«Сапожник с сапогами»: как упростить жизнь разработчика в крупной ИТ-компании
Как говорится, лень двигатель прогресса. Желание упростить рутинные рабочие задачи, несомненно приводят к оптимизации всех внутренних процессов в организации. Но, конечно, дело вовсе не в лени. А в том, что на небольшие (но важные) задачи уходит драгоценное время.
Идея сделать процесс разработки быстрее и лучше зародилась внезапно. Наш руководитель отдела по мобильной разработке Антон Князев первый, кто решил на шаг приблизить внутренние процессы «Омеги» к работе в Google.
Я где-то 5 лет назад читал статью, что в компании Google есть много внутренних инструментов, которые помогают им в работе. Люди с сожалением отмечали это, когда переходили в другую компанию, им не хватало их. Я поставил себе цель тоже начать двигаться в этом направлении, создать и совершенствовать внутренние инструменты в компании «Омега».
А почему бы и нет? Не хочется быть сапожником без сапог. Возможности есть, рук и ума хватает ;) Долгий опыт работы в компании позволяет точно определить, какие задачи можно автоматизировать, а какие упростить.
Компания «Омега» понимает важность повышения эффективности внутренних процессов и производительности труда как основное конкурентное преимущество на рынке заказной разработки. Мы видим в этом ценность и вкладываем ресурсы и время на создание таких внутренних инструментов»
Буквально за год были автоматизированы ежедневные и рутинные задачи.
Интеграция в корпоративный мессенджер Omega Chat автоматических уведомлений из различных сервисов
Как, казалось бы, обыденные сообщения могут упростить жизнь рядового сотрудника Омеге? Но если покопаться то станет очевидно, что мгновенные уведомления о рабочих процессах сокращают время, потраченное на ту или иную задачу.
У нас есть корпоративный мессенджер, которым пользуются все сотрудники Омеги. Так вот, Антон интегрировал в него различные сервисы: YouTrack, GitLab, Omega-бот, TeamCity.
Создается merge request - приходит уведомление о создании, Code Review одобрил – уведомление, что все прошло хорошо, а значит пора собирать «билд». Раньше приходилось проверять на каком этапе тот или иной процесс, так все могло затянуться на час или полтора. Но за счет уведомлений скорость реакции на выполненные задачи увеличивается, а значит быстрее начнется следующий этап.
Еще одна проблема, с которой периодически приходилось сталкиваться – разработчики забывали проставлять статусы задач. Есть несколько решений этой проблемы: первая – стоять «над душой» и напоминать или автоматизировать эти процессы. Антон решил пойти вторым путем:
- Теперь когда «трекаешь» время, то YouTrack понимает, что над задачей идет работа.Когда создается Merge request (запрос на слияние), то YouTrack автоматически переводит статус в Code Review.Когда Merge request проходит слияние, то переходит задача в состояние ожидания «билда». Когда «билд» собран, то задача переходит в состояние тестирования.
В такой ситуации, все задачи проставляются автоматически, и никого не нужно «пинать» и контролировать.
Разработка корпоративного чат-бота.
Еще задолго до популяризации GPT-чата, в Омеге был создан собственный бот, которого Антон обучил отвечать на корпоративные вопросы. Причем необязательно задавать шаблонные вопросы, с высокой вероятностью он поймет то, о чем вы хотите узнать, если задать вопрос и в свободной форме. Также есть «обратная связь»: можно посмотреть историю общения, скорректировать его ответы, «натренировать», чтобы OmegaBot стал умнее.
Помощь ПМ с заполнением отчетов
Еще одна задача, которую нужно выполнять каждую неделю, заполнение Google-таблиц. Project manager должны выгружать данные в часах по загрузке каждого участника проекта. Особенно туго приходилось тем, кто ведет несколько проектов. Самое главное неудобство заключалось в том, что в Youtrack информация сохранялась в минутах и их нужно было перевести в часы. Благодаря Антону, теперь Google-таблицы выдергивают информацию из Youtrack и переводят цифры из минут в часы и размещают в соответствующей ячейке таблицы еженедельного отчета. Как результат, время на выполнение этой задачи уменьшилось.
Интегрирование с сервисом постоянного клиента
У нас есть клиент, с которым мы сотрудничаем уже много лет. У них есть сервис Jira, где проставляются задачи. Поначалу во время работы над проектом приходилось проставлять статусы задач в обоих сервисах (и в нашем, и в их). А Антону удалось сделать так, чтобы все данные автоматически переносились с одного сервиса на другой. Причем не стоит забывать, что в наш сервис уже встроены уведомления, о котором мы рассказывали выше. Поэтому после такой модернизации процесс разработки идет быстрее.
Эти все новшества, автоматизация небольших, но нужных задач, упростили процесс разработки и здорово экономят время. Но даже самому крутому специалисту нужна команда. Когда задачки, с которым удавалось справиться самостоятельно закончились, Антон Князев обратился за помощью к нашей команде. И с этого года к этой масштабной работе уже присоединился арт-директор Алексей Жуков, отдел дизайна, разработчики. Идея «автоматизации и оптимизации внутренних процессов» понравилась всем. Эффективность внутренних процессов – это в первую очередь возможность повышения производительности труда, и несомненно существенное конкурентное преимущество на рынке заказной разработки. Поэтому вкладывать в такую идею надо и ресурсы, и время. Спасибо скажут не только сотрудники, но и заказчики, когда увидят скорость разработки и качество ИТ-продукта. Ценность понимают все, поэтому работа в этом направлении продолжилась.
Сейчас на очереди более крупные, но необходимые, внутренние проекты.
Resource Planning
Этот этап работы один из важнейших, и была необходимость его усовершенствовать. Раньше планировали в Google-таблицах и только на неделю вперед. Но внедрение нового сервиса – это возможность построения планов на долгосрочную перспективу. Благодаря удобным и понятным дашбордам тимлиды отделов могут наглядно увидеть, кто и когда идет в отпуск, у кого и сколько часов занятость, кто свободен. Часть функционала уже работает, но в планах продолжить совершенствовать его и внедрять новые фичи:
- дашборды для ПМ (кто работает над проектом, сколько часов)
- дашборды для отдела продаж (график загрузки производственных отделов, наглядно можно увидеть, когда команда готова начать работу над следующим проектом).
OmegaTester
С приходом февральских санкций мы столкнулись с такой проблемой, что один из сервисов для тестировщиков перестал быть доступен в России. В связи возникла необходимость создания нового инструмента для тестировщиков, которая сможет заменить ушедший с отечественных просторов Firebase. Команда Омеги решила не просто создать новый сервис, но и добавить тот функционал, которого нам очень не хватало.
Так среди наших инструментов появился Omegatester. Это единая экосистема в виде веб-консоли и двух приложений (на Android и на IOS), которая оптимизирует процесс тестирования. Мы настроили процесс беспрерывной загрузки «билдов», которые напрямую попадают в OmegaTester, где тестировщик может найти всю необходимую ему информацию. Также есть возможность удаленной установки «билда» на другие привязанные к аккаунту устройства. То есть, зайдя в админ-панель тестировщик может установить «билд» на устройства, которых нет рядом с ним, но которые привязаны к админ-панели.
Этим сервисом мы уже активно пользуемся, но в планах сделать его еще лучше. Так среди обновлений планируется внедрить функцию «найди устройство», а также возможность передавать это приложение клиентам. Чтобы у менеджеров была возможность видеть, скачал ли клиент “билд”, начал ли тестировать. Это решит проблему неизвестности, если заказчик перестал выходить на связь.
OmegaEstimation
Это инструмент для оценивания стоимости потенциальных проектов. Он поможет менеджерам по продажам провести быструю оценку предварительной стоимости разработки. Так как этот процесс происходит достаточно часто, появилась необходимость его оптимизировать.
OmegaChat
Для начала хотим изменить дизайн уже существующего OmegaChat, сделать его более удобным и подходящим для наших целей.
Омега стремится к тому, чтобы работать над проектами было максимально комфортно и удобно и заказчикам, и сотрудникам компании, видит ценность в оптимизации рутинных задач и модернизацию внутренних процессов. С удовольствием принимает и поддерживает инициативы и начинания своих сотрудников.
А какими внутренними инструментами пользуетесь вы? Делитесь опытом в комментариях.