(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(96369465, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(96369465, 'hit', window.location.href);

Почему от бота для ответов на вопросы в ВК мы пришли к конструктору магазинов в Telegram

Smartbot установило 290 000 сообществ в ВКонтакте. Рассказываем, почему, несмотря на большие цифры в ВК, мы выбрали Telegram и как за три месяца пришли к 900 магазинам, собранным через наш конструктор.

Как развивался Smartbot до 2022-го года

Этап 1: Smartbot для FAQ (в ВКонтакте)

Изначально Smartbot был стандартным конструктором чат-ботов в ВКонтакте, который SMM-специалисты и маркетологи использовали для автоматизации ответов на базовые вопросы подписчиков: в духе «Сколько стоит?» и «Как вас найти?».

Развиваться конструктору помогал сам ВК: Smartbot занимал первые строки в каталоге приложений, и на органическом трафике его установили более 290 000 сообществ.

Smartbot в Каталоге приложений для сообществ ВК

Этап 2: Smartbot для всего (но тоже ещё в ВКонтакте)

Постепенно, на основе фидбека пользователей, мы добавили в функционал Smartbot много фичей для работы с пользователями ВКонтакте: ответы на комментарии, тесты воронок, квизы. Даже встроили low-code: желающие могли написать код прямо в тех или иных блоках для обработки данных.

Например, разнообразие функционала позволило нашему клиенту — тату-студии — выстроить через Smartbot систему записи в тату-салон. Клиент прямо через бот мог не только выбрать удобное время или задать вопросы, но и заранее определиться с эскизом и другими нюансами.

Этап 3: мультиканальный Smartbot

Спустя время мы поняли, что дальнейшего роста продукта можно добиться, только выйдя за рамки ВКонтакте. Идея была в том, чтобы сделать конструктор, в котором пользователю будет достаточно один раз собрать сценарий, и далее этот сценарий сможет работать сразу в нескольких мессенджерах или соцсетях.

На этом этапе мы впервые столкнулись с необходимостью привлекать трафик (в ВКонтакте успех обеспечивала органика из каталога приложений). Экономика при затратах на рекламу сходилась плохо, трафик конвертировался в оплату с очень низкой конверсией.

Так, если стоимость просто регистрации колебалась в районе 50-100 рублей, то стоимость привлечения платящего клиента была в диапазоне от 7 000 до 10 000. Проще говоря, чтобы окупить вложения на привлечение платящего клиента, нужно было удерживать его как минимум год.

Причина низкой конверсии в платящего пользователя была нам понятна: настройка чат-бота — непростой процесс, и чтобы владельцы небольших бизнесов или их маркетологи сели учиться сборке блок-схем, им нужно этого сильно захотеть.

Тем не менее, мы продолжали тестировали самые разные сегменты — от ноготочков до сетевого маркетинга — в надежде найти подходящий.

Почему посмотрели в сторону e-commerce в Telegram

В Telegram появились WebApps

В сентябре 2022-го Telegram выкатил обновление, добавив функцию WebApps.

Вымышленный сервис доставки еды Durger King, который демонстрирует возможности Web Apps

До веб-аппов типичный магазин товаров в Telegram выглядел так:

  • чат-бот присылает пользователю карточки товаров
  • пользователь в попытке найти подходящий товар нажимает «дальше», «дальше», «дальше»: настроить фильтры или отсортировать товары по категориям он не может
  • пользователю процесс надоедает и он закрывает диалог, ничего не купив.

С веб-аппами магазины в Telegram могли стать гораздо удобнее. Всё что раньше можно сделать только на сайте, теперь можно было встроить в веб-апп: полноценный каталог, корзину, оплату, а главное — возможности самого Telegram позволяли догонять рекламными рассылками пользователей, открывших веб-апп.

У пользователей появились паттерны потребления

Telegram за последние годы из обычного мессенджера стал больше и больше походить на суперапп:

  • у аудитории мессенджера сформировались паттерны потребления: здесь они читают новости, следят за постами блогеров (особенно этот паттерн усилился после событий весны 2022-го)
  • в связи с ростом трафика и формированием упомянутых выше паттернов в Telegram появилась реклама, пришли деньги
  • прямо внутри платформы добавили возможность проведения платежей.

Так у нас появилась гипотеза: если в будущем Telegram станет полноценной экосистемой (а он для этого прилагает немало усилий), то и покупка в магазинах внутри платформы в ближайшие годы станет таким же распространённым паттерном, как чтение свежих записей в новостных каналах сейчас.

Новые возможности стимулировать пользователей к покупке

Помимо того, что магазины в Telegram перестают уступать сайтам-магазинам в функционале, они предоставляют продавцам больше возможностей «догонять» и возвращать клиентов.

Так, если сайты в лучшем случае могут отловить потенциальных клиентов через ретаргет и внедрить поп-ап с онлайн-консультантом (которым пользуется меньше 10% посетителей), то в Telegram продавец сразу получает прямой доступ к покупателю.

Достаточно нажатия на кнопку START, чтобы получить контакт с клиентом на той площадке, где он привык общаться, а значит с наибольшей вероятностью ответит на сообщение магазина.

Дополнительные возможности привлекать клиентов

Магазины в Telegram, как и другие чат-боты, получили возможность запускать продвижение через Telegram Ads: таким образом, пользователю, увидевшему рекламу, не нужно уходить на сторонние платформы — достаточно на секунду перейти в бота, а затем вновь вернуться к чтению любимого канала или общению с друзьями.

Кроме того, в Telegram была и есть опция покупки рекламы в каналах: в том числе нишевых, где стоимость публикации до сих пор относительно небольшая. Вероятность клика на ссылку, ведущую в магазин, выше, чем на сайт. Причина высокой конверсии рекламы в каналах та же, что и у Telegram Ads. Пользователю, чтобы открыть магазин, не нужно закрывать приложение и отвлекаться от общения или чтения новостей.

От конструктора ботов к конструктору магазинов

WebApps, новые возможности Telegram и отсутствие схожих сервисов на рынке подтолкнули нас к идее протестировать на коленке новый продукт — конструктор магазинов в Telegram.

Процесс в команде всегда делится на два направления:

основные усилия мы тратим на то, чтобы развивать основный продукт — Smartbot, а гипотезы тестируем отдельно, сторонним проектом:

так за пару дней сделали сервис под названием Shopback, закрыли глаза на неудобную админку и запустили рекламу.

При создании Shopback мы понимали, что продавцу в Telegram для успешной работы нужна работающая связка «конструктор магазина + чат-бот». Другими словами, мы учли, что помимо красивого веб-апа, где можно посмотреть товары и принять оплату, продавцу всё равно понадобится как минимум настроить сценарии диалогов, добавить корзину, узнать у покупателя про доставку и отправить рассылку с акцией — все эти функции у нас уже были в Smartbot.

Лендинг Shopback, сделанный на скорую руку

За неделю рекламы, потратив 10 000, мы продали троим клиентам доступ к сервису и настройку кабинетов на 60 000 рублей.

Так и поняли, что, в отличие от абстрактного оффера «конструктор чат-бота», спрос на конкретный оффер «магазин в Telegram» есть (даже с неудобной админкой).

Надо сказать, что на волне успеха мы следом протестировали еще один продукт: сайт в боте. Однако цифры не сошлись, продукт спроса не сыскал, и мы вернулись к развитию Shopback.

Smartbot сейчас: конструктор магазинов + мощный чат-бот

Весь функционал Shopback мы уже внедрили в Smartbot: сейчас магазины в Telegram представлены в нём как отдельный раздел.

Админка стала удобной, для новых пользователей появился онбординг: если продавцу не нужен узкий сценарий, то ему достаточно действительно нажать всего три кнопки, чтобы загрузить каталог товаров и начать работать.

Ещё недавно добавили в карточку товара модификацию: так клиент может сразу выбрать нужный ему объем памяти у айфона или подходящий размер футболки.

За полгода пользователи создали больше 900 магазинов, среди них:

Функционал магазина:

  • выбор меню
  • добавление блюд в корзину
  • выбор времени доставки и локации для доставки
  • выбор формата оплаты
  • сбор дополнительных контактов пользователей

Функционал магазина:

  • просмотр каталога товаров и поиск внутри него
  • просмотр карточки для каждого товара
  • добавление товаров в корзину
  • выбор способа доставки
  • сбор дополнительных контактов

Функционал магазина:

  • просмотр каталога товаров и поиск внутри него
  • заказ звонка от оператора
  • повтор последнего заказа
  • просмотр действующих акций
  • добавление товаров в корзину
  • выбор способа доставки
  • сбор дополнительных контактов (номер телефона)

В апреле 2023-го мы активно внедряем в Smartbot новые функции: среди них — интеграция с МойСклад и другими платформами, а также заказ доставки через Boxberry или СДЭК прямо внутри веб-апа.

***

Если хотите запустить свой магазин с продвинутым чат-ботом — попробуйте Smartbot. Весь функционал сервиса доступен бесплатно в течение двух недель.

По завершению двух недель тарифы начинаются от 750 рублей в месяц (стоимость зависит от числа подписчиков).

Если нет времени на самостоятельную сборку — закажите создание бота под ключ и вам его соберут специально обученные люди.

0
70 комментариев
Написать комментарий...
Бестофща

вк помойка

Ответить
Развернуть ветку
Smartbot
Автор

Раньше там было клёво 🥲

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Строганов Иван

Вк помойка в том числе потому, что пытается быть универсальной платформой.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Kirill G.

Ребята, кому нужна индивидуальная разработка таких магазинов / приложений в Telegram, пишите мне t.me/Yuki_Developer
ДЕМО t.me/itshop_tg_bot
В демо показаны основные возможности такой разработки. Но, по-сути, можно запрограммировать всё что вам нужно.
Индексируется и продвигается как сайт и открывается в Телеге.

Это не конструктор по подписке.
Разработка ведётся конкретно под вас.
Все данные хранятся на ваших серверах.

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Lena Prokopenko

Когда телеграм выкатил этот функционал мини-сайтов, это было просто вааау для малого бизнеса) Классно, что Смартбот развил у себя этот функционал вместе с ботами. Не надо ходить на отдельный сайт или качать приложение каждого кафе и магазина. Прямо в телеге выбрал и там же оплатил. Такими темпами развития сервисов скоро пользователям вообще ниче делать не надо будет и никуда переходить, силой мысли будут оплачивать 😂

Ответить
Развернуть ветку
Иван Куричев

Часто вы в своих комментариях Smartbot хвалите :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Smartbot
Автор

Добавим идею фичи с оплатой силой мысли в бэклог 🤓

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Куричев

Ну тогда хостинг по подписке оплачивать, не?
А если что то отвалится какая-то интеграция идти к разработчику? :)

Но магазин красивый спору нет, но и цена за него конечно тоже космос, намного дешевле знаю ребят: https://bot.divly.pro/

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Rashid Shamsudinov

В целом ожидал что будете использовать нативные элементы от телеграмма:
- темы
- главную кнопку

не хватает
- оптимизации загрузки данных
- более персонализированного интерфейса
- мгновенных реакций
- возможность сделать предзаказ

а так двигаетесь куда надо, если интересна ui/ux экспертиза, с удовольствием поработаю с вами. уже кидал свои идеи для TgShop, могу поделиться своим бот-приложением для доставки еды и маркет плейса для Шри-Ланки. Пишите @rashdeva, покажу - расскажу.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Куричев

А по всем остальным конструкторам отписать или свою статью сделать, не вариант: https://vc.ru/services/617115-sovremennye-konstruktory-dlya-sozdaniya-internet-magazina-v-telegram ? :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван Куричев

Магазины в Телеграм это будущее 😇
И полноценная замена приложений :)

Ответить
Развернуть ветку
Тимоха

Если им как и банкам, не запретят это делать в телеге, то возможно)

Ответить
Развернуть ветку
Smartbot
Автор

Вот и мы так думаем:)

Ответить
Развернуть ветку
TeleHub

Согласимся на 100%. Можно посмотреть в сторону WeChat - китайцы всё там покупают через свой мессенджер.

Ответить
Развернуть ветку
Строганов Иван

Заметно какая это замена, учитывая опыт ВК. Либо уж вы делаете сервисы связанные с доставкой или с маркетплейсом, либо мессенджер или соц.сеть.

Ответить
Развернуть ветку
Werder

Крутые ребята, отличная поддержка. Маргарита молодец)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кузьмин

Отличная статья, респект

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Перепёлкин
Почему … мы пришли к конструктору магазинов

🤦🏻‍♂️🤦🏿‍♂️🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Строганов Иван

Потому что кому-то одному такая идея в голову ударила и понеслось.

Ответить
Развернуть ветку
TeleHub

Отличное начало!
Успехов команде.
Мы тоже разрабатываем сервис для создания магазинов в телеграме. Однако у нас есть бесплатные тарифы для начинающих и аналитика на основе искусственного интеллекта.
https://telehub.ru

Ответить
Развернуть ветку
Rashid Shamsudinov

Вам так же готов предложить свои знания и наработки в сфере вэб-ботов 👌

Ответить
Развернуть ветку
Pafu Off

Потому что вк хуйня?

Ответить
Развернуть ветку
Куртуазный маньерист

В каталоге товаров нет фильтра товаров. Надеюсь в будущем допилится

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

"интеграция с МойСклад и аналогичными финансовыми платформами,"

Кто такую дичь пишет? Или мы все проспали когда МойСклад стал финансовой платформой.

И сразу вопрос - как сейчас товары, цены и товарные остатки, а также заказы прокидывать из вашего магаза в телеге в МойСклад и 1С?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Суслов

Потому что ВК это шлак

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда