Принципы инклюзивного дизайна

В лектории Skillbox проходят регулярные «Встречи с дизайнерами». Гостем одной из таких встреч стала Валерия Курмак, лидер практики Human Experience в компании AIC и автор телеграм-канала «Не исключение». Валерия рассказала о принципах, которые помогают сделать дизайн инклюзивным.

Инклюзивный дизайн нужен всем: мы различаемся, но хотим, чтобы привычные продукты были одинаково удобными. Примерно треть населения нуждается в адаптации различных продуктов. Обязанность хорошего дизайнера — сделать так, чтобы каждый человек мог пользоваться предметом или сервисом наравне с остальными.

Проблема среднего человека

В дизайне часто встречается «проблема среднего человека» — перед проектированием продукта дизайнер видит образ пользователя и не задумывается о том, что все люди разные. Инклюзивный дизайн — это проектирование «для каждого»: дизайнер работает не на определенный тип людей, а следит, чтобы продукт решал задачи людей в разных жизненных сценариях – не важно ты плохо видишь потому что тебе 60 или так живешь с самого рождения.

Дизайн для «среднего человека» приводит к казусам и неудобствам. Например, дозатор жидкого мыла не знает, что люди бывают не только со светлым цветом кожи, и не реагирует, когда руку подносит темнокожий. Есть и трагичные примеры — при краш-тестах автомобилей обычно используются мужские манекены, которые не учитывают особенности строения женского тела. Когда в краш-тесты начали сажать и женские манекены, стало понятно, что в системе безопасности автомобиля нужны доработки. После доработок смертность женщин в ДТП снизилась в два раза.

«Проблему среднего человека» решают с помощью инклюзивного дизайна. Специалисты Microsoft делают это так: описывают образ «экстремального» человека и создают продукт таким, чтобы этому человеку было удобно. Например, если человек сломал руку, но не испытывает из-за этого трудностей при работе со смартфоном, значит, смартфон подойдет и тем, у кого одна рука временно занята. Таким образом, продукт доступен как можно большему кругу пользователей.

Главные принципы доступности

Принципы взяты из международного стандарта WCAG.

Воспринимаемость. Люди должны иметь возможность воспринимать контент тем способом, который им доступен. Например, незрячий может пользоваться голосовым помощником, чтобы опубликовать запись в соцсети.

Понятность. Контент в интерфейсе должен быть понятен всем. Чтобы определить, насколько понятен текст, в США по заказу военно-морских сил разработали тест F—K (Flesch–Kincaid). Тест показывает приблизительный уровень образования, который требуется читателю для понимания документа или инструкции. Идеальный вариант — если требуется образование на уровне 5-го класса.

Управляемость. Люди должны иметь возможность управлять интерфейсом теми способами, которые им доступны. Например, голосом или взглядом — в больницах устанавливают голосовых помощников Alexa , с помощью которой лежачий пациент может позвать медсестру или переключить канал телевизора.

Надежность. Интерфейс должен оставаться доступным при изменении версии продукта или операционной системы. Пользователи с инвалидностью часто боятся обновлять приложение или систему из-за того, что нужные настройки просто перестанут работать.

Принципами доступностями дизайна пользуются компании, которые вы хорошо знаете: Apple (голосовой помощник, увеличение масштаба контента), Сбербанк (озвученные банкоматы), Яндекс.Такси (приложение для водителей с нарушением слуха).

Чтобы проверить дизайн на инклюзивность, нужно приглашать самых разных людей для тестирования продукта и консультироваться с экспертами в инклюзивном дизайне. Только так можно понять, чего конкретно не хватает в продукте, чтобы абсолютно всем было удобно им пользоваться. Внедрить инклюзивный дизайн можно на любом этапе разработки (и даже если продукт уже в релизе). Обычно для этого не требуется что-либо согласовывать с руководителями и убеждать, что инклюзивность необходима. Позаботиться о всех своих пользователях, и сделать шаг в сторону улучшения продукта может каждый из нас.

88
1 комментарий

Была на этой встрече, очень круто было, спасибо!

1