«Spotify: история продукта»: переход в облако, партнёрства и подкасты

В четвертом завершающем материале цикла мы расскажем, как главная фишка сервиса стала его основной преградой, каким был опыт сотрудничества с производителем аудиотехники и почему Spotify сейчас — это не только музыка. Всю серию публикаций “История продукта” можно прочитать в блоге Spotify на vc.ru

«Spotify: история продукта»: переход в облако, партнёрства и подкасты

Даже классные вещи могут устаревать

Создавая Spotify, мы знали, что нашим примером для подражания является Google. Они создали фантастическую технологию, и мы знали, что тоже хотим создать нечто фантастическое. Фантастическая технология Spotify представляла собой гибрид клиент-серверной и пиринговой системы, которая впервые позволила передавать музыку в потоковом режиме настолько быстро, что люди не только перешли на Spotify с нелегального скачивания музыки, но даже начали платить за нее. Но именно эта технология в итоге стала для нас проблемой.

Однажды уборщики в шведском офисе Spotify подключили пылесос не к той розетке и перегрузили одну из электрических цепей. Серверы отключились. Со всех сторон нас начали сыпаться жалобы от пользователей: Spotify не работает. Пылесос выключили, сервера снова заработали, но системную проблему — зависимость от серверов — так и не решили. Потому что разработчики Spotify «тушили пожары» — решали текущие задачи, но мало думали о стратегии долгосрочного развития.

Со временем обнаружилась и другая проблема. Наши пользователи постепенно мигрировали с десктопа в мобильное приложение, где одноранговую сеть задействовать было нельзя: это бы за считанные минуты разряжало аккумулятор и занимал огромное количество оперативной памяти для обмена данными.

Кроме того, чем больше развивались облачные технологии, тем хуже окупались наши собственные центры обработки данных. Всего за несколько лет они стали "узким местом", отчасти потому, что мы слишком привязались к собственной технологии, а отчасти потому, что постоянное нахождение в состоянии кризиса стало зоной комфорта для команды.

Из этой ситуации мы вынесли несколько уроков:

Урок №1: Вовремя откажитесь от статуса-кво. Если у вас что-то хорошо получается, это не значит, что это обязательно надо продолжать.

Лишь после шести лет работы нашего гибридного клиент-серверного решения мы перенесли процессы всех 100 млн пользователей в облако. Это был крупнейший инфраструктурный проект в истории Spotify, который дался нам нелегко, но пользователи этого перехода даже не заметили.

Урок №2: Думайте не о том, можете ли сделать лучше, а о том, нужно ли вообще что-то улучшать.

Как компания, вы обладаете ограниченными ресурсами, поэтому ваши самые большие затраты на самом деле не будут прямыми затратами на то, что вы покупаете. Самые большие затраты - это альтернативная стоимость того, что вы могли бы сделать со всеми этими умными людьми, если бы им не пришлось вместо работать над этим решением.

Урок №3. Не стоит недооценивать соперников.

К 2016 году Amazon Web Services была лидером отрасли, а Google Cloud Platform - догоняла. Но выбрать Google вместо Amazon означало работать рука об руку с теми, кто вдохновил нас на создание нашей "фантастической технологии". Мы стали одним из крупнейших клиентов Google Cloud, а это означало, что мы могли влиять на направление развития их продукта в соответствии с потребностями вашего бизнеса. Поначалу это было непросто: ведь мы вместе и одновременно осваивали облачные технологии. Но по мере нашего роста это общее экспериментальное мышление стало нашим преимуществом. И через шесть лет после принятия решения о переходе на облачные технологии мы закрыли наш последний сервер в пригороде Лондона.

Партнерство: музыка отовсюду

В Spotify мы хотим оставлять у пользователя чувство «идеального опыта от прослушивания». Когда мы стоим перед важным решением по продукту (или просто думаем, какой могла бы быть новая функция), то всегда возвращаемся к вопросу «как бы это работало в идеальном мире»?

Ещё в 2011 мы решили, что музыка может плавно перетекать с одного устройства на другое в течение дня: с рабочего стола на телефон и домашние динамики. Сейчас это кажется очевидным, но в то время, когда нужно было менять компакт-диски в проигрывателе или перебрасывать файлы с одного устройства на другое, было не так.

Десять лет назад ПО ещё не «съело» домашние акустические системы. Сотни производителей динамиков полагались в основном на Bluetooth — он подключался очень медленно. Мы хотели сотрудничать с производителями, которые используют подключение к Wi-Fi. Наше технологическое видение разделяла только одна компания: Sonos — она производила высококачественные акустические системы с подключением по Wi-Fi.

Несмотря на то, что для многих наших пользователей системы Sonos были дорогими, мы были готовы поспорить, что это лишь вопрос времени, когда закон Мура снизит цены настолько, что можно будет перепрыгнуть сразу на колонки, подключенные по Wi-Fi. Именно с этой компанией мы решили представить миру первую акустическую систему, в которой собрана вся музыка мира (благодаря бесшовной интеграции со Spotify).

Но довольно быстро мы заметили, что наши цели иногда расходятся с целями Sonos. Суть разногласий заключалась в том, кто должен оптимизировать пользовательский интерфейс - производитель колонок или музыкальный сервис.

Урок №1: Каждый думает о пользователе партнёрского продукта как о своём.

Если Sonos делали ставку на будущее, в котором они будут единственными производителями колонок в море музыкальных сервисов, мы хотели быть чем-то прямо противоположным: единственным выдающимся музыкальным сервисом в море акустических систем.

Урок №2: Важно понимать свою роль.

Если Sonos делали ставку на будущее, в котором они будут единственными производителями колонок в море музыкальных сервисов, мы хотели быть чем-то прямо противоположным: единственным выдающимся музыкальным сервисом в море акустических систем.

Урок № 3: Необходимо понимать динамику рынка.

Мы разработали две параллельные гипотезы о будущем: в одной развивались сотни провайдеров потокового вещания, в другой — сотни производителей динамиков. Но поскольку потоковых сервисов было меньше, чем производителей колонок, мы могли обоснованно доказать, что производители должны использовать нашу библиотеку, поскольку мы никак не могли включить все их библиотеки в наше приложение. Благодаря этому фрагментированному рынку мы могли использовать опыт интеграции с Sonos, чтобы наметить свой собственный путь и построить будущее, которое мы хотели. Лучшая стратегия часто требует долгой игры, а долгосрочные ставки невозможны без четкой гипотезы.

Урок №4: То, что кажется потребностью пользователя, может оказаться лишь ограничением пользовательского интерфейса.

Люди хотят передавать музыку с устройства на динамик. Их не волнует, как это работает, какой производитель с каким партнёрствует, и никто не станет на это ориентироваться при выборе техники. Иногда трудно понять, являются ли данные пользователя, которые вы видите, тем, что пользователь действительно хочет сделать, или это единственное, что он может сделать в вашем интерфейсе. Посмотрите, что делает пользователь в наименее ограниченном опыте, который можете протестировать, чтобы понять его реальные потребности.

Подкасты

В начале 2019 года Spotify удивил объявлением: компания больше не собирается быть только музыкальной. Как любая успешная компания, мы выросли до точки, когда нам нужно было расширяться и найти свой «второй продукт».

Интересный опыт у нас был в Германии: там у звукозаписывающих компаний были права в том числе на аудиокниги. Лейблы понимали, что можно заработать больше, увеличив свой каталог на Spotify. Иронично, но со временем некоторые из аудиокниг вошли в национальный топ-100. Оказалось, что слушать произведения на Spotify было удобнее, чем обычные аудиокниги, где одна глава — это один трек, и были другие сложности с меню.

И вдруг у нас появился ответ. Мы не были музыкальной компанией или компанией потокового вещания. Мы - аудиокомпания.

Урок №1: Присмотритесь к хакерам.

Вы всегда можете найти интересную и важную информацию среди пользователей, которые бросают вызов ограничениям вашего продукта. Если вы видите, что кто-то взламывает вашу систему, это может быть признаком реальной, неудовлетворенной потребности пользователя - поэтому вместо того, чтобы считать, что они "ломают" ваш продукт: слушайте, учитесь и позвольте им вести вас.

Урок №2: Лучше соревноваться с самим собой, чем с кем-то другим.

Когда вы видите что-то новое или неожиданное, или что-то пугающее, что может сбить вас с пути, вместо того, чтобы делать вид, что этого не существует или что вы контролируете мир и можете остановить тренд, примите эте. Тот, кто первым примет и освоит изменения, всегда побеждает.

Урок № 3: Нужно отличаться бизнес-моделью, а не только продуктом и функциями.

Мы отказались от идеи скрывать подкасты за платным доступом — ведь так новый пользователь не смог бы их услышать. На Spotify можно было послушать много интересных подкастов бесплатно, и так мы привлекали новую аудиторию.

В этом цикле мы рассказали, как Spotify развивал своё приложение, с какими трудностями сталкивался и как находил подходящие решения. Надеемся, что наш опыт окажется полезен тем, кто хочет создать собственный продукт.

210210 показов
1.3K1.3K открытий
22 репоста
2 комментария

Все конечно хорошо, компания отлично двигает технологии, но для конечных пользователей это не всегда хорошо. Spotify среди пользователей славится тем, что это компания которой плевать на своих пользователей, и они гнут свою линию, которая им кажется правильной. Достаточно взглянуть на форум с предложениями. Практически все предложения о нововведениях, которые относительно сложно делать, компания закрывает, а рассматривает и реализует такие фишки, которые смогут быть использованы для маркетинга. Например, делиться песней в соцсетях. Недавно сделали слова для песен, они бы их и не делали, если бы у всех других сервисов уже несколько лет не было бы этой функции. Последние обновления: синтез, бленд, совместные плейлисты - что это если не маркетинговые фишки, чтобы получить новых пользователей?

Сервис старается быть идеальным для новых польщователей, чтобы они переходили и брали подписку. Только вот со временем, пользователи начинают понимать, что те хвалебные рекомендации, ради которых они туда перешли, становится пузырем одинаковых песен. Пишут о том, что рекомендации ужасные. Для примера, сервисы-конкуренты имеют такую функцию, как бесконечный плейлист (Deezer, Apple music, Яндекс музыка, Pandora), который так или иначе, расширяет кругозор музыки.

Spotify это не нужно. В рекомендации попадают только позитивные треки, в еженедельных рекомендациях только похожие на любимые треки. Да даже с подкастами справляется не очень - все позволяют менять страну или отображать подкасты на другом языке. Spotify же даёт толькотподскасты из твоей страны (разве что, в поиске можно найти иностранный).

Достаточно почитать Reddit и форум поддержки Spotify, чтобы понять, что он просто начал отставать на фоне конкурентов. Уже даже Apple music, который всегда считался не самым технологичным сервисом, уже обгоняет по удобству и функционалу спотифай.

Многие могут закидать за этот комментарий, но просто попробуйте альтернативы.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить