Стартап дня: соцсеть для учёных Academia

Сайт увеличивает количество пользователей с помощью поисковой оптимизации, поскольку научные статьи хорошо индексируются. SimilarWeb насчитывает 120 млн визитов на Academia в месяц.

Каждый день рассказываю о примечательных проектах.

Стартап дня: соцсеть для учёных Academia

Стартап Academia — это соцсеть для учёных. Вместо котиков авторы публикуют научные статьи, ну а дальше всё как обычно — лайки да подписки. Чтение происходит в основном поиском по ключевым словам, а не через френдленту, но и она есть, причём с довольно жёстким промо.

Как только я зарегистрировался, на меня автоматически человек 30 подписалось. Видимо, все друзья из Facebook, кто попал на Academia раньше. В данном случае это совершенно бессмысленно: аудитория не та, у нас у всех аккаунты пустые, но в правильной среде должно работать эффективно.

Мотивация публиковать статьи очевидна — «чтобы больше читали». На лендинге Academia обещает более 70% цитируемости для опубликованных на ней статей. Мне трудно себе представить корректный эксперимент, который бы действительно подтвердил это число, но уж хуже точно не будет.

Растёт Academia через поисковую оптимизацию. Статьи — уникальный контент, он отлично индексируется поисковиками, люди попадают на сайт по множеству тематических запросов. SimilarWeb видит 120 млн визитов на Academia в месяц — это примерно полтора РБК или десять «Киберленинок». Впрочем, не вся эта посещаемость имеет отношение к науке.

Например, при поиске «serial number corel draw x7» в Google на Academia ведёт вторая ссылка. И да — там действительно содержится некий код, это такая статья из двух строчек. Насколько серийный номер на самом деле рабочий, я не проверял. В любом случае страница входит в 0,1% самых просматриваемых в системе!

Монетизация стартапа — платная подписка. Если искать серийные номера к Corel, то проку от неё никакой, но для учёных выглядит осмысленной. За $100 в год пользователь начинает видеть упоминания себя любимого в чужих статьях (даже обо мне якобы кто-то уже 25 раз написал, хочется же узнать, кто и что!) и получает дополнительные фильтры в поиске, что для работы может быть крайне полезно.

С другой стороны, авторам не нравится, что на них наживаются и не платят — после появления подписки два года назад в сообществе были скандалы, демарши и бойкоты. Сейчас вроде бы все привыкли.

В последнем раунде Academia привлекла $16 млн инвестиций, в том числе от Tencent. В плохом фильме китайские деньги пошли бы на нормальную модерацию и активное (пусть даже и платное!) привлечение настоящих учёных. Научные большие данные Пекин бы нашёл, для чего использовать. Как будет в жизни — посмотрим.

88
11 комментариев

А сраный хабр выпилил научпоп. Мозгов как у ракушки, блять. Идите теперь Голованову в ноги падайте.

1
Ответить

В РФ попса рулит (((

Ответить

https://www.researchgate.net/ самая представительная научная сеть с возможностью социального взаимодействия

1
Ответить

Тащемто тыщу годов как ученые кичатся упоминаниями. И это все давно лежит в Эльзивире и ВебОфСайнс. Нипанятна как-то. Например, в России развивается проект EduGain. Научный сотрудник работу работает в НИИ/университете и публикуется в основных научных изданиях. Вышеупомянутые агрегаторы агрегируют и предоставляют доступ другим ученым мужам и тетям доступ к публикациям зарубежных коллег. Университет бесплатно вступает в EduGain и сотрудник бесплатно ( для себя ) получает доступ к ресурсам. Киберленинка не в счет - они безумны. Личное мнение - соцсеть для тех, кто не в теме науки.

Ответить

Нормально же общались.

Ответить

Academia - очередной 11-летний "стартап"... Появилась в сентябре 2008.

Ответить