Какие образовательные платформы наиболее доступны для незрячих пользователей

Какие образовательные платформы наиболее доступны для незрячих пользователей

Дистанционный формат обучения предоставил новые возможности для многих, но особенно актуальным оказался для незрячих людей. Поскольку передвигаться в городе без посторонней помощи, чтобы посещать лекции очно, им, к сожалению, все еще затруднительно.

Но чтобы образовательные платформы были доступны для незрячих пользователей, они должны быть адаптированы для специальных программ экранного доступа, зачитывающих контент с экрана.

Сделать это не сложно: нет необходимости создавать отдельную версию для незрячих, лишь на этапе разработки ресурса нужно следовать международным рекомендациям, например WCAG 2.0 и др.

В ходе очередного масштабного исследования невизульной доступности незрячие тестировщики Everland оценили несколько популярных сайтов для обучения: GeekBrains, Skillbox, Stepik, «Открытое образование», «Яндекс Практикум».

В ходе исследования они проверили следующие разделы и пользовательские сценарии:

  • Общая структура сайта;
  • Вход и регистрация;
  • Редактирование и заполнение профиля;
  • Поиск нужного курса, возможность пользоваться фильтрами, выбор нужного курса из предлагаемых вариантов;
  • Доступность и удобство страницы с информацией об отдельном курсе: программа, длительность, стоимость и прочее;
  • Доступность программы курса и общей структуры курса в личном кабинете после покупки;
  • Доступность отдельных материалов курса с точки зрения технической реализации, а не содержимого уроков. Доступность контактов преподавателя или формы связи с ним на платформе;
  • Доступность функционала сдачи домашних заданий, если это предусмотрено функционалом платформы;
  • Доступность обратной связи и технической поддержки платформ.

В целом, говорят тестировщики, образовательные платформы все еще недостаточно адаптированы для людей с нарушением зрения или моторики. Даже в ситуации, когда отсутствуют значительные проблемы, большое количество мелких недочетов пользоваться ресурсом некомфортно.
Большинство проблем протестированных сайтов общераспространенные, т. е. характерны для многих онлайн-ресурсов. Например,
отсутствие текстовых меток у элементов. Когда кнопки страницы или ссылки не подписаны, пользователю их назначение неясно. На некоторых сайтах отсутствуют метки у элементов плеера, с помощью которого транслируются видеоуроки. Управлять воспроизведением в таком случае становится крайне сложно.

Другая проблема – отсутствие или неправильное использование заголовков и областей, что усложняет навигацию по страницам и по сайту в целом.

Примеры ошибок мы показали на видео:

Сравнительная таблица средних баллов доступности онлайн-сервисов банков, а также лидеры сферы.
Сравнительная таблица средних баллов доступности онлайн-сервисов банков, а также лидеры сферы.

Что касается доступности каждой из платформ, то мы можем оценить её в соответствии с приведенной ниже шкалой.

  • 4.6+ – отличная доступность,
  • 4–4.5 –доступность выше среднего,
  • 3.3–3.9 – доступность средняя, фактически требуется улучшение,
  • 2.6–3.2 – доступность хуже среднего,
  • 2.5 и ниже – доступность практически не реализована.

Золотую «медаль» мы присудили сайту «Открытое образование» – единственной платформе сферы, имеющей только 4 и 5 по всем сценариям. Серебряная «медаль» у платформы Stepik – у нее есть только один сценарий, требующий доработки.

Детали исследования и форму обратной связи вы найдете по этой ссылке

Начать дискуссию