{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

А вы заботитесь о сотрудниках? Зачем и кому нужна система мониторинга персонала на базе технологии LoRaWAN

Николай Спирин
CTO компании AirBit

Всем привет, меня зовут Николай Спирин, я CTO компании AirBit. В первом посте расскажу о том, как пришёл к созданию своей компании и чем мы занимаемся на примере кейса внедрения технологии по мониторингу персонала на базе LoRaWAN и NB-IoT.

Это стандарты связи с низким энергопотреблением для передачи небольших объемов данных. LoRaWAN технология — полностью открытая. NB-IoT базируется на сети сотовой связи и доступна для использования только через операторов. Поэтому устройствам приходится проходить синхронизацию очень часто, следовательно, батарея аккумулятора расходуется достаточно быстро в отличие от LoRaWAN. Таким образом, автономность устройств, функционирующих на стандарте LoRaWAN, в несколько раз выше. К тому же в NB-IoT информация передается со скоростью 200 Кб/с, а в LoRaWAN этот показатель колеблется в диапазоне от 300 бит/с до 50 Кб/с

Читать или не читать?

Для начала немного обо мне. Я получил образование в Ярославском Государственном Университете на физическом факультете. После окончания университета работал в операторе мобильной связи, набрался опыта и понял, что построю свой бизнес вокруг технологий и связи. В конечном счёте появился AirBit. Сейчас в нашей компании работают люди с большим опытом в области информационных технологий, телекоммуникаций и разработки программного обеспечения. Все специалисты в разной степени причастны к развитию широкополосного интернета в России. Мы располагаем решениями на базе программного обеспечения в таких направлениях как:

  • контроль промышленного оборудования (вибромониторинг);
  • контроль технологических процессов на производственных площадках (температура, давление, уровни жидкостей, содержание газов);
  • трекинг персонала, транспорта и мобильного оборудования;
  • учёт потребления ресурсов;
  • мониторинг условий труда: контроль температуры, влажности, агрессивности среды и кислорода;
  • управление наружным освещением;
  • контроль условий перевозки грузов.

Первые три года существования AirBit зарабатывать было сложно. Сейчас ситуация намного лучше — пройдя тернистый путь мы не зацикливаемся на одних поставщиках, находимся в тесном контакте с клиентами и разрабатываем собственное программное обеспечение. Это даёт нам возможность предлагать оборудование тех производителей, которые отвечают нашим стандартам качества и бюджету клиента. Гибкость нашего программного продукта обеспечивает возможность использования устройств любых производителей. Более того, мы готовы производить интеграции с информационными системами (ИС) клиента. Так, на крупном металлургическом комбинате в Череповце мы реализовали интеграцию с ИС, работающими на базе Oracle, а ещё с LDAP и Zabbix.

На данном этапе мы первые в РФ, кто тестирует на отечественном оборудовании и внедряет для массового применения технологию геопозиционирования по методу TDoA на базе LoRaWAN без использования спутниковых приемников. Она значительно увеличивает режим автономной работы поисковых устройств, а также открывает огромные возможности по отслеживанию местоположения подвижных объектов: от пожилых людей и детей в городе до туристов в горах и животных.

Сейчас настал тот момент, когда я готов поделиться своим багажом знаний и опыта. По этой причине буду писать про реализацию проектов, состояние дел в России и Европе, а также взаимодействие с производителями. А теперь перейдём к кейсу.

Кейс внедрения на собственное производство

Чаще всего несчастные случаи происходят на производстве. По данным «Международной организации охраны труда» в год их число достигает 474 миллиона. Часть из них можно предотвратить с помощью системы мониторинга местоположения персонала — технологии LoRaWAN и NB-IoT. Она нужна компаниям, задачи которых связаны с высоким производственным риском, чтобы предотвратить несанкционированный доступ сотрудников в травмоопасные производственные зоны, а также повысить дисциплину труда. Это могут быть сферы:

  • Промышленности;
  • Производства;
  • Строительства.

Но на практике мониторинг персонала может эффективно применяться на любом предприятии и виде бизнеса.

Некоторые наши работы связаны с высоким фактором производственного риска. Чтобы повысить дисциплину труда и безопасность сотрудников, мы внедрили решение по мониторингу персонала на базе технологии LoRaWAN.

Например, в 2022 году при пожаре на складе Ozon в Подмосковье погиб один человек. Трагического случая можно было избежать, если бы в компании был внедрён мониторинг персонала. С ним место нахождения каждого сотрудника видно на карте, а в случае возгорания есть возможность оперативно найти пострадавшего и своевременно оказать ему медицинскую помощь.

Мониторинг местоположения сотрудника
Актуальное местоположение сотрудника с подробной информацией

Цель проекта

Нам было важно повысить безопасность сотрудников — снизить риск производственных травм и передавать экстренным службам местонахождение людей в случае чрезвычайных ситуаций. Чтобы избежать подобных происшествий, мы определились с перечнем необходимых работ.

Что нужно было сделать?

Изначально у нас была устаревшая система контроля и управления доступом в виде пластиковых карт. Она фиксировала только посещение сотрудниками территории. Но мы нуждались в решении более широкого списка задач:

  • отслеживать посещаемость сотрудников автоматически в режиме онлайн;
  • фиксировать проход человека с трекером в запрещённые и разрешённые зоны;
  • вести учет рабочего времени и контролировать эффективность работы;
  • ввести тарификацию заработной платы по времени нахождения в той или иной рабочей зоне;
  • анализировать эффективность использования рабочего пространства: складских, производственных и офисных помещений;
  • фиксировать инциденты и оказывать быструю помощь при их возникновении.

Что делали

Радиопланирование или оценка покрытия сети

Сначала мы подготовили цифровую модель местности, чтобы понять, как и где можно разместить базовые станции LoRaWAN для оптимального покрытия территории.

На этом этапе мы выбрали оптимальные места, где можно установить базовые станции LoRaWAN, чтобы избежать взаимных помех и искажения сигнала под воздействием других сетей.

Карта покрытия LoRaWAN в Ярославле

Развертывание сети

Далее установили базовые станции и развернули сеть LoRaWAN.

Один из самых главных плюсов LoRaWAN в том, что эта сеть, в отличие от Wi-Fi, работает в частотном диапазоне до 1 ГГц и имеет возможность изменения параметров передачи. Высокая проникающая способность радиочастот данного диапазона, а также особенности модуляции позволяют передавать данные даже из подвала.

Например, для «ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛА» мы установили LoRaWAN-передатчики Вега СИ-22, которые передавали данные непрерывно и без искажений прямо из подвала. Клиент остался доволен нашей работой и даже прислал благодарственное письмо.

Контролируемые зоны и помещения оснастили BLE-маяками. Это устройства с низким энергопотреблением, которые обмениваются данными с помощью технологии Bluetooth.

Выдача трекеров сотрудникам

Выдали сотрудникам персональные носимые устройства — трекеры. Их можно закрепить на одежде сотрудника при помощи клипсы или ремешка. Трекеры могут быть оснащены акселерометром, чтобы в случае падения отправлять уведомление. Также трекеры получают данные о местоположении. На открытой местности это происходит при помощи GPS или ГЛОНАСС. Если человек находится внутри помещения — с использованием ранее установленных маяков. Если говорить конкретней, то устройство имеет три метода определения местоположения, которые выполняются в соответствии с приоритетом по энергоэффективности и идут в следующем порядке:

  • Встроенный сканер iBeacon, который нужен для геолокации внутри помещений. Чтобы использовать его, область, где необходимо отслеживать местоположение субъекта, должна быть оборудована BLE-маяками.
  • Встроенный сканер Wi-Fi для геолокации на основе Wi-Fi точек доступа, с использованием базы данных Yandex и Google.
  • Встроенный приемник используется для геолокации на открытом пространстве. GNSS — общее название для GPS и ГЛОНАСС, может периодически включаться для определения географического положения объекта на основе навигационных спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС.

Обработанные трекером данные передаются на базовые станции LoRaWAN. Далее — на приложение “Трекинг” платформы AirBit IoT Workspace для дальнейшей визуализации и построения отчётов. С помощью AirBit IoT Workspace специалисты в реальном времени получают информацию о состоянии контролируемых объектов.

Принцип работы

На платформе AirBit IoT Workspace настроили работу персональных трекеров. После чего подготовили план-схемы помещений, которые использовали в качестве подложки, чтобы было удобно создавать геозоны контроля. В качестве подложки удобно использовать уже имеющиеся планы помещений, например, план этажа.

Создание новой геозоны
Создание и редактирование подложки

Далее начали тестировать функционал:

  • построение маршрутов;
  • фиксацию инцидентов (приход событий об ударе, падении, нажатии кнопки SOS, вход в запрещённые зоны);
  • формирование отчётов по объектам.

Стоит отметить, что фиксацию инцидентов можно настроить так, как удобно. Например, уведомления могут моментально приходить на E-mail, в Telegram или по СМС.

Платформа

AirBit IoT Workspace

Результаты

1. Теперь, чтобы наблюдать передвижение сотрудника, нужно перейти в раздел «Мониторинг» и выбрать трекер, который привязан к нему. На карте откроется актуальное местоположение с подробной информацией. Также есть возможность увидеть историю перемещений, выбрав дату и интервал времени. Каждому помещению на интерактивной карте можно задать своё имя, чтобы было удобно ориентироваться.

Отображение на карте истории перемещения объекта

2. По всем геозонам и трекерам есть статистика, в которой, например, можно посмотреть инциденты, произошедшие с сотрудниками. Если кто-то из них покинул здание, комнату, вышел из зоны действия метки или вошёл в опасное помещение, произойдет немедленная отправка сообщения на сервер, а далее придёт СМС-оповещение или уведомление на Telegram, почту или в другие системы, ранее настроенные пользователем.

Отчёт с информацией о входе и выходе сотрудника из геозоны

Сейчас у нас есть возможность выгрузить два вида табличных отчётов: по геозоне и по конкретному объекту — трекеру.

Отчёт по объекту включает в себя:

• историю перемещений, в которой показано время входов, выходов из геозон и длительность нахождения в них;

• историю инцидентов, например, нахождение в опасной геозоне;

• суммарное время нахождения в разных зонах за выбранный период времени;

• данные о происшествиях, где зафиксировано общее количество инцидентов.

Отчёт по геозоне включает в себя:

• историю перемещений со временем входов и выходов из геозоны, а также длительность пребывания;

• историю инцидентов. Например, зафиксированные удары или нажатия кнопки SOS с привязкой этих событий к конкретному объекту или общее количество в геозоне.

В конце концов мы запустили проект в опытную эксплуатацию, что позволило нам:

  • Контролировать перемещение персонала на территории выполнения производственных работ как внутри помещений, так и на открытой местности;
  • Непрерывно получать данные с объекта контроля, обрабатывать и хранить их;
  • Автоматически реагировать на инциденты и нарушения. Например, получать оповещение в случае срабатывания тревожной кнопки, удара, входа в запретную зону;
  • Получать отчёты о том, сколько времени тратят сотрудники на работу в том или ином помещении.
Спектр применения мониторинга персонала очень широк. По сути он ограничивается только вашей фантазией. В чём по вашему мнению он проявится наиболее эффективно?
В отслеживании посещаемости сотрудников
В фиксации проникновения в запрещённые и вход в разрешённые зоны
В ведении учёта рабочего времени и контроле эффективности работы
В анализе эффективности использования рабочего пространства
В фиксации инцидентов и оказании быстрой помощи пострадавшим
Свой вариант в комментариях
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
1 комментарий
Elles

Спасибо, оч понятное изложение. Только возникает вопрос: а в случае возгорания, задымления и др. ЧП эти трекеры носимые не выходят из строя? Наверно от рабочих температур зависит производителя. Обидно будет если человека не найдут при пожаре из за того что трекер вышел из строя...

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда