Что должен знать аналитик о UX-writing при прототипировании интерфейсов

UX-writing — относительно новая область, но ее влияние хорошо заметно в цифровых продуктах. В этой статье аналитики SimbirSoft рассказывают, как понимание принципов написания UX-текстов может помочь в проектировании эффективных user-friendly интерфейсов.

Фото Unsplash
Фото Unsplash

Что такое UX-writing

UX-writing отвечает за то, как текст помогает пользователю взаимодействовать с интерфейсом. Разумное сочетание слов и дизайна гарантирует удобство в работе с продуктом и позитивный опыт.

UX-писатель отличается от копирайтера тем, что последний рассказывает пользователям о продукте, чтобы привлечь их, а задача UX-писателя — удержать пользователей путём создания положительного user experience.

Задачи UX-writing

  • приближать пользователя к его цели;
  • делать понятной навигацию внутри продукта, предоставлять инструкцию и обратную связь;
  • влиять на настроение пользователя;
  • транслировать корпоративные ценности.

Применение UX-текстов

  • Call-to-action
  • Инструкции
  • Навигация
  • Ошибки
  • Экран загрузки
  • Кнопки в меню
  • 404
  • Формы обратной связи
  • Анкеты

Зачем UX-writing нужен аналитику

UX-writing приходит на помощь, например, в том случае, если нужно дополнить продукт новыми функциями и познакомить с ними пользователей. Текст влияет на UX: на размер полей, количество кнопок, наличие тултипов, количество шагов — в общем, на всё то, что аналитик должен закладывать на этапе прототипирования интерфейса ещё до того, как за работу возьмется UX-дизайнер.

К тому же, полагаем, многие из нас знакомы с ситуацией, когда в условиях ограниченного бюджета заказчик на этапе MVP просит создать прототип, максимально приближенный к «боевому» виду, используя стандартные UI-киты. Это позволяет миновать этап дизайна и передать интерфейс в сборку frontend-разработчику.

Поскольку в функции аналитика зачастую входит и проведение UX-аудита, представление об основных принципах UX-writing помогает найти наиболее эффективные способы улучшения usability продукта.

UX-writing как отдельная сфера только начинает набирать обороты. Редкая компания нанимает отдельного UX-писателя в штат или на аутсорсинг, поэтому очень часто функцию UX-писателя на себя берут аналитики и копирайтеры.

Чем раньше будут составлены тексты, тем меньше лишней работы предстоит выполнить дизайнерам и разработчикам в дальнейшем. Правильные тексты могут повлиять на количество итераций и затраты человеко-часов.

Что именно должен знать и уметь аналитик, когда речь идёт о UX-writing

Далее мы приведём несколько примеров, демонстрирующих основные принципы создания UX-текстов. Обратите внимание на то, какие изменения при этом вносятся в интерфейс.

Принцип 1: понятность

Помните: пользователь не обязан погружаться в IT и технические тонкости. Поэтому вместо использования специфических терминов донесите суть доступным языком.

Рисунок 1. Переводим текст с технического на доступный рядовому пользователю
Рисунок 1. Переводим текст с технического на доступный рядовому пользователю

Принцип 2: лаконичность

Каждое слово должно нести уникальную в контексте сообщения информацию.

Примеры ниже иллюстрируют избыточность текста. Как мы видим, заголовок здесь не несёт никакой полезной информации, а существует только потому, что дизайнер предусмотрел в окне заголовок.

И не забываем про F-образную манеру движения пользователем глаз по экрану. Вы должны быть уверены, что самое важное изложили в начале вашего сообщения.

Рисунок 2. Избавляемся от избыточной информации
Рисунок 2. Избавляемся от избыточной информации
Рисунок 3. Нет предела совершенству. Сокращаем до сути.
Рисунок 3. Нет предела совершенству. Сокращаем до сути.

Принцип 3: польза

UX-текст должен приносить пользу. Именно призыв к действию (call-to-action, CTA) подсказывает пользователю следующий шаг для достижения его цели.

В примере ниже слово «ОК» не подходит в качестве призыва к действию. Лучше предложите пользователю «Попробовать еще раз». Но раз уж человек забыл пароль, а ему предлагают ввести его снова, естественной реакцией будет раздражение. Поэтому имеет смысл добавить функциональность по восстановлению пароля.

Рисунок 4. Берем пользователя за руку и ведём к цели
Рисунок 4. Берем пользователя за руку и ведём к цели

Этот же принцип работает и с формами. Конечно, все сервисы стремятся узнать максимум информации о своём пользователе и зачастую забывают о его интересах. А его интерес — максимально быстро получить результат. Например, если ваше приложение не специализируется на предсказаниях по именам и не служит целям сбора статистики по доле «Ивáнов» среди популяции, не стоит сразу требовать с пользователя представиться. Дайте возможность сделать это позже, когда ему будет удобнее.

Заключение

Когда пользователь впервые заходит на сайт, для него это почти как приключение – с каждым кликом он испытывает разные эмоции. Хороший UX-текст – не просто пара слов в интерфейсе приложения, это профессиональный гид, который сопровождает путешественника и проявляет своевременную заботу. Используя основные принципы UX-writing, вы можете усовершенствовать ваш продукт, сделав пребывание пользователя в приложении приятным и полезным.

Спасибо за внимание! В одной из следующих статей мы расскажем вам о том, что должен знать аналитик о SEO, чтобы web-сервисы были успешнее, а заказчик — счастливее.

44
3 комментария

Никто:
Абсолютно никто:

IT-компании:
UX-buttoncornerrounder - специалист по скруглению углов на кнопках

Ответить

Не должен аналитик этим заниматься.

Ответить

Мы в своей практике исходим из того, что именно аналитик стоит у истоков проекта, именно он максимально погружен в продукт заказчика, владеет его специфической терминологией и комплексным видением того, какие задачи хочет решить бизнес и пользователь посредством продукта. Если аналитик на этапе проектирования системы не заложил фундамент под UX-дизайн, UX-writing и SEO, цена последующей доработки системы под эти нужды может быть очень высока. Мы же ориентируемся на эффективность разработки, поэтому стремимся к тому, чтобы у наших аналитиков был широкий охват компетенций.

Ответить