Как будет развиваться рынок быстрой доставки в России и мире

Колонка Михаила Александровского, основателя Dostavista

Сегодня сложно кого-то удивить доставкой еды за час: буквально за год такая скорость стала восприниматься как норма. Но может ли быстрая доставка стать стандартом не только для еды, но вообще для любого товара?

Что происходит на рынке быстрой доставки сейчас

Представьте, что вы заказываете в интернете смартфон или квадрокоптер, и уже через час покупка оказывается у вас в руках. Это не фантастика. Американский торговый гигант Amazon уже давно предлагает своим клиентам премиальный пакет услуг, в который входит доставка любых товаров в течение часа. Услуга действует практически по всей территории США.

В России спрос на скорость тоже растет. Как показало исследование Достависты, примерно 11% заказов требуют срочной доставки. Более чем у 40% покупателей интернет-магазинов за последние три месяца хотя бы раз возникала необходимость получить товар в день заказа. А значит, тот, кто сможет удовлетворить этот запрос, получит колоссальное конкурентное преимущество.

При больших масштабах работы снижается и стоимость доставки. Например, курьер китайского гиганта Dada совершает 60 доставок в день. Это делает каждую конкретную доставку настолько дешёвой, что конкурировать с Dada не может ни одна штатная курьерская служба.

60 доставок
выполняет курьер Dada-JD Daojia в Шанхае

Российский рынок пока не может похвастаться зарубежными масштабами, потому что заказов недостаточно, а от количества заказов напрямую зависит качество маршрутов. Маршрутизация станет более эффективной, когда вместо десятков тысяч доставок в день компания будет делать сотни тысяч.

В среднем курьер Достависты посещает полтора адреса в час, и это гораздо лучше старых показателей. До того, как мы плотно взялись за оптимизацию маршрутов, курьер выполнял одну доставку в час.

Краткий обзор зарубежного рынка

Instacart

Американский доставщик Instacart работает в сегменте e-grocery с 300+ розничными сетями. Среди его партнёров — гиганты вроде Walmart, Costco, Kroger. В 2018 году компания продала товаров на $3 млрд. Текущая оценка маркетплейса — $7,6 млрд. Instacart работает в 25 городах США.

Dada-JD Daojia

Объём рынка e-grocery в Китае составляет $50,9 млрд. В 2018 году Dada-JD Daojia закрыл инвестиционный раунд на $500 млн. Cреди инвесторов был Walmart.

Glovo

Испанская компания Glovo была основана в 2015 году в Барселоне. Сейчас она работает в 23 странах. Заказы доставляют краудсорс-курьеры, так называемые «гловеры». Среднее время доставки составляет менее 35 минут. Курьеры привозят всё, что может поместиться в их сумке. За время существования компания привлекла €154 млн инвестиций.

Honestbee

Honestbee — крупнейший игрок в Юго-Восточной Азии. Компания основана в 2014 году в Сингапуре. Сегодня она работает в восьми странах, где доставляет готовую еду, продукты, а в некоторых городах — вещи в химчистку. Время доставки — в течение часа.

За время существования компания привлекла $46 млн инвестиций. По нашим подсчётам, компания осуществляет около 1 млн доставок в месяц.

Что мешает развитию быстрой доставки

Привычная модель с доставкой на следующий день предполагает большие склады на окраинах или вообще за пределами города. Это позволяет эффективно сортировать товар и оптимально загружать собственный автомобильный парк.

Но ни о какой часовой доставке в этом случае речь не идёт, ведь для быстрой доставки по районам товары должны быть изначально равномерно распределены по городу. В существующих реалиях развитие по такому сценарию снижает эффективность. Во-первых, повышаются расходы на аренду. Во-вторых, дают о себе знать проблемы дорожного трафика и дневных пиков спроса.

У розничных сетей нет проблем со складами, так как курьер может забрать товар из любой офлайн-точки. Но у таких сетей, как правило, нет собственной службы доставки. А если она и есть, то организована по модели классического интернет-магазина: с единым складом и full-time автомобильными курьерами, которые теряют довольно много времени в пробках.

Как рынок будет расти

Как показывает зарубежный опыт, количество заказов повышает качество услуг. Это значит, рост рынка должен очень положительно сказываться на скорости доставки.

Больше всего быстрая доставка востребована в сегменте e-grocery — еды и товаров повседневного спроса. В 2018 году мировой рынок e-grocery оценивался в $148 млрд. По прогнозам компании IGD, к 2023 году он вырастет до $375 млрд.

Как будет развиваться рынок быстрой доставки в России и мире

Это очень быстрый рост, но доля проникновения онлайн-продаж пока всё равно низкая. Для сравнения — в США в 2017 году доля онлайн-продаж электроники составляла 30,2%, а доля e-grocery в 2018 — лишь 1,6%.

Причин для стремительного роста рынка быстрой доставки несколько:

1. Проникновение смартфонов. Для пользователя заказ продуктов онлайн сильно упростился за счёт интернета и мобильных приложений. Заказ можно сделать из любой точки, достаточно иметь смартфон.

2. Снижение времени доставки. Доставка — основа бизнеса. IT-компании могут решать проблемы логистики, оптимизируя маршруты и эффективно управляя курьерами. Это снижает время доставки и избавляет бизнес от масштабирования за счёт одного лишь курьерского штата.

3. Приход больших компаний. В последние три года на рынок стали приходить большие компании. Можно вспомнить самые крупные сделки. В 2017 году Amazon купил компанию Whole Foods за $13,7 млрд. В сентябре 2018 Wallmart купил маркетплейс Coernershops с краудсорс-доставкой в Мексике и Чили. В феврале 2018 Alibaba инвестировала в индийскую компанию Bigbasket $146 млн. В августе 2018 JD.com и Wallmart инвестировали $500 млн в китайскую Dada-JD Daojia.

Как дело обстоит в России

Общие перспективы быстрой доставки в России пока довольно туманны. Предполагаю, что события будут развиваться так:

  • Большие интернет-магазины будут строить хабы внутри городов и экспериментировать с разными способами организации доставок: собственными силами и в партнёрстве с курьерскими службами.
  • Крупные торговые сети будут тестировать собственные онлайн-продажи совместно с краудсорными службами доставки и одновременно будут пробовать продажи через маркетплейсы.
  • Маркетплейсы будут более агрессивно продвигать себя в сети, чтобы нарастить базу активных клиентов.

Неважно, сколько бизнес-моделей выживет — одна или все перечисленные. Важно другое — в результате этой борьбы выиграют покупатели. Они смогут найти лучшее применение времени, которое сейчас уходит на поход в магазин. В течение пяти лет доля покупок с доставкой в течение часа вырастет до нескольких десятков процентов.

88 показов
2.7K2.7K открытий
1 комментарий

Фантасты прошлого века видели будущее доставки в пневмопочте - трубы покроют весь город, преимущественно под землей, а посылки и почта будет летать по трубам. Сейчас мы массово видим пневмопочту только в гипермаркетах. Хотя казалось бы - почему бы не проложить в крупных городах магистрали пневмопочты, тем более, готовой инфраструктуры хватает - метро, колодцы.

Ответить