Зачем читатьВ русскоязычном интернете не так много материалов именно про Service Blueprint. Обычно этот инструмент появляется в статьях про CJM как его логическое продолжение.Мы же рассмотрим карту сервиса как самостоятельный артефакт (чем она и является).Карта сервиса может помочь в работе дизайнеров, продактов, аналитиков и других создателей сервисов. Основной профит — проанализировать качество и количество взаимосвязей внутри сервиса. И, конечно, найти проблемные точки и пути оптимизации клиентского пути.Что этоService Blueprint переводится как «карта сервиса» или «сервисный сценарий».Это один из фреймворков Human-centered design, где проектируется пользовательский сценарий так, чтобы он был и удобен для пользователя, и эффективен для бизнеса.На карте фиксируются «отношения» между различными элементами сервиса (услуги или продукта) — людьми, артефактами, процессами и клиентом.За основу берётся один пользовательский сценарий (да, как в CJM). Однако в этом артефакте мы фиксируем точки касания клиента с продуктом уже на двух уровнях:On stage (сцена) — видимые клиенту интерфейсные решения.Benind the stage (закулисье) — невидимые клиенту внутренние системы.Кто используетСтоит отметить, что Service Blueprint это не архитектурная схема. Blueprint-карты описывает сервис и бизнес-процессы внутри компании довольно «схематично». Как говорят, с высоты вертолёта.Поэтому этот инструмент используют топ-менеджмент, дизайнеры, руководители проектов. Часто дизайнеры как проекторы интерфейса инициируют разработку карт сервиса, но к работе привлекают уже технических акторов сервиса: видимых, например, службу поддержки, и невидимых, разработчиков.Кстати, служба поддержки — огромный кладезь знаний и инсайдов. Каждый день они сталкиваются с нестандартными ситуациями пользователей. Кроме того, технический саппорт взаимодействует с backstage-сотрудниками, а значит может помочь обнаружить проблемы и на этом «слое» сервиса.статистику подсмотрели тут: https://www.nngroup.com/articles/service-blueprinting-practice/В чём пользаСервисные карты помогают бизнесу увидеть общую картину предоставляемой услуги: как она реализована и в каком виде предоставляется клиенту.Особенно карты сервиса полезны, когда есть много зависимостей от сторонний процессов.Пользу от карт можно получить не только по итогу, но и в процессе её составления. Например, артефакт поможет выстроить мост между департаментами. Чем ещё карта сервиса может помочь:ввести новых сотрудников в курс дела;структурировать взаимодействия внутри компании;понять границы ответственных лиц и распределить нагрузку;найти дублированные операции;выявить слабые места системы.Опять про службу поддержки. После обнаружения слабых мест системы вы можете предупредить ваш саппорт о рисках, чтобы помочь им отработать негативные сценарии и улучшить пользовательский опыт.Blueprint-карты и CJMЧасто сервисные карты воспринимают как логическое продолжение карты пользовательского пути. Вот вы рассмотрели сценарий пользователя, фокусируясь на его эмоциях и действиях, а теперь разбираете, как этот же сценарий работает с точки зрения вашей системы.Эти инструменты действительно взаимосвязаны, но необязательно последовательны.CJM — это кадрирование Service Blueprint, мы фокусируемся на пользователе и рассматриваем сервис через призму его восприятия.Сервисные карты же ближе к инфраструктуре, а не к пользователю.Можно сказать, что промежуточное состояние/связующее звено между Technical Mapping (Верхнеуровневая схема архитектуры) и Сustomer Journey Mapping (Карта пользовательского пути) – это Blueprint-карты.В идеале иметь все три артефакта на руках, чтобы создать лучший клиентский опыт с максимальной выгодой для компании.Как построить карту сервисного сценария1. Определите, какую задачу вы хотите решить с помощью карты. Прежде чем начать, вы должны понять, зачем она нужна. Определите цель и область применения карты, чтобы вы могли сфокусироваться на необходимой информации.2. Начните с главной идеи. Не пытайтесь сразу определить первый шаг, сначала поймите, какие действия будут основными и от них стройте остальную карту. Обозначьте ключевые элементы, которые необходимо включить в артефакт.3. Упорядочите элементы. Как только вы определили ключевые аспекты, начните упорядочивать их в логическом порядке. Это сделает карту более читаемой и понятной.4. Добавьте детали.Когда вы упорядочили элементы, добавьте подробности, чтобы сделать карту более информативной. Например, заполните описания процессов, создайте дополнительные диаграммы или графики.6. Проверьте карту. Отложите артефакт в сторону на время, и затем проверьте его на наличие ошибок и неточностей. Убедитесь, что все элементы логически связаны между собой и что информация представлена чётко и понятно.7. Покажите карту другим. Когда вы закончите создание карты, поделитесь ею с коллегами. Свежий взгляд поможет понять, что вы упустили и какие моменты можно улучшить.Шаблоны для составления Service BlueprintВот ссылки на хорошие шаблоны: раз и два.Разберём составляющие шаблона на примере похода в ресторан.шаблон: https://www.nngroup.com/articles/service-blueprints-definition/Есть 5 основных элементов карты:АртефактыАртефакты могут быть физические или цифровые. Например, талончик на парковку или электронный сертификат.Итак, представьте, что идёте в ресторан. С артефактами тут всё просто – еда, вино, интерьер самого ресторана.Действия пользователяДействия покупателя — это действия, которые совершает клиент, пока он взаимодействует с компанией и элементами сервиса. К примеру, вы выбираете столик, заказываете еду, передаете заказ официанту. Взаимодействия на сценеВзаимодействия на сцене предполагают точки касания клиента, которые он видит на своём интерфейсе: чат в поддержке или запись онлайн.Когда вы приходите в заведение, в основном вы взаимодействуете с официантами. Иногда видна кухня, чтобы гости могли наблюдать за работой повара.Это видимые для вас точки касания с работниками сервиса.Взаимодействия за сценойЗа сценой происходит действия, которые не видны пользователю. Например, запрос к базе данных или работа во внутренней системе.Стоит отметить, что здесь появляется второй вид интерфейса — внутренний, для сотрудников. Его функциональность и зависимость от других элементов системы тоже стоит отразить на карте.Возвращаясь к аналогии, в ресторане также работают менеджер, бухгалтер, электрик. Они тоже обслуживают этот сервис, но это уже происходит на другом, невидимом для вас уровне.Вспомогательные сервисыВ вспомогательных системах указываются не только внутренние системы, но и ваши интеграции, подписки на сторонние сервисы. Этот слой отлично показывает, насколько вы зависимы от других программ.В аналогии с рестораном вспомогательными сервисами могут быть поставщики продуктов.Кроме элементов, есть три линии разделения.Линии разделения в сервисных картах представляют собой границы между различными этапами или процессами, а также между участниками. Они позволяют увидеть, кто отвечает за каждый конкретный этап работы.Линия взаимодействия обозначает взаимодействия между между компанией и клиентом.Линия видимости помогает выделить те события, которые видны клиенту.Линия внутренних взаимодействий добавляет новый слой в сервис, который скрыт от глаз клиента, но всё ещё является неотъемлемой частью системы.Выходит, что только всё вместе: качественное мясо, хороший повар, вовремя заплативший аренду за помещение бухгалтер, уборщица и официант создают для вас тот сервис, который вы получаете. Дополнительные элементы карты сервисаЧто ещё можно отразить на сервисной карте:Время Если время действия клиента играет важную роль в вашем сервисе, лучше добавить этот срез в карту.Правила или политика Нормы и регламенты, которые влияют на процессы (нормы пищевой безопасности, правила защиты данных).Кстати, эти правила вы можете транслировать в ваших коммуникациях как преимущество для клиента. Например, наши продукты быстро портятся, потому что мы используем натуральные продукты.МетрикиДобавить обозначения на карту, где и какие метрики должны сработать.Например, можно отразить как линии сервисной карты превращаются в воронки метрики.Выявление критичных элементовНа карте можно показать, насколько система зависима от одного какого-то конкретного элемента, то есть насколько отказ этого элемента влияет на систему в общем (чтобы усилить и обезопасить это место в будущем).Так вы сможете делать систему более сбалансированной и, например, предупредить слабые места через интерфейс пользователя.Что по итогуСервисные карты — самостоятельный инструмент, а не продолжение карты пользовательского пути.Артефакт поможет понять, насколько ваша система сбалансирована: зависима ли она от сторонних сервис;есть ли дублирующие операции;какие есть барьеры и ограничения.Кроме того, Service Blueprint улучшает коммуникацию внутри команды. Например, карта сервиса может помочь:онбордить новых сотрудников;понять границы ответственных лиц и распределить нагрузку;проработать негативные сценарии для службы поддержки