Уже в 1994 году была система, которая сегментировала билеты за 0,003 секунды

Как создавали «Русское лото».

Уже в 1994 году была система, которая сегментировала билеты за 0,003 секунды

В октябре 2019 года лотерее «Русское лото» исполнилось 25 лет. Едва появившись, она стала лидером рынка и до сих пор остаётся самой востребованной. Среди всех лотерейных билетов, проданных в прошлом году, 39,7% пришлось на «Русское лото». В среднем в одном тираже участвует 2,4 млн билетов.

Эта статья — о том, как запускали лотерею и что предопределило её популярность.

Конкуренты устарели

В первые годы после распада Советского Союза в России существовали две крупные лотереи — государственная «Спортлото» и негосударственная «Лотто-Миллион». Участники обеих лотерей отмечали в билете 6 чисел из 49.

«Спортлото» сильно отставала технологически. Все билеты, участвующие в тираже, в мешках привозили в центр, где после розыгрыша их вручную разделяли на выигравшие и проигравшие. А потом считали, какой приз должны получить владельцы билетов, у которых совпали четыре, пять или шесть чисел. Всё это занимало не менее трёх дней.

«Лотто-Миллион», появившаяся в 1992 году, шагнула дальше. В каждой точке продаж комбинации капсулировали на накопителях и отправляли в центр для формирования базы играющих билетов.

Розыгрыши «Лотто-миллиона» транслировали в прямом эфире по телевидению. Но формат передачи сложно было назвать увлекательным. Шесть чисел выпадали из лототрона за первые три минуты, а потом 40 минут показывали странные музыкальные номера. Столько времени было нужно организаторам, чтобы посчитать, кто и сколько выиграл.

То есть участие в обеих лотереях сводилось к ожиданию результатов, а сам процесс удовольствия не доставлял. Единственной мотивацией был выигрыш.

Кому-то это может показаться странным, но в лотереи играют далеко не только ради денег. Если лотерея постоянно делает акцент на больших выигрышах, она, как мне кажется, закладывает камни в дорогу к собственной смерти.

Когда вы приходите на футбольный матч, вы получаете удовольствие от сопереживания одной из команд. Выиграет она или проиграет — другое дело. То же самое с лотереями — важен процесс.

Александр Яновский, один из создателей «Русского лото»

Интересно не только выигрывать, но и играть

Идея превратить игру в настольное лото в телевизионную лотерею принадлежит Александру Яновскому и Маргарите Клинкевич.

Если участники «Лотто-Миллиона» включали телевизор, чтобы просто узнать, удачные ли числа они зачеркнули накануне, то для «Русского лото» разработали систему, при которой интрига сохранялась на протяжении всей игры.

Самые крупные выигрыши приносила победа в первых трёх турах, но новые победители появлялись с каждым новым бочонком вплоть до окончания розыгрыша. Билет мог выиграть в любой момент.

Уже в 1994 году была система, которая сегментировала билеты за 0,003 секунды

Технологический прорыв

В «Русском лото» победители и размеры выигрышей определяются прямо во время розыгрыша, а не постфактум. Такой формат требует молниеносной сверки выпавших номеров с базой билетов. Для 2020 года эта задача представляется элементарной, но в 1994 году нужного софта просто не существовало. Всё пришлось разрабатывать с нуля.

Проектирование тиража

Подготовка к розыгрышу начиналась с создания базы файлов билетов, которую отправляли в типографию в зашифрованном виде. Файл каждого билета содержал краткое изложение правил и три типа уникальных реквизитов — игровые, идентификационные и учётные. Их генерировала специальная программа.

Игровые реквизиты — это случайная комбинация из 30 чисел в диапазоне от 1 до 90 и их распределение по ячейкам игрового поля. Эти данные выполняли ещё и защитную функцию. По окончании розыгрыша можно напечатать фиктивный билет с выпавшими числами, но угадать весь диапазон и расставить его в нужном порядке практически невозможно.

Идентификационный реквизит, он же номер билета, — случайный набор из чисел и букв. Номера заносили в базу, получившую название идентификационного протокола. Операторы сверялись с ним при выплате выигрышей и там же отмечали, что приз по конкретному билету уже выдан. Ещё одна степень защиты от подделки.

Уже в 1994 году была система, которая сегментировала билеты за 0,003 секунды

Учётные реквизиты были нужны, чтобы сформировать базу играющих билетов. В «Русском лото» система учёта строилась на принципе вычитания. Это обеспечило высокую технологичность и скорость оперативной обработки больших массивов данных.

Из базы всех напечатанных билетов сначала исключали бракованные, а потом те, которые так и остались на складе или не были проданы. Таким образом формировалась база билетов, которые будут участвовать в тираже. Потом в ходе розыгрыша из базы исключали билеты, которые не выиграли.

Призовая матрица

Важную роль в сопровождении тиража играла призовая матрица. Эта программа, которая на ходу перераспределяла призовой фонд каждого тура в зависимости от количества выигравших билетов.

Чтобы избежать непредвиденных ситуаций, нужен был инструмент, который прогнозировал бы вероятные сценарии розыгрыша, и мы могли бы на ходу перераспределять призовой фонд. Иначе могли возникнуть ситуации, когда выигрыши, которые должны быть крупными, оказались бы мелкими. Или призового фонда и вовсе не хватило бы. Так появилась призовая матрица.

Александр Яновский, один из основателей «Русского лото»

Распределение выигрышей по матрице составляли на основе математической модели. Математическая модель определяла вероятности — на каком ходу и какую сумму могут выиграть билеты, где совпадут 5, 15 и 30 чисел, а также количество этих билетов

Перед каждым тиражом проводили симуляцию розыгрыша. Для этого в призовую матрицу вводили данные о размере призового фонда, сумму минимального выигрыша и коэффициенты «потурового» изменения выигрышей. Затем запускали генератор случайных чисел, который в течение 10-15 минут тысячекратно имитировал розыгрыши. Программа формировала усреднённую статистику, как могут распределиться выигрыши.

Вышли в эфир

Первый выпуск «Русского лото» вышел в эфир 16 октября 1994 года. Популярность передаче принесли технологические новшества и грамотно выстроенная драматургия.

Руководство канала настаивало на использовании лототрона. Но создатели лотереи оставили мешочек с бочонками из традиционного настольного лото. Так у игроков появлялось ощущение, что они участвуют в национальной забаве.

Людям в студии раздавали настоящие билеты, чтобы и эмоции на экране были настоящими. В трансляцию попадали кадры, как кто-то буквально замирает в ожидании нужного бочонка. Эти переживания передавались телеаудитории. В то же время ведущий имел возможность оценивать реакцию игроков и импровизировать должным образом.

Уже в 1994 году была система, которая сегментировала билеты за 0,003 секунды

В ходе розыгрышей «Русского лото» ведущий подогревал интерес, объявляя, сколько билетов получили предвыигрышную комбинацию после очередного бочонка. Это стало возможным благодаря программе, которая в онлайне сегментировала играющие билеты по количеству совпавших чисел. В 1994 году она справлялась за 0,003 секунды.

Позднее в информацию о выигравшем билете стали добавлять, в каком городе он был куплен. Это усилило фактор достоверности — ведущий мог назвать не только номер выигравшего билета, но и город победителя.

За билетами стояли очереди

В первые месяцы после запуска в «Русское лото» играли только москвичи. Система дистрибуции находилась в зачаточном состоянии, и охватить другие города до поры не получалось. Билеты самого первого тиража распространяли бесплатно. Организаторы в буквальном смысле раздавали билеты в метро и на улице. Параллельно объявили набор распространителей.

Из-за высокой безработицы в 1990-е годы желающих распространять билеты было очень много. Распространителям полагалось вознаграждение в размере 10% от выручки. В начале недели сотни распространителей приходили за билетами, а ближе к выходным возвращали непроданные. Их часто встречали спекулянты, который выкупали нереализованные билеты. Они надеялись продать их до начала розыгрыша с наценкой.

Объём продаж удваивался с каждым тиражом. Лотерея, на создание которой взяли кредит в размере $1,5 млн, вышла на окупаемость примерно после тридцатого розыгрыша. То есть меньше чем за год. За это время организаторы утвердили в качестве ведущего Михаила Борисова и довели до ума формат телепередачи, который за прошедшие 25 лет претерпел не так уж много изменений.

137 комментариев

Комментарий недоступен

45
Ответить

Здравствуйте. Почему вы так считаете? 

1
Ответить

Писец. Я понимаю что материал спонсорский. Но зачем тут эти лохотронщики?

37
Ответить

Здравствуйте, Стас. Вся наша деятельность ведётся честно и полностью в рамках российского законодательства. Если у вас есть вопросы по лотереям, то мы на них с радостью ответим. 

1
Ответить

Зачем это здесь?

12
Ответить

Что, совсем все плохо?)

8
Ответить