Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Привет! Мы – компания Делаем IT. Делаем IT входит в ТОП-2 разработчиков корпоративных решений «под ключ» в России и СНГ по версии Рейтинга Рунета за 2023 год.

Клиентами Делаем IT являются компании, специализирующиеся на оптовой и розничной торговле, производстве, строительстве, технике и оборудовании, услугах и других направлениях. Делаем IT предоставляет весь комплекс услуг по ERP и BI-решениям. В том числе индивидуальные решения с нуля, типовые отраслевые решения.

Опыт практической работы (4 года на рынке разработки ERP и BI-систем), отработанная методология ведения проектов (более 40 успешно выполненных проектов), большой опыт разработки и внедрения типовых отраслевых решений, команда квалифицированных специалистов, позволяют компании гарантировать высокий уровень предоставляемых услуг и оставаться одним из лидеров среди ERP и BI-партнеров.

Проблема

Действующий интернет-магазин по продаже цветов оптовым покупателям не справлялся с нагрузкой из-за недостаточной функциональности.

Решение

Создали В2В-электронную торговую площадку как единое окно коммуникации с оптовыми клиентами. Максимально автоматизировали оформление заказов и решили ряд функциональных задач, поставленных заказчиком.

Результат

Операционные задачи менеджеров полностью автоматизированы; данные о товарах и клиентах синхронизированы с 1С; реализована возможность установить индивидуальные условия по ценам и персональный доступ к каталогу каждому клиенту; быстрый экспорт/импорт в Excel для аналитики и отчетности.

О заказчике

«Крокус» — оптовый поставщик цветов международного уровня. Имеет собственные представительства в Нидерландах и Эквадоре, сотрудничает с плантациями по всему миру. Поставляет цветы в регионы России, страны СНГ и Европы.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Какие проблемы были на старте

Крокус использует два типа продаж для оптовых клиентов — биржа и предзаказ. На бирже можно купить цветы, которые в наличии на складе: торги стартуют и заканчиваются в определенное время, назначается день отгрузки, когда покупатели забирают свои заказы. Предзаказ делают заранее к конкретной дате, эти цветы компания поставляет специально для клиента.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Проблемы возникали и во время биржевых торгов, и на этапе предзаказа:

  • Многие клиенты по-старинке делали заказы по телефону или присылали Excel-таблицы по почте. Менеджеры вручную вводили заявки в систему, это было долго, неудобно и приводило к ошибкам. Человеческий фактор никто не отменял.

  • Во время биржи все заказчики формируют корзины практически одновременно — в начале торгов. Часто возникали накладки — действующая система не справлялась с задачей мгновенного учета товарных остатков. В итоге товаров заказывали больше, чем есть на складе.

  • Обратная проблема — «брошенные» корзины. Клиенты заполняли корзины и забывали о них, а товар оставался зарезервирован на неопределенное время.

  • Компания разделяет клиентов на категории по своим внутренним критериям. Каждой категории могут быть предоставлены скидки или наценки на определенные товары. Также некоторым клиентам устанавливаются индивидуальные условия по договору. В зависимости от объема заказа применяются оптовые или розничные цены. Менеджерам каждый раз приходилось вручную рассчитывать стоимость заказа с учетом множества этих критериев. Это было трудоемко, долго и опять же приводило к ошибкам.

Какие задачи решила электронная торговая площадка

Управление каталогом

Управление товарами и ценами

У Крокуса широкий ассортимент товаров, который нужно поддерживать в актуальном состоянии. Эту задачу реализовали путем интеграции с учетной системой 1С.

Список товаров с ценами выгружается из 1С в Excel, при необходимости корректируется и загружается на торговую площадку. Сделали возможность полностью обновить товарный ряд или добавить только новые поступления. Можно быстро изменить цены и порядок сортировки товаров — какие позиции показывать в начале каталога, а какие ниже.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

На каждый товар выставляется оптовая и розничная цена. Система автоматически рассчитывает, какую цену применять, исходя из количества товаров в корзине.

Управление категориями товаров

Чтобы эффективно управлять большим ассортиментом, весь товар разбит на категории и подкатегории. Добавить новую категорию можно через веб-интерфейс. При этом нужно выбрать тип категории: товары в наличии или предзаказ, установить позицию категории в каталоге и видимость для разных групп пользователей. Для связки с системой учета нужно указать ID категории из 1С.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Подкатегории также можно добавить вручную, или они автоматически определятся при выгрузке списка товаров из 1С.

На категорию или подкатегорию товара можно установить скидку или наценку, а также проставить метку «Акция», «Специальное предложение» и т. п. Если такая метка стоит, на акционный товар другие скидки уже не применяются.

Контроль товарных остатков

Все данные об остатках товаров на складе и ценах синхронизированы между торговой площадкой и 1С. Это решает проблему пересорта и помогает избежать неприятных ситуаций, когда клиенты заказали товар, который уже закончился.

В любой момент данные с актуальными остатками товаров можно экспортировать в Excel, сверить с 1С, при необходимости внести изменения и импортировать обратно.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала
Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Управление контентом

Для поддержания коммуникаций с клиентами и партнерами сделали возможность создавать текстовые страницы: «о компании», «партнерам» и т. п.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Можно создать баннер и прикрепить к определенной категории товаров, добавить к нему ссылки на сторонние сайты.

Каталог для клиента

Сделали так, чтобы клиентам было максимально удобно формировать заказ.

– Разбили товары на категории: срезанные цветы, горшечные цветы, аксессуары и т. п.

– Добавили подкатегории по типу цветов и фильтры по параметрам: цвет, размер, тип цветка, производитель.

– Сделали возможность поиска по названию и сортировки по цене.

– Адаптировали интерфейс для мобильной версии.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Управление пользователями

Пользователи торговой площадки — администратор, менеджеры и клиенты. Клиенты подразделяются на шесть категорий по внутренним критериям компании. Для каждой категории пользователей можно устанавливать свои условия и ограничения:

– по ценам,

– по уровню доступа к каталогу,

– по времени торгов.

Это дает возможность индивидуально работать с каждым клиентом, стимулировать к увеличению объема закупок, предоставлять лучшие условия лояльным клиентам.

Скидки и наценки

Вся информация о пользователях поступает из 1С в режиме реального времени. Каждому клиенту присваивается ID, за которым могут быть закреплены особые условия по ценам. Эти персональные маркеры автоматически выгружаются на торговую площадку.

Также есть возможность добавить условия вручную: выставить скидку или наценку на определенные категории и подкатегории товаров для конкретного пользователя.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Разные уровни доступа к каталогу

Для каждой категории и подкатегории товаров администратор устанавливает видимость для разных групп пользователей. Например, некоторые категории могут быть видны только менеджерам, другие — только премиальным клиентам.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Ограниченный доступ к торгам

Одна из привилегий для клиентов — возможность сделать заказ на бирже вне времени торгов. Админ может установить режим работы «с ограничением категорий» и выбрать категории клиентов, которым доступны торги в текущий момент.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Работа с личным кабинетом

В личном кабинете пользователя отражаются:

– данные клиента и адрес доставки,

– история заказов,

– текущая задолженность.

Для коммуникации с пользователями в каждом заказе сделали поле для комментария. Здесь клиент может оставить отзыв о товаре или написать претензию.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Многие клиенты Крокуса работают с постоплатой по факту реализации товара, поэтому разработали функционал по отображению дебиторской задолженности в личном кабинете. Текущий баланс выводится из 1С, это дает возможность контролировать задолженность и клиентам, и менеджерам.

Работа с заказом

Управление торговой площадкой

Чтобы эффективно управлять торговой площадкой, сделали несколько режимов доступа:

  • доступ только у админа;
  • обычный режим торгов без ограничений;
  • ограничения доступа по категориям товаров или пользователей;
  • доступ к заказам для премиальных клиентов или менеджеров вне времени торгов.

Электронные торги работают по принципу биржи: в системе можно установить время начала и окончания продаж определенной категории товара, а также срок отгрузки.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Работа с корзиной

Для клиента порядок формирования заказа в режиме биржи или предзаказа одинаковый: выбрать нужную категорию и подкатегорию, положить товары в корзину, подтвердить заказ. Все оформленные заказы подгружаются в 1С для дальнейшей модерации и оплаты по счету.

Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала

Когда клиент добавляет товар в корзину, этот товар резервируется и пропадает из остатков для других пользователей. Так мы решили основную проблему: теперь клиенты не могут заказать товара больше, чем есть на складе. На каждую корзину установлен таймер: 1 час. Если клиент забыл завершить заказ или передумал, корзина автоматически очищается и товар опять появляется в наличии.

Если при формировании корзины что-то пошло не так, менеджер может подключиться и оформить заказ за клиента.

Технологии

  • PHP Laravel
  • React
  • PostgreSQL

Какие выгоды получил заказчик

Оптимизировали работу менеджеров

– Теперь не надо вручную вводить данные и загружать их в систему учета и складских остатков. Автоматическое оформление заказа и синхронизация с 1С сводит к минимуму количество ошибок на каждом этапе заказа.

– Управлять торговой площадкой стало просто и быстро. Значительно сократилось время оформления заказа. Менеджеры меньше загружены рутинными задачами, у них появилось время на повышение качества обслуживания клиентов.

Повысили лояльность клиентов к онлайн-заказам

– Формировать онлайн-заказ теперь удобней, чем Excel-таблицу. Клиенты контактируют с менеджером, только если появляются трудности при работе с корзиной. В этом случае менеджер может подключиться и завершить заказ за клиента.

– Перестали возникать проблемные ситуации, когда клиент заказал товар, которого уже нет на складе.

Больше возможностей для аналитики

Удобный экспорт/импорт данных в Excel позволяет компании делать глубокую аналитику и отчетность в разрезе корпоративных клиентов. Теперь легко отслеживать спрос на товарную матрицу продуктов и планировать поставки.

Результаты внедрения

Единое окно для коммуникаций с клиентами

  • Было — заказы приходили по разным каналам, много данных менеджеры вводили вручную.
  • Стало — все автоматизировано, менеджер контактирует с клиентом только при возникновении проблем.

Синхронизация с системой учета

  • Было — во время работы биржи часто возникали накладки: заказывали больше товара, чем есть на складе.
  • Стало — данные о товарах и ценах синхронизированы с системой складского учета 1С; товар, добавленный в корзину, резервируется за клиентом; оформленные заказы сразу подгружаются в 1С для оплаты.

Корзина с автоматическим таймером

  • Было — клиенты заполняли корзины и забывали о них. Товар оставался зарезервирован на неопределенное время.
  • Стало — на каждую корзину установлен таймер: если в течение часа клиент не завершит заказ, корзина очистится и товар появится в наличии для других покупателей.

Автоматический расчет стоимости заказа

  • Было — стоимость каждого заказа рассчитывалась вручную исходя из множества критериев: оптовых и розничных цен, принадлежности клиента к определенной категории, скидки или наценки на товар, индивидуальных условий.
  • Стало — возможность одним кликом устанавливать скидки или наценки для разных категорий клиентов. Индивидуальные условия скачиваются из 1С и применяются к клиенту. Система автоматически выставляет оптовые или розничные цены исходя из количества товаров в корзине. Стоимость заказа рассчитывается с учетов всех перечисленных критериев.

Несколько уровней доступа к каталогу

  • Было — поставлена задача сделать разные уровни доступа к каталогу товаров для разных категорий клиентов.
  • Стало — в системе можно регулировать видимость разных категорий товаров для разных категорий клиентов. Также сделали возможность предоставить доступ к заказам вне времени биржевых торгов для премиальных клиентов и менеджеров.

Результаты в цифрах

  • В 2 раза сократилась необходимая мощность для работы сайта. Старый сайт работал на 16-ядерном процессоре сервера, электронная торговая площадка — на 8-ядерном «с запасом».
  • 10 000 пользователей одновременно оформляют заказы на торговой площадке, в то время как старый сайт не справлялся с пиковыми нагрузками и падал.
  • 0% пересорта в заказах. На старом сайте примерно 20% заказов невозможно было реализовать, так как товары уже закончились на складе.
  • 80% пользователей делают заказ прямо со смартфона
Как разработать «единое окно продаж» для работы с оптовыми клиентами компании TM Крокус с помощью кастомного B2B-портала
1111
Начать дискуссию