Покер планирования: как максимально прозрачно планировать спринты

Читайте в колонке онлайн-школы PMCLUB о методе, который поможет вместе с командой оценить трудоёмкость задач и установить реалистичные дедлайны.

Покер планирования: как максимально прозрачно планировать спринты

Проблемы в планировании

Джеймс Греннинг, один из авторов Agile-манифеста, в начале нулевых заметил: команды разработки тратят много времени на планирование спринта, проводят долгие нерезультативные встречи, в которые не вовлечена команда. А главное — часто дают неверные оценки задачам.

Тогда он предложил следующую технику:

  • Вовлечь каждого участника процесса (разработчиков, дизайнеров, менеджеров и прочих) в обсуждение плана.
  • Определять сложность запланированной работы путём голосования.
  • Разнообразить обсуждение, добавив в него элементы карточной игры.

Подход назвали покер планирования, или Planning Poker. В основном его применяют Scrum-команды для оценки трудоёмкости задач.

По шагам: как устроен процесс покера планирования

Организуйте встречу. Позовите на неё всех исполнителей задачи, а также заказчика (либо менеджера продукта/проекта).

Раздайте каждому по колоде. Часто используют специальные карты, на которых изображены числа, знак вопроса, знак бесконечности и чашка кофе.

Пример карт для покера планирования
Пример карт для покера планирования

Заказчик (или менеджер продукта/проекта) рассказывает вводные задачи или процесса.

Участники (исполнители) в ответ должны выбрать карту из своей колоды. Чем больше число, тем более сложной участнику кажется задача. Корреляцию чисел с требуемым на задачу временем команда определяет самостоятельно.

Другие символы расшифровываются так:

  • Бесконечность (∞) — задача настолько глобальна, что её трудно оценить. Нужно разбить на более мелкие.
  • Знак вопроса (?) — требуются дополнительные вводные или участник затрудняется в оценке.
  • Чашка кофе (☕) — нужен перерыв.

Далее игроки вскрывают карты и идёт подсчёт голосов. Если большинство участников выбрали одну карту — её число присваивается задаче автоматически.

Если мнения сильно разнятся, модератор просит аргументировать решения участников, которые поставили самую низкую и высокую оценки. После обсуждения команда проводит ещё один раунд голосования и приходит к консенсусу. Если нет — записывает диапазон оценок.

Как голосовать

В покере планирования есть разные методики. Перечислим основные:

  • Последовательная: стандартная нумерация от 1 до 9 (и далее при необходимости).
  • Фибоначчи: последовательность, в которой первые числа — 0 и 1, а каждое последующее равно сумме двух предыдущих.
<p>Последовательность Фибоначчи в покере планирования</p>

Последовательность Фибоначчи в покере планирования

  • Модифицированный Фибоначчи: до числа 13 соответствует последовательности Фибоначчи, а затем числа округляются.
Модифицированная последовательность Фибоначчи в покере планирования
Модифицированная последовательность Фибоначчи в покере планирования
  • Метод футболки: вместо чисел используются размеры от XXS до XXL.
  • Степень двойки: числа 0, 1, а затем — 2, 4, 8, 16, 32 и так далее.

Проще всего использовать обычную числовую последовательность, но есть подвох. Разница между, например, «7» и «8» не очень велика — и в том и в другом случае ясно, что задача средней сложности.

При голосовании бывает трудно определить, тянет ли задача на восьмёрку или ей достаточно поставить «7». Если выбор идет между «8» и «13», как в последовательности Фибоначчи, то здесь разница более очевидна и участники смогут более уверенно ставить оценки.

Зачем это менеджеру проекта

Демократичность

В результате покера планирования вы получите обратную связь от каждого члена команды и сформируете целостное представление о задаче: насколько она технически сложная и сколько времени нужно для реализации.

Почему это важно? К примеру, у дизайнеров и разработчиков могут быть разные представления о работе. Первые могут в короткие сроки отрисовать новые кнопки для сайта, а вторым может понадобиться несколько недель для их внедрения.

Вовлечение

Элемент игры сделает встречи неформальнее и интереснее. Также, в отличие от традиционного обсуждения со спорами и долгими разговорами, покер планирования позволяет действовать быстро и сосредоточиться на главном.

Пара лайфхаков

1. Используйте таймер. Ограничьте время на обсуждение, чтобы встреча прошла живо и продуктивно.

2. Не обязательно покупать физические карты: есть специальные онлайн-сервисы для покера планирования, которые помогут вам провести даже удалённую игру. О них мы и расскажем ниже!

Сервисы для покера планирования

Самый простой вариант для тех, кто хочет впервые попробовать технику. Минималистичный дизайн и мгновенное начало работы.

Особенности:

  • Доступно без регистрации, нужно просто нажать Start Session и отправить другим участникам ID сессии.
  • Работает на любом устройстве.
  • После объявления результатов можно поменять голос.
  • История не сохраняется — инструмент максимально простой и лаконичный по функциональности.
Покер планирования: как максимально прозрачно планировать спринты

Перед началом игры в сервисе можно заполнить описание и план обсуждения, а также выбрать, по какому принципу будут нумероваться карты.

Особенности:

  • Задачи можно описывать в любой форме — в свободной или структурированной.
  • Чтобы подключить участников, нужно скинуть им ссылку на созданный раунд.
  • Каждый раунд обсуждения можно согласовать, отменить, запустить снова или просто открыть выложенные карты.
  • Результаты не сохраняются.
Покер планирования: как максимально прозрачно планировать спринты

Бесплатный сервис, который интегрируется с Jira, Confluence, Slack, GitHub, GitLab и запускается на любом устройстве — смартфоне, планшете или ПК. Задачи в таск-менеджерах автоматически обновляются по результатам обсуждения.

Особенности:

  • Во время голосования и подсчёта результатов приложение развлекает участников забавными анимациями и эмодзи.
  • Есть встроенный чат и гибкие настройки кастомизации.
  • Поддерживает пред-голосование, когда участники находятся в разных часовых поясах. Результаты открываются, когда проголосуют последние члены команды.
Покер планирования: как максимально прозрачно планировать спринты

Приложение простое по дизайну, но предлагает богатый выбор функций. Можно пригласить в голосование не только участников, но и зрителей (например, так удобно позвать заказчика).

Особенности:

  • Есть возможность выбрать асинхронный режим голосования — это удобно для участников в разных часовых поясах, которые голосуют в разное время.
  • Помимо имеющихся схем голосования, можно создать и сохранить свою.
  • Приложение поддерживает импорт списка задач из Excel, Numbers и Google Docs.
  • Есть расширения для Google Chrome и Mozilla Firefox, а также синхронизация с Jira.
Покер планирования: как максимально прозрачно планировать спринты

Русскоязычный сервис с простым и интуитивно понятным интерфейсом. С его помощью удобно проводить спринты — те задачи, которые команда уже обсудила, можно в этом же интерфейсе перетащить в бэклог.

Особенности:

  • Визуальная сортировка пунктов спринта / бэклога: задачи, истории и ошибки.
  • Выгрузка списка задач из спринта в CSV.
  • Сохранение истории голосований и назначение ответственного за задачи.
  • Настройки метода голосования и подсчёта оценок.
Покер планирования: как максимально прозрачно планировать спринты

PMCLUB — онлайн-школа для менеджеров проектов и продуктов. Мы учим грамотно управлять и не срывать дедлайны, оценивать сроки и бюджет и работать с рисками. Подписывайтесь на нас на vc.ru и в Telegram.

2626
7 комментариев

Ребята забыли упомянуть про «полупокерное» и «слоупокерное» планирование.

4

Интересно, у любителей поиграть в покер есть преимущество в планировании спринта?)

3

15 сторипоинтов? Явно блефует!

Спасибо за статью. Хотел рассказать и о нашем сервисе для покер планирования. Мы прошлись по всем аналогам, поработали своими командами в них, и сделали свой собственный, с учетом всех необходимых пожеланий команд

https://retrius.ru/poker-planning

3

Мне нравится покер-планирование за оперативность. В команде несколько раз использовали его, но у нас были физические карточки. За онлайн-сервисы спасибо, сохраню.

2

Не понимаю, как дизайнеры могут наравне с разработчиками оценивать задачи? Или при оценке задач на разработку мы не учитываем оценки не разработчиков?

Это, конечно, очень утрированный пример, который иллюстрирует принцип «учитывай разные мнения») Вы правы, на практике оценивать задачу должны те, кто её и будет выполнять

1