{"id":13754,"url":"\/distributions\/13754\/click?bit=1&hash=45df24e35b9b6bb5f92ebc2bb2fa29f4eca481cf0ea0a460238620e2f8b1f176","title":"\u0421\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u0441\u044c \u0441 \u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d\u043e\u043c \u0444\u043e\u0440\u043c\u044b \u0440\u0435\u0433\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"8933abea-af83-5427-9245-220aa01c8f3d","isPaidAndBannersEnabled":false}

Создал ледовый комбайн в 50, а вместе с ним и рынок таких машин, который сразу захватил — это изобретатель Фрэнк Замбони Статьи редакции

Иногда ледозаливочные машины других производителей по ошибке называют «Замбони», пишет The Hustle.

Ледовый комбайн Замбони Time

До 1950-го поверхность катков люди восстанавливали вручную — и на это уходило полтора часа. Но в 1948-м итало-американский предприниматель Фрэнк Замбони создал ледозаливочную машину. И с ней восстановление и чистка льда стала занимать несколько минут.

Его компания Frank J. Zamboni создала рынок ледовых комбайнов и утвердилась на нём. Фирма выпустила более 12 тысяч машин, которые восстанавливают и чистят катки по всему миру.

От ремонта машин к разработке холодильных установок

Фрэнк Замбони родился в 1901 году и всё детство провел на ферме родителей в Айдахо, где «возился с хозяйственным оборудованием», рассказывает издание. В 15 лет он бросил школу и устроился в автомастерскую, чтобы заработать.

Семья Замбони, 1905 год. Фрэнк Замбони — крайний слева Zamboni Company

В 1920 году он переехал в Лос-Анджелес, где помогал старшему брату управлять автомастерской. Однако позже его внимание привлекло другое направление — охлаждение.

В то время для транспортировки и хранения скоропортящихся продуктов использовались крупные куски льда. Братья Замбони решили применить свои знания механики и создали компанию по производству холодильных установок для хранения фермерских молочных продуктов.

В 1927 году они открыли завод по производству ледяных блоков, которые оптом продавали фермерам. Но к середине 1930-х годов бизнес братьев Замбони оказался под угрозой из-за развития технологий кондиционирования и охлаждения.

Популярность катков и создание ледозаливочной машины

В 1924 году прошли первые зимние Олимпийские игры, из-за чего увеличился спрос на катки, пишет The Hustle. Для создания льда на них компании использовали подземные стальные трубы, однако из-за них поверхность катка была неровной.

Замбони начал экспериментировать с различными методами охлаждения и вскоре нашёл альтернативу стальным трубам. Он установил под лед плоские резервуары, наполненные охлаждающим рассолом и аммиачным хладагентом. Такой способ позволял добиться гладкой и однородной поверхности катков.

Ранние патентные схемы оборудования для создания ледовых катков от братьев Замбони  Google Patents

В 1940 году предприниматель запатентовал технологию и вместе с братьями открыл каток Iceland недалеко от своего завода. Это был один из крупнейших катков в США площадью почти в 2000 м². Он мог вместить 800 человек, а количество посетителей в год достигало 150 тысяч.

Каток Iceland в Парамаунте, Калифорния, 1940-е. Позже каток стал крытым  Zambony Company

Однако из-за большого количества посетителей к концу дня поверхность льда сильно повреждалась лезвиями коньков. Восстановление проходило в несколько этапов:

  • Трактор со скребком на буксире проходился по льду.

  • Рабочие вручную сгребали ледовую стружку.

  • И заливали каток водой.

На это требовалось четыре человека и полтора часа.

Восстановление поверхности катка вручную Zamboni Company

Такой длительный процесс не устраивал Замбони. Поэтому почти десять лет он экспериментировал с механическими приспособлениями, в том числе с деталями военной техники, чтобы создать комбайн, который мог бы оптимизировать восстановление льда.

Его первые прототипы не работали, в них стучали лопасти и отсутствовало сцепление шин со скользкой поверхностью. Однако в 1948 году ему удалось создать исправный ледовый комбайн.

Он работал так:

  • Нож, установленный внутри машины, срезал верхний слой льда.
  • Горизонтальный шнек, расположенный под ножом, собирал ледяную стружку и отправлял её в специальный бак.

  • Из другого бака поступал кондиционер на лёд, чтобы убрать неровности.
  • Грязь собиралась с помощью специального насоса.

  • Горячая чистая вода подавалась на поверхность льда и равномерно распределялась.

Первому ледовому комбайну Замбони требовалось на это 15 минут, а усовершенствованные новые модели восстанавливают катки еще быстрее.

Замбони работает над прототипами. Патентная схема раннего варианта комбайна. Прототип ледового комбайна в действии  Zamboni Company

Прибыльная нишевая отрасль

Конкурирующие владельцы катков поняли, насколько полезно изобретение Замбони. Первый ледовый комбайн Замбони продал катку Pasadena Winter Garden за $5000 ($54 тысячи в 2021-м).

Позже норвежская актриса и олимпийская чемпионка Сони Хени заказала три ледовых комбайна для её международного тура по фигурному катанию. Благодаря ей изобретение Замбони приобрело мировую известность и спрос на него резко вырос, пишет издание.

Реклама ледовых комбайнов Замбони, 1960-е

Zamboni Company

С 1950 по 1960-е продажи увеличились вдвое. Оборудованием Замбони пользовались команды Национальной хоккейной лиги США и Канады, комитет зимних международных игр, а также участники гастрольных шоу, таких как Ice Capades.

За ледовыми комбайнами было настолько увлекательно наблюдать, что люди просто забывали, зачем пришли на каток, пишет The Hustle. «Вместо того, чтобы идти к торговым палаткам, все стояли на трибунах и смотрели, как диковинные машины восстанавливают поверхность льда», — рассказывал один из владельцев катка.

Фрэнк Замбони умер в 1987 году в 87 лет от рака лёгких.

Фрэнк Замбони (справа) и его сын Ричард, 1985 год Bob Riha Jr. / WireImage

Освоение рынка

В 2021 году компания Frank J. Zamboni принадлежит его внуку и всё ещё лидирует на рынке производства техники для восстановления льда, пишет издание. У фирмы три крупных завода в США, Канаде и Швеции, которые в год выпускают около 250 комбайнов. На производство каждого из них уходит от $10 до $175 тысяч в зависимости от размера.

Часть затрат окупается сама собой: за рекламу, размещенную на самих машинах, компания может выручить от $5000 до более $50 тысяч в год. Хотя в США спрос на ледовые комбайны постепенно падает, компания продолжает привлекать зарубежных клиентов. При этом ей приходится конкурировать с таким производителем, как Resurfice Corporation в Онтарио.

В одном из интервью Ричард Замбони сказал: «Не думаю, что компания лидировала бы на рынке, будь в ее названии распространенная фамилия, такая как Смит или Браун. Фамилия Замбони же настолько уникальна, что стала именем нарицательным».

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Аналитический Мика

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Берсерк

Как хорошо обыграно зомби и зомбони!)

Ответить
Развернуть ветку
Аналитический Мика

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Масленников

Хорошая история.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin

Помню свои первые походы на хоккей в 80е годы с дедушкой. Уж не скажу, были ли там Zamboni или условные машины Ростсельмаштехники, но реально, оба  перерыва стоял как завороженный и смотрел, как ледовое крошево за 10 минут превращается в идеальную ровную блестящую поверхность хоккейной площадки! Было в этом что-то магическое! :)

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан
Поэтому почти десять лет он экспериментировал

чето долго

Ответить
Развернуть ветку
Tim

Раньше Гугла не было прост

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Это же не приложение разработать

Ответить
Развернуть ветку
Сергей А.

Короновирус) а если серьезно, как гипотеза, срок службы этой техники огромный, например, лет 20, а скорость открытия катков сокращается (насыщенность высокая), тогда получается что новые машину нужны условно только для новых катков

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Maslov

Вот идиоты, могли бы делать вечно ломающиеся машины, как автомат для мороженого в маке и рубить зелень на обслуживании)

Ответить
Развернуть ветку
Аналитический Мика

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Burovnikov

А почему спрос падает?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий О

Глобальное потепление и таяние льдов

Ответить
Развернуть ветку
deadd 15

Наверняка количество катков увеличивается медленно, кто хотел построить уже построил

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Azhigirov

и всё это он спроектировал без компа, чертежи на бумагах и т.п. потрясающая инженерная работа! 

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

это всё же не 1848 год, к середине 20го века уже много чего было сделано без компа (всякие там самолётики, пароходики, подводные лодочки и ядерные бомбочки, например)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Azhigirov

не спорю, просто в 2021 году сложно в принципе представить разработку такого устройства без компа

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников

Отличная история!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Крюков

Первая половина 20-го века дала человечеству уйму механизмов и технологий, ставших сейчас базовыми. От Форда Т и звукового кино до Замбони и ресторанов быстрого питания. Интересно, какие реальные изобретения останутся от нашего времени.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 19 комментариев
null