Как устроить дискуссию в Clubhouse для бренда
Гайд от сотрудников Газпромбанка
С тех пор, как появилась новая соцсеть Clubhouse, новостей о том, что там происходит, становится с каждым днем все больше. «Клабхаус» стал местом встречи акул бизнеса, звезд и просто любителей поболтать.
Меня зовут Даниил Шеремет, я руководитель проекта в департаменте коммуникаций банка. Сегодня я хочу рассказать, как мы проводили дискуссию в «Клабхаусе» и что из этого вышло.
Как выбрать тему и где найти слушателей
В «Клабхаусе» все, как на радио: чем дальше тема от массового слушателя, тем тяжелее вызвать у аудитории интерес. Это не значит, что в «Клабхаусе» нет места узким профессиональным дискуссиям, но соцсеть пока не обладает адекватными инструментами таргетинга целевой аудитории.
«Клабхаус» — пока что соцсеть друзей и друзей друзей. Вы вряд ли пропустите дискуссию, в которых участвуют те, кого вы зафолловили. Но если вы никак не связаны с этими людьми, комнату не покажут в выдаче.
Из этого следует, что много слушателей в комнате появляется за счет участия пользователей, у которых много фолловеров. Как только в комнату приходит кто-то популярный, его подписчикам приходит пуш, и за ним сразу подтягиваются сотни людей.
Получается, что адекватных инструментов привлечения слушателей всего два:
- Цепляющая, яркая тема дискуссии. Мало кто пойдет слушать заунывную конференцию с невнятным названием. «Клабхаус» любит драйв, искру, шоу и остроумную подачу
- Популярные пользователи, которые придут к вам в комнату. Лучшей тактикой здесь будет пригласить нескольких известных спикеров, у которых много подписчиков.
Что получилось у нас
Тема дискуссии, которая состоялась в «Клабхаусе» на днях — удаленная работа. Удаленкой у нас довольны — недавно мы проводили опрос среди «айтишных» подразделений, и больше 90% из них захотели оставить режим работы таким, какой он есть сейчас.
Пандемия дала большой толчок развитию технологий и идей. Сейчас у нас переосмысляется роль офисов, планируются «гибкие» рабочие места без привязки к конкретному сотруднику и многое другое. Мы решили рассказать об этих планах и спросить у людей, как внедрялась удаленка у них, и что они о ней думают.
Привлечь слушателей нам помогли три модератора из популярной комнаты «Кто такой и зачем нужен». Суммарное число их подписчиков — около 58 тысяч человек, включая перекрестных фолловеров. На старт дискуссии в комнату пришло около 400 человек, а на пике слушателей было больше 700.
Изначально мы целились в 500 человек, а саму дискуссию планировали завершить за час. Результат превзошел наши ожидания как по числу участников, так и по времени — комната жила целых полтора часа.
Тайминг и динамика
Обсуждение может быть богатым на сюрпризы. Спустя полчаса после начала к нам неожиданно присоединился космонавт Сергей Рязанский и рассказал о том, как важна нерабочая коммуникация и моральная поддержка в условиях изоляции. Послушать его пришло человек сто.
В эфире было много гостей. Кто-то говорил о том, как удаленка подтолкнула завести собаку, которую хотелось завести еще давно, но не получалось из-за офисной работы. Кто-то — о том, как кардинально поменял образ жизни и сэкономил на костюмах. Участница дискуссии из Казахстана рассказала, что пандемия стала для нее шансом поработать с московскими компаниями.
В общем, комната не молчала, участники постоянно поднимали руки. Для тех, кто не знает, как это устроено: в «Клабхаусе» слушатели перемещены в лобби, и если они хотят высказаться, им нужно нажать на кнопку с изображением ладони — это и называется «поднять руку». До дискуссии мы переживали, что в эфире будет тишина, и мало кто захочет высказаться.
Реальность оказалась такова: в комнатах с сотнями участников руки поднимают десятки человек. Выбор становится проблемой: вы никогда не знаете, какая история начнется в эфире, когда вы дадите человеку слово.
История может быть как зажигательной и живой (в такие моменты в комнате заметно прирастает количество участников), так и довольно скучной. Привычные инструменты оценки не работают. Если человек не публичная персона, то у него может быть как много, так и мало фолловеров. У него может быть хорошо расписан профиль, а может быть и пустое «био». Ничто не может стопроцентно гарантировать бодрящий кайф от рассказанной истории, которая сейчас вот-вот захлестнет эфир. Иногда «ноунейм» может завести целую толпу, а иногда человек с огромным списком интересностей в профиле говорит буднично и очень тихо.
Здесь не угадаешь. Чтобы дискуссия получилось удачной, вам нужно статистическое преимущество: ассорти из разных гостей, которые будут говорить в ограниченный промежуток времени. Нужно приглашать людей по одному, вовремя тормозить их, пользоваться паузами, задавать наводящие вопросы и раскручивать историю, приглашать следующих. И обеспечивать эту ротацию на протяжении всего времени беседы.
Пять маленьких инсайтов
- Не нужно бояться споров. Цивилизованный спор обогащает любую дискуссию и подстегивает интерес гостей к обсуждению.
- Время вашей комнаты имеет значение. Самое лакомое — вечер после работы (кроме пятницы). Если метить в это время, нужно быть готовым к конкуренции с топовыми дискуссиями и спикерами.
- Старый-добрый совет любого ютуб-блогера: просите подписываться на вас. Фолловеры в «Клабхаусе» сейчас на вес золота.
- Лить внешний трафик на вашу комнату в «Клабхаусе» может быть неэффективной идеей: пока что это закрытая соцсеть с приложением на одной платформе. Но в будущем это, конечно же, изменится
- В «Клабхаусе» пока нет корпоративных аккаунтов, но их уже начали делать кустарным способом, вставляя вместо имен и фамилий идентификаторы компаний. Мне кажется, что их появление в соцсети — вопрос времени. Уже сейчас ясно, что такая необходимость есть: компаниям нужны подписчики, которые будут присоединяться к их дискуссиям. Схожая функциональность есть и у клубов, но пока что нет возможности их создавать без заявки, которая уходит на рассмотрение администрации соцсети.