Управление сложностью в разработке ПО: почему мы строим непонятные системы и как это можно изменить

Управление сложностью в разработке ПО: почему мы строим непонятные системы и как это можно изменить

Разработка программного обеспечения — это творческий процесс, который требует много знаний и усилий. Однако, иногда он может стать чересчур сложным и привести к созданию систем, которые сложно понять, поддерживать и развивать. Давайте разберемся, почему это происходит и как с этим можно бороться.

Сложность внутри систем

Проблема сложности в разработке ПО описана в книге «No Silver Bullet» Фреда Брукса. Он разделяет сложность на два типа: необходимую и случайную. Необходимая сложность происходит из-за проблемы, которую решает ПО, а случайная сложность происходит из-за процесса реализации этого ПО.

Со временем кодовая база может стать все более запутанной и сложной, в основном из-за случайной сложности. Это происходит из-за множества маленьких изменений, которые происходят каждый день и которые могут привести к тому, что система станет сложной и непонятной.

Пример из реальной жизни

Примером этой проблемы может служить Linux, который начинался как простой проект, но со временем превратился в одну из самых сложных систем в мире. Но это не только проблема Linux, это проблема многих больших систем, которые развиваются в течение долгого времени.

Решение проблемы

Для управления сложностью в программной инженерии используются разные подходы. Один из них — это разделение системы на модули или ограниченные контексты, описанные в DDD (Domain-Driven Design) Эрика Эванса. Этот подход позволяет изолировать сложность внутри отдельных модулей, сделать код более понятным и управляемым.

Тем не менее, такое разделение не является «серебрянной пулей», и оно требует значительных усилий для того, чтобы быть выполненным правильно.

Вместе с тем проблема сложности в программной разработке не является новой, и это всегда будет вызовом для разработчиков. Но понимание этой проблемы и использование подходящих инструментов и подходов может помочь нам создавать более понятное и управляемое ПО.

22
Начать дискуссию