Рубрика развивается при поддержке

SaaS — как они захватили мир и что потом с ними будет

Самое интересное из выпуска подкаста «Завтра облачно», на котором мы с Александром Демидовым («Битрикс24») обсудили рынок SaaS, его прошлое и будущее.

В закладки
Александр Демидов, ​директор направления облачных сервисов «Битрикс24»

SaaS — одна из форм использования приложений, когда приложение стоит не на компьютере у пользователя под столом, а где-то далеко «в облаке». Пользователь только наполняет его своими данными через интернет. Facebook, электронная почта, Trello, и Google Analytics — это всё SaaS.

Итак, что думают о SaaS те, кто их создаёт?

1. Почему SaaS захватили мир

В небольших компаниях обычно нет лишних рук. Но когда покупаешь приложение, кто-то должен его поддерживать в рабочем состоянии, обновлять, делать бэкапы и так далее. В модели SaaS эти административные задачи берет на себя сервис-провайдер.

Еще одна важная вещь — сегодня пользователь уже привык, что его данные доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит. Значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте. Это и дает SaaS.

2. Как SaaS помогли снизить количество пиратского софта

Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу. Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что программное обеспечение было дорогим. Платить незначительные суммы каждый месяц намного комфортнее. Поэтому сейчас даже небольшая компания может легально использовать нужный софт, который раньше бил по бюджету серьезными однократными закупками.

3. Как в SaaS обеспечивают безопасность данных пользователей

Все серьезные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть у себя на сервере или залить в SaaS другого провайдера. Такая возможность снимает опасения пользователя перед vendor lock-in — «залочиванием» в решении от одного вендора.

Не все об этом думают на начальном этапе выбора решения. Если потом не не получается вытащить данные из облака, остается два выхода: либо потерять данные и уйти к другому провайдеру, либо продолжать платить прежнему, даже если он уже не устраивает.

Этот риск — следствие не бизнес-модели SaaS, а недостатка компьютерной грамотности по части того, как пользоваться облаками, которые часто безопаснее собственной инфраструктуры.

Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака, хоть и не сверхсложная, уже абстракция, которая кого-то пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако».

Чтобы нечаянно не «запереть» данные у конкретного провайдера, до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.

4. Делать прогнозы на обезличенных данных ― обязанность SaaS

Это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, обогащать данные, которые клиент не может монетизировать самостоятельно. Эти возможности возникают благодаря тому, что SaaS агрегирует обезличенные данные многих пользователей и умеет с ними работать. Клиент, отдавая данные в SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные предсказательные сервисы, возникающие именно за счёт этой агрегации и сопоставления с «чужими» данными.

Пример — антиспам. На основе данных одного почтового ящика или даже всех ящиков одной компании его не построить, а на данных миллионов ящиков — легко. Это ценность от агрегации данных, которую нужно использовать.

5. Почему технологии SaaS стремительно развиваются

Важным препятствием для развития SaaS был интернет: его доступность, надежность, скорость и другие параметры. Сейчас все развивается, появился 4G, дальше будет 5G. Практически в любой квартире несколько провайдеров, а интернет становится такой инфраструктурной штукой, как электричество. Отключение интернета — форс-мажор.

Поэтому многие приложения уже нагружают устройство пользователя минимально, самая нагруженная работа происходит где-то там: в интернете, в облаке.

Сейчас нам привычно открыть ноутбук, а через 10 лет мы будем считать странным что-то открывать, носить или доставать из кармана. Это будут избыточные действия, потому что есть более удобные виды доступа к информации, которые запускаются, например, по голосу или щелчку.

6. Приход SaaS не означают смерть коробочных версий

Вендоры и провайдеры SaaS не спешат отказываться от коробочных версий. Их наличие параллельно с моделью аренды ПО по подписке — огромный плюс для клиентов. Даже если они не планируют переехать на коробочную версию, то понимают, что всегда могут это сделать, не станут заложниками сервиса, который надо постоянно оплачивать.

Есть клиенты со специфическими политиками безопасности. Например, с хранением данных только в закрытом контуре у себя в компании. Они не могут пользоваться SaaS, а «коробкой» — пожалуйста. Есть компании, которые хотят делать сложные интеграции с внутренними системами (от ERP до пропускных систем) — это тоже не всегда можно сделать в облаке.

7. Будущее — за кастомизированными SaaS

Будущее за SaaS, которые могут кастомизироваться под задачи любой сложности. Сейчас если нужен кастом, компании дорабатывают его сами, получают проприетарные варианты, которые есть только у них.

А можно ли сделать облачный сервис, который станет конструктором сервисов SaaS? Совместить выигрыш SaaS на масштабе с возможностью по далеко идущей кастомизации у сегодняшних on-premise решений?

Сейчас вопрос решается модулями, аддонами, с помощью которых можно что-то менять. Причем вендор SaaS пытается угадать, где в сервисе клиентам может понадобиться кастомизация, и в этих отдельных точках открывает возможность добавлять аддоны. Но, видимо, скоро парадигма разработки станет такой, что аддоны можно будет крепить на любое место SaaS.

Вспомним о концепции API-first. Если каждую новую сущность разрабатывать с возможностью работы через API, это и будет движение к тому самому будущему.

8. Шаг к будущему SaaS: внутренние маркетплейсы дополнений

Узкоспециализированные кастомизации клиент делает сам. Кастомизации, которые будут широко востребованы, создает сам «Битрикс24» и включает в продукт.

Промежуточные по популярности дополнения делают сторонние разработчики, которые размещают их в маркетплейсе дополнений «Битрикс24». Такие дополнения бывают бесплатные, с расчётом на то, что клиенту понадобится платный консалтинг или расширенные пакеты услуг.

Чтобы эта модель хорошо работала, «Битрикс24» просто сделал API, маркетплейс и открыл возможности по расширению приложений.

У любого крупного SaaS-сервиса есть система аддонов и маркетплейс. Их наличие — критерий зрелости SaaS. Вендор понял, что невозможно самому сделать все фичи. Значит, нужно создать экосистему партнеров, которые будут создавать нишевые фичи и решения.

9. Переход от SaaS к PaaS

PaaS — платформа как сервис. Если SaaS — приложения в облаке для пользователей, то PaaS — «кирпичики» для создания приложений, тоже в облаке. Они нужны тем, кто приложения создает — разработчикам и ИТ-отделам. Типичные PaaS — это облачные базы данных, элементы ИИ, анализа больших данных и другие. Ценность PaaS для разработки в том, что не нужно настраивать, администрировать, обновлять эти самые базы данных и так далее. Можно сфокусироваться на бизнес-логике приложений.

Платформы дают возможность быстро и много экспериментировать. Когда возникает идея нового продукта или сервиса, не нужно с нуля тратить много времени, сил, разработки и денег, чтобы получить MVP (минимально жизнеспособный продукт) для проверки гипотезы: взлетает продукт или нет.

Что еще почитать?

Послушать целиком подкаст про SaaS можно тут: ВКонтакте, iTunes, Google Podcasts, SoundCloud

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Илья Летунов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 15, "likes": 8, "favorites": 66, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 83969, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 20 Sep 2019 15:37:47 +0300", "is_special": false }
Облачная платформа
Основа для цифровизации бизнеса
Объявление на vc.ru
Личный опыт
Почему вы читаете, как семиклассник?
Догадывались ли вы, что от вашей техники чтения в младших классах будут зависеть сегодняшние успехи в делах, бизнесе…
0
{ "id": 83969, "author_id": 127919, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/83969\/get","add":"\/comments\/83969\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/83969"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396, "last_count_and_date": null }
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

 10 инсайтов о настоящем и будущем SaaS.

1. Что такое SaaS.

Вот это инсайт так инсайт! И где вы нашли такого эксперта в 2019 году? 

Ответить
1

У saas будущее есть, а у битрикса нет. Инсайт

Ответить
0

Да ладно, проекты на битриксовой коробке у энтерпрайз клиентов с Вами как бы не соглашаются ))

Ответить
3

Они не соглашаются, они мучаются с убогими бизнес процессами, уродским мессенджером и отвратительными задачами ))

Ответить
0

Обоснуйте пожалуйста

Ответить
1

Инсайт же.

Ответить
–2

а что такое insite ?!

Ответить
2

дядь не позорься

Ответить
0

а вы уверены, что не путаете с insiDe ? :)

Ответить
3

Ну говорю же, не позорься. Insight

Ответить
0

чо, так и пишут везде - "инсайтер" ?! :)

и даже гугл знает что такое "insight information" ?!

Ответить
1

блин что с тобой не так?
Insight. Insider. Это разные слова, понимаешь?
insight information

Нет, так не говорят, зачем ты это выдумал?

Ответить
0

ну да, конечно же со мной не так. я знаю эти слова, понимаешь?

и знаю как они обычно используются. 

в конце-концов есть вики:

Инса́йт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение) или озарение[1][2] — многозначный термин из области зоопсихологии, психологии, психоанализа и психиатрии, описывающий сложное умственное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.

какой из пунктов статьи попадает под "озарения" ?

большинство скорее раскрывают внутреннюю информацию..

Ответить
0

SaaS != вычислительное облако, как следует из определения в статье. Есть совершенно четкие отраслевые стандарты, например от NIST, где прописано какими параметрами должно обладать вычислительное облако.

По модели SaaS же может работать вообще любой web-сервис.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }