Почему от бота для ответов на вопросы в ВК мы пришли к конструктору магазинов в Telegram
Smartbot установило 290 000 сообществ в ВКонтакте. Рассказываем, почему, несмотря на большие цифры в ВК, мы выбрали Telegram и как за три месяца пришли к 900 магазинам, собранным через наш конструктор.
Как развивался Smartbot до 2022-го года
Этап 1: Smartbot для FAQ (в ВКонтакте)
Изначально Smartbot был стандартным конструктором чат-ботов в ВКонтакте, который SMM-специалисты и маркетологи использовали для автоматизации ответов на базовые вопросы подписчиков: в духе «Сколько стоит?» и «Как вас найти?».
Развиваться конструктору помогал сам ВК: Smartbot занимал первые строки в каталоге приложений, и на органическом трафике его установили более 290 000 сообществ.
Этап 2: Smartbot для всего (но тоже ещё в ВКонтакте)
Постепенно, на основе фидбека пользователей, мы добавили в функционал Smartbot много фичей для работы с пользователями ВКонтакте: ответы на комментарии, тесты воронок, квизы. Даже встроили low-code: желающие могли написать код прямо в тех или иных блоках для обработки данных.
Например, разнообразие функционала позволило нашему клиенту — тату-студии — выстроить через Smartbot систему записи в тату-салон. Клиент прямо через бот мог не только выбрать удобное время или задать вопросы, но и заранее определиться с эскизом и другими нюансами.
Этап 3: мультиканальный Smartbot
Спустя время мы поняли, что дальнейшего роста продукта можно добиться, только выйдя за рамки ВКонтакте. Идея была в том, чтобы сделать конструктор, в котором пользователю будет достаточно один раз собрать сценарий, и далее этот сценарий сможет работать сразу в нескольких мессенджерах или соцсетях.
На этом этапе мы впервые столкнулись с необходимостью привлекать трафик (в ВКонтакте успех обеспечивала органика из каталога приложений). Экономика при затратах на рекламу сходилась плохо, трафик конвертировался в оплату с очень низкой конверсией.
Так, если стоимость просто регистрации колебалась в районе 50-100 рублей, то стоимость привлечения платящего клиента была в диапазоне от 7 000 до 10 000. Проще говоря, чтобы окупить вложения на привлечение платящего клиента, нужно было удерживать его как минимум год.
Причина низкой конверсии в платящего пользователя была нам понятна: настройка чат-бота — непростой процесс, и чтобы владельцы небольших бизнесов или их маркетологи сели учиться сборке блок-схем, им нужно этого сильно захотеть.
Тем не менее, мы продолжали тестировали самые разные сегменты — от ноготочков до сетевого маркетинга — в надежде найти подходящий.
Почему посмотрели в сторону e-commerce в Telegram
В Telegram появились WebApps
В сентябре 2022-го Telegram выкатил обновление, добавив функцию WebApps.
До веб-аппов типичный магазин товаров в Telegram выглядел так:
- чат-бот присылает пользователю карточки товаров
- пользователь в попытке найти подходящий товар нажимает «дальше», «дальше», «дальше»: настроить фильтры или отсортировать товары по категориям он не может
- пользователю процесс надоедает и он закрывает диалог, ничего не купив.
С веб-аппами магазины в Telegram могли стать гораздо удобнее. Всё что раньше можно сделать только на сайте, теперь можно было встроить в веб-апп: полноценный каталог, корзину, оплату, а главное — возможности самого Telegram позволяли догонять рекламными рассылками пользователей, открывших веб-апп.
У пользователей появились паттерны потребления
Telegram за последние годы из обычного мессенджера стал больше и больше походить на суперапп:
- у аудитории мессенджера сформировались паттерны потребления: здесь они читают новости, следят за постами блогеров (особенно этот паттерн усилился после событий весны 2022-го)
- в связи с ростом трафика и формированием упомянутых выше паттернов в Telegram появилась реклама, пришли деньги
- прямо внутри платформы добавили возможность проведения платежей.
Так у нас появилась гипотеза: если в будущем Telegram станет полноценной экосистемой (а он для этого прилагает немало усилий), то и покупка в магазинах внутри платформы в ближайшие годы станет таким же распространённым паттерном, как чтение свежих записей в новостных каналах сейчас.
Новые возможности стимулировать пользователей к покупке
Помимо того, что магазины в Telegram перестают уступать сайтам-магазинам в функционале, они предоставляют продавцам больше возможностей «догонять» и возвращать клиентов.
Так, если сайты в лучшем случае могут отловить потенциальных клиентов через ретаргет и внедрить поп-ап с онлайн-консультантом (которым пользуется меньше 10% посетителей), то в Telegram продавец сразу получает прямой доступ к покупателю.
Достаточно нажатия на кнопку START, чтобы получить контакт с клиентом на той площадке, где он привык общаться, а значит с наибольшей вероятностью ответит на сообщение магазина.
Дополнительные возможности привлекать клиентов
Магазины в Telegram, как и другие чат-боты, получили возможность запускать продвижение через Telegram Ads: таким образом, пользователю, увидевшему рекламу, не нужно уходить на сторонние платформы — достаточно на секунду перейти в бота, а затем вновь вернуться к чтению любимого канала или общению с друзьями.
Кроме того, в Telegram была и есть опция покупки рекламы в каналах: в том числе нишевых, где стоимость публикации до сих пор относительно небольшая. Вероятность клика на ссылку, ведущую в магазин, выше, чем на сайт. Причина высокой конверсии рекламы в каналах та же, что и у Telegram Ads. Пользователю, чтобы открыть магазин, не нужно закрывать приложение и отвлекаться от общения или чтения новостей.
От конструктора ботов к конструктору магазинов
WebApps, новые возможности Telegram и отсутствие схожих сервисов на рынке подтолкнули нас к идее протестировать на коленке новый продукт — конструктор магазинов в Telegram.
При создании Shopback мы понимали, что продавцу в Telegram для успешной работы нужна работающая связка «конструктор магазина + чат-бот». Другими словами, мы учли, что помимо красивого веб-апа, где можно посмотреть товары и принять оплату, продавцу всё равно понадобится как минимум настроить сценарии диалогов, добавить корзину, узнать у покупателя про доставку и отправить рассылку с акцией — все эти функции у нас уже были в Smartbot.
Надо сказать, что на волне успеха мы следом протестировали еще один продукт: сайт в боте. Однако цифры не сошлись, продукт спроса не сыскал, и мы вернулись к развитию Shopback.
Smartbot сейчас: конструктор магазинов + мощный чат-бот
Весь функционал Shopback мы уже внедрили в Smartbot: сейчас магазины в Telegram представлены в нём как отдельный раздел.
Админка стала удобной, для новых пользователей появился онбординг: если продавцу не нужен узкий сценарий, то ему достаточно действительно нажать всего три кнопки, чтобы загрузить каталог товаров и начать работать.
Ещё недавно добавили в карточку товара модификацию: так клиент может сразу выбрать нужный ему объем памяти у айфона или подходящий размер футболки.
За полгода пользователи создали больше 900 магазинов, среди них:
Функционал магазина:
- выбор меню
- добавление блюд в корзину
- выбор времени доставки и локации для доставки
- выбор формата оплаты
- сбор дополнительных контактов пользователей
Функционал магазина:
- просмотр каталога товаров и поиск внутри него
- просмотр карточки для каждого товара
- добавление товаров в корзину
- выбор способа доставки
- сбор дополнительных контактов
Функционал магазина:
- просмотр каталога товаров и поиск внутри него
- заказ звонка от оператора
- повтор последнего заказа
- просмотр действующих акций
- добавление товаров в корзину
- выбор способа доставки
- сбор дополнительных контактов (номер телефона)
В апреле 2023-го мы активно внедряем в Smartbot новые функции: среди них — интеграция с МойСклад и другими платформами, а также заказ доставки через Boxberry или СДЭК прямо внутри веб-апа.
***
Если хотите запустить свой магазин с продвинутым чат-ботом — попробуйте Smartbot. Весь функционал сервиса доступен бесплатно в течение двух недель.
По завершению двух недель тарифы начинаются от 750 рублей в месяц (стоимость зависит от числа подписчиков).
Если нет времени на самостоятельную сборку — закажите создание бота под ключ и вам его соберут специально обученные люди.
вк помойка
Раньше там было клёво 🥲
Вк помойка в том числе потому, что пытается быть универсальной платформой.
Ребята, кому нужна индивидуальная разработка таких магазинов / приложений в Telegram, пишите мне t.me/Yuki_Developer
ДЕМО t.me/itshop_tg_bot
В демо показаны основные возможности такой разработки. Но, по-сути, можно запрограммировать всё что вам нужно.
Индексируется и продвигается как сайт и открывается в Телеге.
Это не конструктор по подписке.
Разработка ведётся конкретно под вас.
Все данные хранятся на ваших серверах.
Комментарий удален модератором
Когда телеграм выкатил этот функционал мини-сайтов, это было просто вааау для малого бизнеса) Классно, что Смартбот развил у себя этот функционал вместе с ботами. Не надо ходить на отдельный сайт или качать приложение каждого кафе и магазина. Прямо в телеге выбрал и там же оплатил. Такими темпами развития сервисов скоро пользователям вообще ниче делать не надо будет и никуда переходить, силой мысли будут оплачивать 😂
Часто вы в своих комментариях Smartbot хвалите :)
Добавим идею фичи с оплатой силой мысли в бэклог 🤓
Комментарий удален модератором
Ну тогда хостинг по подписке оплачивать, не?
А если что то отвалится какая-то интеграция идти к разработчику? :)
Но магазин красивый спору нет, но и цена за него конечно тоже космос, намного дешевле знаю ребят: https://bot.divly.pro/
В целом ожидал что будете использовать нативные элементы от телеграмма:
- темы
- главную кнопку
не хватает
- оптимизации загрузки данных
- более персонализированного интерфейса
- мгновенных реакций
- возможность сделать предзаказ
а так двигаетесь куда надо, если интересна ui/ux экспертиза, с удовольствием поработаю с вами. уже кидал свои идеи для TgShop, могу поделиться своим бот-приложением для доставки еды и маркет плейса для Шри-Ланки. Пишите @rashdeva, покажу - расскажу.
А по всем остальным конструкторам отписать или свою статью сделать, не вариант: https://vc.ru/services/617115-sovremennye-konstruktory-dlya-sozdaniya-internet-magazina-v-telegram ? :)
Магазины в Телеграм это будущее 😇
И полноценная замена приложений :)
Если им как и банкам, не запретят это делать в телеге, то возможно)
Вот и мы так думаем:)
Согласимся на 100%. Можно посмотреть в сторону WeChat - китайцы всё там покупают через свой мессенджер.
Заметно какая это замена, учитывая опыт ВК. Либо уж вы делаете сервисы связанные с доставкой или с маркетплейсом, либо мессенджер или соц.сеть.
Крутые ребята, отличная поддержка. Маргарита молодец)
Отличная статья, респект
Комментарий удален модератором
🤦🏻♂️🤦🏿♂️🤦♂️
Потому что кому-то одному такая идея в голову ударила и понеслось.
Отличное начало!
Успехов команде.
Мы тоже разрабатываем сервис для создания магазинов в телеграме. Однако у нас есть бесплатные тарифы для начинающих и аналитика на основе искусственного интеллекта.
https://telehub.ru
Вам так же готов предложить свои знания и наработки в сфере вэб-ботов 👌
Потому что вк хуйня?
В каталоге товаров нет фильтра товаров. Надеюсь в будущем допилится
"интеграция с МойСклад и аналогичными финансовыми платформами,"
Кто такую дичь пишет? Или мы все проспали когда МойСклад стал финансовой платформой.
И сразу вопрос - как сейчас товары, цены и товарные остатки, а также заказы прокидывать из вашего магаза в телеге в МойСклад и 1С?
Потому что ВК это шлак
Комментарий удален модератором