«Дистанционное обучение — это не учёба!»: как дистанционка подсветила главную проблему традиционной школы

Онлайн-обучение развивается в России почти 10 лет. Но школы игнорировали цифровые технологии, пока в прошлом году пандемия не столкнула их лбами.

«Дистанционное обучение — это не учёба!»: как дистанционка подсветила главную проблему традиционной школы

В апреле 2020 года Высшая школа экономики провела исследование и выяснила — 21% школьных педагогов России не владеют интернетом на уровне, позволяющим им обучать детей онлайн, — это каждый пятый учитель в стране.

Спустя год Вышка изучила трудности коммуникации между детьми, их родителями и учителями на дистанционном обучении и на интервью получила ответы в духе:

Дистанционное обучение — это не учёба. У него ничего в голову не вошло однозначно. …просто бардак какой-то. [Учителя] такие вопросы задавали, сам не знаешь ответы на эти вопросы

Александр, Отец школьника

Учителя с нами не разговаривали, ничего не объясняли. Родители не могут объяснить, не знают что-то. Я начинаю агрессировать, психованным становлюсь: могу ручку разбить, тетрадку порвать, если что-то не понимаю

Яков, 12 лет

Вывод этого исследования: «Произошёл разрыв в цепочке взаимодействия «учитель — ученик». Учителя «сбрасывали» задания и порой не давали никакой обратной связи (даже на уровне оценки). <...> В некоторых школах учителя пытались перенести обычный урок в онлайн-формат. В результате полноценной коммуникации не возникало. Принятая в школе система взаимоотношений оказалась непереводимой на онлайн-язык».

«ВКонтакте» опросила 1600 учащихся и опубликовала такие результаты:

  • 36% школьников на дистанционке потеряли мотивацию к обучению;
  • 28% опрошенных отметили, что им неудобно заниматься на существующих платформах.
«Дистанционное обучение — это не учёба!»: как дистанционка подсветила главную проблему традиционной школы

Кирилл Прудников, руководитель образовательных программ педагогических практик в Skillbox, уверен — дистанционка подсветила главную проблему традиционной школы: если в обычном классе учитель чаще всего удерживает внимание детей за счёт своей харизмы, то в онлайне это не работает:

А так как мир, я уверен, уже никогда полностью не вернётся в офлайн, значит, методы традиционной школы можно назвать устаревшими. Дети отвлекаются на смартфоны (кто им запретит пользоваться ими во время занятия по скайпу?), на открытые вкладки в браузере, на родителей, братьев и сестёр. Даже самый харизматичный учитель проиграет это сражение

Кирилл Прудников, Руководитель образовательных программ педагогических практик в Skillbox

Урок для учителя

В апреле этого года Высшая школа экономики организовала конкурс «Урок для учителя». В нём участвовали педагоги, которые решили принять вызов времени и начали внедрять современные технологии в свои уроки. Для участников отборочного этапа методисты Skillbox разработали бесплатный курс повышения квалификации «Как преподавать онлайн: инструменты для учителя».

Чтобы курс получился максимально прикладным, методисты Skillbox попросили участников «Урока для учителя» заполнить анкету и провели более 70 глубинных интервью.

Практически все опрошенные отметили, что не знают, как контролировать поведение учеников по ту сторону экрана, и хотят освоить больше инструментов, которые разнообразят занятия в онлайне. Но мы уверены, что контролировать поведение не придётся, если школьники будут вовлечены. А повысить вовлечённость в онлайне можно как раз за счёт интересных цифровых решений

Марина Харахордина, Руководитель методического отдела Skillbox

Таким образом родилась программа курса из пяти модулей:

  • в первой части эксперты рассказывают об основных отличиях онлайн- и офлайн-урока;
  • второй модуль посвящён сервисам, с помощью которых можно интересно прорабатывать теорию;
  • третий модуль — о софте для практики: спикеры покажут, как пользоваться досками для совместной работы, сервисами для ведения конспектов и платформами с готовыми домашними заданиями;
  • в четвёртой части курса учителя узнают о том, как с помощью тестов, квизов и игр повышать вовлечённость учеников в обучение и поддерживать их интерес;
  • пятый модуль — о навыках, которые полезно развивать учителям в современном мире, — аналитике и работе с выгоранием.

Спикерами курса стали представители ведущих образовательных компаний России — Skillbox, «Фоксфорд», «ИнтернетУрок», а также образовательного бюро «Розетка», общественной программы «Учитель для России» и Miro. Разместили его на знакомой для педагогов платформе «Я Учитель».

Курс «Как преподавать онлайн: инструменты для учителя» уже прошли около 1500 учителей из 68 регионов России, а с 14 июля он будет доступен всем желающим. После каждого модуля учителю предлагают пройти тест. Те, кто успешно сдаст все тесты, получат удостоверение о повышении квалификации от «Я Учителя».

99
5 комментариев

Кому знания нужны, тех учить не нужно. Они сами учатся.
Остальным лучше сразу работать. Дальше определятся, что нужно, что нет.

1
Ответить

Это для взрослых так работает. Для детей - по-другому. У детей нет мотивации получить знания. Для них важно удовольствие. Понятия о карьере и успешности в будущем для них абстрактны и безотносительны к жизни. 

Ответить

Может есть другие вовлекающие механики, мотивирующие поколение тиктока учиться в онлайне?

Ответить

Если бы поколение девяностых заставили учится на дистанционке - наврядли был бы иной результат.
Большинство школьников в рот ебали эту школу и уроки, а дистанционка дает кучу возможностей, чтобы проебываться.

2
Ответить

ну в других странах удаленное обучение уже давно и у них все норм

Ответить