Смартстаффинг как передовой подход в управлении человеческим капиталом. Руслан Гайнанов, основатель ТИМ ФОРС Альянс
В 2008 году Руслан Гайнанов предложил новый способ управления свободным временем работников в штате — смартстаффинг. Путь от идеи до сервиса занял три года. Спустя 12 лет можно подвести итог — смартстаффинг состоялся как бизнес-инструмент, но пока ещё не стал достаточно массовым явлением.
Обсуждаем в подкасте:
— Что такое cмартcтаффинг, и чем он отличается от IT-аутсорсинга и удалённой работы?
— У кого Руслан Гайнанов «подсмотрел» идею cмартcтаффинг?
— Как устроена работа платформы smartstaffing.ru?
— Как нанимают персонал с помощью платформы «СмартСтаффинг»?
— Почему Руслан Гайнанов хочет уйти от сервисного бизнеса и стать оператором больших данных?
— Будущее cмартcтаффинга в России и мире.
Смартстаффинг в России
Однажды я разговаривал с директором кондитерской фабрики «Коркунов», и он рассказал мне о проблеме найма временного персонала на новогодние праздники. У «шоколадников» аврал зимой, а у «мороженщиков» – летом. И было бы здорово, например, брать персонал у «Айс Фили» на ноябрь-декабрь, а летом наоборот, предлагать своих специалистов.
Эта беседа в хорошем смысле меня «завела», и я стал размышлять о том, как можно реализовать «обмен» работниками между компаниями. Чтобы сформулировать идею и довести её от концепции до готового инструмента, мне потребовалось три года. 24 апреля 2011 года я зарегистрировал домен «СмартСтаффинг.рф». Наверное, эту дату можно считать днём рождения смартстаффинга в России.
Конечно, хотелось бы думать, что это я придумал термин «СмартСтаффинг». Но но чем дольше живёшь, тем больше понимаешь, что многие вещи уже придуманы до тебя.
В основе смартстаффинга лежит идея перераспределения свободного времени работников между работодателями. Суть заключается в следующем — одна сторона готова поделится компетенциями, которыми обладают её работники, вторая сторона готова нанять эти компетенции (работников) на конкретный проект.
Похоже на аутсорсинг персонала, причем сфера деятельности не важна — это могут быть либо «белые воротнички», либо «синие» воротнички, главное в том, что работников привлекают на проект в рамках их компетенций. Поэтому это может быть как один человек, так и целая команда.
Разница в том, что аутсорсеры несут полную ответственность за результат, а в случае смартстаффинга ответственность лежит в рамках конкретного набора компетенций на время.
Виды смартстаффинга
Смартстаффинг может быть корпоративный, региональный, национальный и даже мировой. Проще всего с IT-специалистами: область поиска — весь мир. А как быть с поиском инженера? Или сантехника? Это уже региональный уровень или даже городской.
Вот пример для размышления. Однажды в разговоре с ИТ-директором «Почты России» мы обсуждали, что у них по всей стране около 42000 тысяч отделений, а сервисных инженеров всего 6400 человек, то есть в шесть раз меньше, чем отделений. Но нанять инженера в каждое отделение невозможно. А вот если привлечь специалиста на настройку или наладку — это хорошая история про «сервисный убер». Здесь смартстаффинг мог бы сыграть свою роль.
Как устроена платформа smartstaffing.ru
Наша платформа состоит из двух частей — сервисной и информационной. Между ними принципиальная разница.
В рамках сервисной части мы предоставляем услуги специалиста согласно соглашению об уровне сервиса (SLA). Я не буду говорить «компетенций», именно согласно определённым SLA. Почему я так сам себя поправил, сам себя ограничил?
Однажды в рамках смартстаффинга мы заключили договор с нефтяной компанией, которая вставила в договор штраф за утерю карты для прохода через турникет в офисе этой компании. С тех пор мы все компетенции прописываем в SLA, а остальное оставляем вне рамок договора.
Вторая часть нашей работы — smartstaffing как платформа. Это уже совсем другой бизнес. В рамках платформы уже не важно, покупатель услуги или продавец зашел на наш сайт. Главная задача — предоставить информацию о доступной компетенции: где, когда, какая компетенция и на каких условиях.
А дальше уже подключается либо сервисный бизнес, либо речь идёт о том, что вокруг этой платформы формируется определённая экосистема — сообщество компаний, которые этой информацией пользуются для самых различных целей.
Вот буквально пару месяцев назад мы одними из первых получили в Сколково статус цифровой платформы. И постепенно трансформируем нашу площадку в бизнес больших данных. Мы на протяжении десяти лет являемся сервисным бизнесом, который работает по модели смартстаффинг. Теперь должны стать бизнес-оператором по доступу к «облаку компетенций».
Будущее смартстаффинга
Я считаю, что у смартстаффинга в России отличные перспективы. Успех, как мне кажется, лежит в сочетании двух факторов — проектной занятости и трудовой мобильности.
Сейчас «мэтчинг» между работодателем и работником по-прежнему решается за счёт ручного труда или достаточно примитивных сервисов, которым больше 20-30 лет. А мы бы хотели использовать генеративные AI для того, чтобы на больших данных анализировать спрос и предложение компетенций, и подбирать заказчиков и исполнителей на основе лучшего выбора.
Представьте: у меня и у вас есть мобильное приложение. В этом мобильном приложении вы нажимаете на кнопку «Готов к работе». Вы нажали, «таймслот вашей доступности» и характеристики ваших компетенций уходят в смартстаффинг-облако. Далее заказчики получают эту информацию, и уже обращаются к вам (в том числе, напрямую) как к носителю компетенций. Вот так я вижу идеальную историю смартстаффинга в России.
Отдельная радость и гордость - то, что наш термин «СмартСтаффинг» по праву вошёл в обиход и является теперь именем нарицательным. Надеемся, не за горами время, когда смартстаффинг займёт своё достойное место и в бизнесе.
*****