставленной цели, и что мы можем сделать, чтобы помочь им. Так определили границы проекта.

Представители Emex DWC подробно рассказывали, как устроен их бизнес на Ближнем Востоке и в России. Обсудили, какие рабочие процессы и инструменты у них есть, чего в этих процессах и инструментах не хватает.

Заказчик дал нам доступ к действующей системе Seller Drive. Затем мы с помощью разработчика и проектировщика Emex Евгения подробно изучили старую Seller Drive. Разложили систему по кирпичикам-разделам и начали фиксировать проблемы и их возможные решения в специальной таблице.

Таблица стала нашим первым сборником гипотез — что мы должны сделать, чтобы новая Seller Drive работала лучше.

2 и 3 неделя

  • Описываем компоненты новой версии Seller Drive.
  • Визуализируем интерфейс.

Мы методом прогрессивного джипега создавали подробное описание новой версии Seller Drive.

Было по два созвона в неделю с клиентом. На первый мы приходили с нашим верхнеуровневым видением модулей нового Seller Drive и обсуждали его с заказчиком. Заложенные нами сценарии испытывали на прочность реальными бизнес-процессами Emex DWC.

Второй созвон – детализация и подробное описание логики работы каждого модуля с учётом возможных сценариев и действующих лиц.

За две недели мы описали, а затем детализировали с учетом фидбека заказчика все модули и компоненты новой версии системы.

На третьей неделе начали создавать первые прототипы Seller Drive. Чтобы не распыляться на излишнюю детализацию и дизайн, решили работать в Google-таблицах.

Это оказалось решением на миллион! Получилось визуализировать интерфейс и увидеть его своими глазами, потратив минимум времени.

Решение пусть и не было идеальным, но очень помогло дизайнеру, который позже присоединился к проекту. Даже в таком виде они принесли ему немало пользы: как минимум, было от чего отталкиваться при оценке проекта.

4 неделя

  • Финализируем описание новой версии Seller Drive
  • Подбираем технологии, формируем архитектуру

На четвертой неделе мы закончили описание новой версии Seller Drive.

Вот что было внутри:

  • общее описание системы;
  • глоссарий по терминологии проекта;
  • общие требования к системе;
  • подробные описания каждого процесса Seller Drive – от входа и регистрации до изменения оферты поставщиков и работы с заказами;
  • список сложностей, которые могут возникать у пользователей системы, и варианты их решений.

Далее мы с ведущим разработчиком из команды заказчика подбирали архитектуру, решения и технологии, совпадающие с другими продуктами Emex DWC, чтобы после запуска внутренняя команда разработки заказчика могла самостоятельно поддерживать и развивать Seller Drive.

Дополнительно просчитали нормы производительности Seller Drive — показатели нагрузки и количества данных, с которыми новая версия системы должна работать без ухудшения производительности:

5 неделя

  • Выделяем функциональность для MVP.
  • Оцениваем разработку новой версии Seller Drive.
  • Определяем метрики успеха.

Здесь мы вернулись к нашей карте влияний. Вместе с заказчиком прошлись по всем фичам, зафиксированным ещё на первой неделе, и расставили приоритеты. Решили, что у нас будет реализовано в первой версии системы, а что останется на следующие итерации.

Вот так выглядела финальная версия карты влияний: зеленым выделено то, что войдет в MVP, желтым — то, что будет реализовано позже.

Кроме этого, мы прописали метрики, по которым заказчик мог бы оценить эффективность новой Seller Drive после запуска, чтобы понять, успешна ли новая система, удобна ли она для поставщиков и менеджеров.

Результат

За 5 недель работы мы создали подробный план по разработке новой версии Seller Drive — системы для поставщиков Emex DWC. В него вошли:

Подробное описание системы — сценарии, разделы, процессы и метрики для определения ее эффективности.

Первые прототипы экранов системы, готовые для преобразования в макеты на этапе дизайна с учётом дизайн-кода и стайл-гайда Emex DWC.

Сформированная архитектура и согласованный технологический стек с учётом пожеланий команды разработки заказчика.

Оценка разработки MVP Seller Drive —приоритезация задач, планирование роадмапа разработки и формирование команды.

Что было дальше

Новая версия Seller Drive, созданная по нашим планам и оценкам, была запущена в мае 2022 года. После проектирования мы продолжили сотрудничество с Emex DWC и приложили руку к разработке системы. На проекте работали команда разработчиков из Emex DWC — на них была бэкенд-часть проекта, и наши ребята-фронтендеры.

Сейчас мы продолжаем совершенствовать и улучшать систему Seller Drive, масштабировать её и активно использовать для развития бизнеса Emex DWC.

Мы fuse8. Запускаем и модернизируем IT-системы для бизнеса. Создаем порталы, личные кабинеты, b2b-сервисы.

В блоге на VC мы делимся опытом и рассказываем, как создаём полезные решения.

☑ О создании сервиса, который исключил регуляторные риски и повысил продуктивность работы департамента на 20%

☑ Как не надо проводить performance review

☑ Почему во главе бизнес ценность, а не то, в каком виде мы продаем разработку

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Stepanov

Класс! Ждем кейс про разработку Seller drive!

Ответить
Развернуть ветку
fuse8 IT-продукты для бизнеса
Автор

опубликуем в эту пятницу :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бабушкин

Правильно ли я понял из статьи что за 5 недель вы до конца не решили ни одной проблемы с которой к вам изначально обратился EMEX и ни разу не получили фидбэк о вашем новом решении от пользователей?

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Мустафин

Нет

Ответить
Развернуть ветку
Вася Никитин

Нет не правильно понял или что нет?)

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Мустафин

Если честно, мне просто не хотелось что-то внятное отвечать на такую постановку вопроса :)

Теперь могу пояснить

Фидбек от пользователей
1. В рабочей группе проекта со стороны клиента был представитель ЦА, у которого изначально мы собрали список проблем и возможных решений по продукту. Этот человек потом принимал активное участие в самом процессе.
2. Продукт уже существовал на рынке 10 лет и им пользовались люди. Команда клиента за это время собрала очень много данных с пользователей для принятия продуктовых решений.
3. Вместе с клиентом собирали цифры по продукту из базы данных и аналитических систем. Говорят, что цифры не врут :)
4. Пользовались экспертизой команды клиента, которая каждый день взаимодействует с пользователями и продуктом.

В общем, обратной связи и инсайдов хватало. Порой даже слишком хватало :)
Посмотрев на это все мы осознанно решили, что дополнительно бегать за пользователями с прототипами решений в гугл-таблицах ради еще парочки инсайдов слишком избыточно для проекта, сроков и бюджета.
Мы за то, чтобы эффективно расходовать ресурсы проекта.

В результате это оказалось верным решением. Основные гипотезы по продукту сработали, а обратную связь по продукту мы получаем и сейчас — после запуска новой версии :)

Полностью не решили ни одной проблемы
Честно, я был бы счастлив, если бы мне кто-то рассказал, как меньше чем за 5 недель можно успеть погрузиться настолько глубоко в устоявшийся бизнес клиента с процессами, проблемами, уникальными продуктами, технологиями, людьми и т.д.. Успеть понять как это все между собой взаимодействует, что зависит от чего, да еще и решить какую-нибудь проблему не сломав при этом какой-нибудь бизнес-процесс компании.
Пожму руку человеку, который так умеет :)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда