{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Как создать хардверный продукт с нуля на примере «умной» колонки

В мире существует печальная статистика — 97% хардверных стартапов закрываются в первые 20 месяцев после привлечения первых инвестиции. Hardware is hard, но это и делает железные проекты интересными.

Меня зовут Вера Козырь, я CEO и соосновательница дизайн-хауса NotAnotherOne. В этой статье я на примере «умной» колонки и других устройств расскажу, какие этапы разработки проходит техника перед тем, как попасть на полки магазинов.

С 2013 года мы помогаем крупным компаниям и стартапам превращать их идеи в реальные продукты. NotAnotherOne в первую очередь оказывает услуги индустриального дизайна.

При этом клиенты зачастую приходят к нам с верхнеуровневым концептом, и мы помогаем им проработать требования, разработать продукт, а также найти поставщиков комплектующих и наладить серийный выпуск. Поэтому за время работы у нас накопилась большая экспертиза по организации всего цикла производства железных продуктов.

Больше 20 устройств, над промышленным дизайном которых мы работали, — проекты в сфере телемедицины, «умного» дома, носимой электроники, электроники для автомобиля — уже выпущены на рынок.

Среди них: «Яндекс.Станция» и «Яндекс.Станция Мини», «умные» колонки с «Алисой» внутри, система «умного» дома LifeControl от «Мегафона». Также у нас есть свой собственный продукт — Atmotube, серия портативных датчиков качества воздуха.

1. Продуктовое исследование

Перед вами типовой цикл разработки продукта – «умной» колонки или «умного» экрана – от идеи до запуска в продажу.

Цикл разработки продукта NotAnotherOne

Всё начинается, конечно, с идеи. Их у всех очень много, но большинство отваливаются на этапе исследования или proof-of-concept. Этими этапами ни в коем случае не стоит пренебрегать.

В противном случае на более поздних стадиях проекта может выясниться, что продукт технически нереализуем, либо себестоимость конечного устройства настолько велика, что сводит коммерческий успех устройства к нулю.

Feasibility study, исследование реализуемости/целесообразности продукта

Важнейшая часть продуктового исследования – feasibility study, исследование реализуемости и целесообразности продукта.

Начать его можно с анализа существующих платформ и решений. Это можно сделать, изучив teardowns (разборы) нескольких популярных устройств из целевой категории, а также составив список основных компонентов и их поставщиков. Даташиты (листы со справочной информацией) на эти компоненты позволят получить полное представление о том, насколько компоненты соответствуют той спецификации, которую вы планируете реализовать.

Несколько слов про MVPr (minimum viable prototype), который не надо путать с MVP (minimum viable product). MVPr — это ранний рабочий прототип с минимальным функционалом, который создаётся, прежде всего, чтобы подтвердить состоятельность идеи и протестировать ряд продуктовых гипотез.

Собирается MVPr чаще всего из имеющихся в продаже модулей или HDK (hardware developer kits), чтобы минимизировать время, необходимое для разработки. Ещё 3-4 года назад, чтобы создать MVPr «умной» колонки, разработчикам пришлось бы изрядно попотеть.

Сейчас smart speaker hardware developer kits (HDK) доступны как от небольших компаний (могут стоить до $100), так и от компаний-лидеров рынка, таких как Qualcomm, Amazon, Google (часто такие HDK стоят дороже: от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов).

Зачастую в комплекте с HDK предоставляется доступ к SDK и документации разработчика, тестовой прошивке / примерам приложений.

Девкит для умных колонок от китайской компании Espressif Ссылка на источник
Девкит AMAZON ALEXA PREMIUM FAR-FIELD VOICE DEVELOPMENT KIT Ссылка на источник

Выбор HDK зависит от нескольких факторов:

  • Целевая ОС;
  • Целевая платформа/голосовой ассистент, которые вы планируете использовать (DuerOS, Amazon, Tmall Genie, Turing, JD, iFLYTEK и так далее);
  • Планируемая спецификация устройства (частота процессора, архитектура, количество микрофонов и так далее).

Маркетинговое исследование

Маркетинговое исследование позволяет взглянуть на супер-идею глазами пользователя и ответить на ряд важных вопросов:

  • Кто ваш клиент? Пожалуй, это основной вопрос, ведь нельзя сделать устройство для всех и для каждого. С этим очень помогают так называемые «user personas» — персоны или портреты пользователя. Созданные на первых этапах, эти портреты будут обрастать деталями и могут очень пригодиться на более поздних этапах: проработке фич, проработке design language / ID / UX.
  • Какие проблемы клиента решает продукт? В чём ценность продукта для клиента?
  • Почему пользователи должны предпочесть именно ваш продукт? Что влияет на наблюдаемый феномен?
  • Каков набор USP (unique selling propositions — уникальных торговых предложений) вашего устройства? Какая фича/набор фич «цепляет» пользователя? Какой фактор влияет сильнее?
  • Как повлияет добавление новой фичи на сложность/успех продукта?

Ещё один важный начальный этап — конкурентный анализ. Какой бы свежей и уникальной ни казалась ваша идея, вполне возможно, что что-то похожее уже было придумано до вас. Постарайтесь найти хотя бы нескольких конкурентов и проанализировать их сильные и слабые места, набор технических характеристик, ценовую политику.

Технический аспект конкурентного анализа тоже очень важен. Самый простой способ понять примерную себестоимость вашего будущего устройства и выделить основные компоненты, которые предстоит использовать, — разобрать устройство-конкурент по винтикам.

Возможно, это уже кто-то сделал до вас: teardown и disassembly-обзоры популярных устройств очень часто можно найти в интернете.

Полезными на первоначальных этапах будут как традиционный SWOT-анализ, так и реже используемый Porter’s Five Forces model.

SWOT-анализ на примере линейки умных колонок от Alibaba (AliGenie). Переведено NotAnotherOne. Ссылка на источник
Анализ пяти конкурентных сил на примере линейки умных колонок от Alibaba (AliGenie). Переведено NotAnotherOne. Ссылка на источник

А теперь давайте посмотрим, что происходит с теми идеями, которые решено воплощать в продукты.

2. Патенты

Всем рекомендуем думать про патенты в самую первую очередь.

Если у вас нет бюджета или времени подать полноценную патентную заявку, помните, что всегда можно начать с предварительной заявки или Provisional patent, как это называется за рубежом.

Эта заявка позволяет вам сохранить за собой авторство изобретения на один год до момента подачи полноценнои патентнои заявки. Стоимость процедуры составляет в среднем около $200-500.

Не стоит пренебрегать патентным поиском. Также совершенно необязательно сразу прибегать к помощи дорогостоящих патентных бюро для патентного поиска. Предварительныи поиск можно сделать самостоятельно и бесплатно. Ниже список основных открытых баз патентов по регионам.

Проводить предварительныи самостоятельныи патентныи поиск полезно не только, чтобы убедиться, что ваше изобретение уникально и не нарушает чьи-то авторские права.

Это нужно, чтобы получить срез по отрасли и понять, что вообще делается или делалось по данному направлению и сравнить свои разработки с конкурентами.

Для более тщательного поиска можно привлечь патентных поверенных и проверить идею на патентную чистоту не только по выпущенным патентам в открытых реестрах, но и по базе заявок.

3. Разработка дизайн-языка

Из нашей практики: многие стартапы сразу же бегут прототипировать, разводить платы, моделировать корпуса устройства, ищут фабрики. На самом деле, чтобы создать по-настоящему качественный уникальный продукт, мы рекомендуем немножко выдохнуть и уделить время разработке дизайн-языка.

Зачем он нужен?

Во-первых, чтобы создать уникальныи, узнаваемыи дизаин, который отличит ваш продукт от всех конкурентов на рынке.

Во-вторых, очень важно подружить внешний вид вашего устройства с брендом компании. Дизаин-язык для деваисов аналогичен брендбуку в digital-дизаине. Ваш продукт должен восприниматься как единое целое вместе с интерфеисами, пользовательскими приложениями и прочими составляющими.

Ну и наконец, нужно задать правила и принципы, которые лягут в основу промышленного дизайна всей линейки устройств.

NotAnotherOne

Что включает в себя дизайн язык, и как он разрабатывается?

  1. Проводится анализ существующих продуктов в сегменте и горячих трендов с точки зрения их внешнего вида и восприятия.
  2. Создаются мудборды, которые включают в себя: скетчи, цвета, физические материалы и дополнительные картинки, которые формируют общее настроение будущего продукта.
  3. Описываются все основные отличительные черты, элементы и правила, по которым будет создаваться промышленный дизайн устройств.

Например, довольно известный радиус Apple является одной из дизайнерских особенностей этого бренда:

Автор: Mark Stanton Ссылка на источник
Автор: Mark Stanton Ссылка на источник

4. Дизайн & Инженерная разработка

При разработке устроиств на каждом этапе процессы разработки делятся на несколько параллельных потоков, плотно взаимосвязанных между собои.

В разработке это и корпус, и плата, и огромный стек по программному обеспечению — тому, что крутится на самом устройстве и тому, что живет вне устройства.

Так как нашей целью является рассказать про процесс промышленного дизайна, остановимся подробнее на железе и корпусах.

4.1 Скетчи, рендеры, ID (индустриальный дизайн)

Промышленный дизайн начинается с создания скетчеи продукта. Скетч — это эскизы будущего дизайна, задающие общие линии и форму устроиства. Удачные скетчи моделируют и рендерят.

NotAnotherOne

Как правило на этапе концептуального моделирования мы прорабатываем от двух до четырёх вариантов ID (industrial design) продукта. Потом команда проекта делает несколько нефункциональных прототипов, так называемых мокапов.

Их печатают на 3D-принтере, иногда вырезают на станках. Иногда делаются размерные мокапы 1:1, иногда необходим приближенный к реальности прототип, например, с реальным дисплеем.

После тестирования мокапов и их эргономики команда выбирает одно из направлений дизайна для дальнеишеи работы над промышленным дизайном.

Промышленный дизайн — это не только проработка всех внешних элементов продукта, это ещё и компоновка всех внутренних компонентов.

Для голосовых умных колонок такими элементами являются, например, динамики, микрофонная матрица, возможно, дисплей или батарея – всё, что влияет на размер и форму устройства.

На фазе промышленного дизайна концепт претерпевает множество изменений. Для примера мы добавили фото, которое иллюстрирует эволюцию дизайна YotaPhone.

Для этого устройства было проведено более 30 итераций промышленного дизайна, прежде чем удалось скомпоновать все технологии и компоненты в устройство, которое пользователи в итоге увидели на полках.

4.2 MD — разработка механической структуры

Последней фазой, завершающей поток промышленного дизайна, является Mechanical Design или разработка механической структуры. Эта фаза обычно прорабатывается параллельно с началом производства.

MD является более детально-проработаннои версиеи ID. Осуществляется доработка ребер жёсткости, анализ mold-flow simulations, разрабатываются концепты будущей сборки продукта, прорабатываются контуры охлаждения, и осуществляется подготовка модели для создания пресс-форм.

Этот процесс называется DFM (design for manufacturing, дизайн под производство), в результате которого рождается параметрическая 3D-модель продукта, готовая к передаче в производство.

У процесса DFM много стадий: от создания первых CNC прототипов до последней тулинг итерации. Мы больше расскажем о них в следующей статье, посвящённой производственному процессу.

4.3 Методы изготовления деталей

Для создания деталеи корпуса применяют три основных процесса: штамповка, отливка (пресс-формы или тулинг) и резка.

Кратко расскажем, что они из себя представляют.

  • Штамповка

Штамповка как правило используется для металлических деталей и представляет собой деформацию металла под заданные формы под давлением.

  • Отливка (использование пресс-форм или тулинг)

Тулинг или пресс-формы — процесс производства деталей методом литья, когда под большим давлением в металлические огромные формы заливается расплавленный пластик. После того, как пластик принял форму, извлекают детали.

Это самыи долгии процесс – изготовление промышленнои (твёрдои) пресс-формы занимает от 30 до 50 днеи и стоит довольно дорого. При этом стоимость единицы изготавливаемои детали получается низкои.

Как выглядят пресс формы? Существуют мягкие (soft tooling) и жёсткие пресс-формы.

Soft tooling изготавливается из силикона либо мягких металлов, например, алюминия. Такие формы рассчитаны на небольшое, как правило пробное, количество деталеи. Ресурс алюминиевои пресс-формы от нескольких сотен до тысячи комплектов.

Твёрдые пресс-формы изготавливаются из стали и позволяют достичь высокои размерной точности деталей при литье. Вы можете работать с любыми типами пластика, потому что такие пресс-формы выдерживают большую температуру. Большинство девайсов, которыми вы пользуетесь, сделаны именно таким способом.

Совет: не оплачиваите сразу всю стоимость пресс-форм. Общепринятая практика, это 30%-50% предоплата при заказе пресс-формы. Остаток выплачивается после приёмки готовои формы и тщательнои проверки получаемых с её помощью деталеи.

Контракт с тулинг-хаусом лучше заключать напрямую, а не через фабрику, которая будет осуществлять массовое производство, чтобы ownership (права на тулинг) перешли вам. В будущем это позволит вам сменить или продублировать фабрику без смены тулинг-производителя.

  • Резка

Резка (CNC/ЧПУ), напротив, не требует вложении в пресс-форму, но стоимость детали получается очень высокая. Как правило резку используют для мелких или очень сложных деталеи, не поддающихся вышеупомянутым способам производства.

4.4 Платы

Печатную плату разрабатывают параллельно с MD. Ниже вы видите её возможную эволюцию. Зачастую первые прототипы собираются на базе девкитов (демонстрационных комплектов), и такая демо-плата с проводами не соответствует размерам планируемого корпуса.

Согласно MD-требованиям инженер-электротехник подгоняет размер платы под габариты корпуса и расположение внутренних элементов, таких как коннекторы, светодиоды. На это может потребоваться несколько итераций.

NotAnotherOne

4.5 Документация

Ниже вы видите упрощённую схему разработки умных колонок. Как показывает схема, вам необходимо заботиться сразу о нескольких подсистемах в процессе разработки. Для синхронизации всех потоков задач и требований важна правильная и полная документация.

NotAnotherOne

Для гаджетов есть три основных больших документа:

  • PRD (Product Requirements Specification) — документ с требованиями к продукту.
  • SRS (Software Requirements Specification) — документ с требованиями к ПО.
  • CMF (Colors, Materials, Finishings) — требования к материалам, цветам и покрытиям.

Не будем останавливаться на SRS, так как наша цель — рассказать про разработку железа.

4.5.1. PRD

PRD (Product Requirements Specification) описывает девайс, все его технические характеристики, функциональные требования, показатели производительности, требования к сертификации и так далее.

Разработка PRD начинается практически с того момента, как у вас появилась идея продукта. Этот документ продолжает эволюционировать практически до запуска продукта в массовое производство, включая все новые поступающие дополнения.

Почему правильныи PRD так важен?

Этот документ с самых ранних стадии разработки позволяет синхронизировать команды инженеров, дизаинеров, продуктологов и привлекаемых к разработке партнёров, формулируя, что конкретно будет представлять из себя продукт.

PRD — ещё и приложение к контракту на производство. С его помощью будет осуществляться приёмка первых партии произведённых продуктов.

Пример основных разделов, которые должен включать PRD:

Помимо этого, есть смысл прописать требования к прототипам, которые будут изготавливаться на каждом этапе: что обязательно должно работать в каждои итерации, а чем можно пренебречь.

4.5.2. CMF

Следующий документ – CMF (Colors, Materials, Finishings) — может являться самостоятельным документом или быть включенным в PRD. Этот документ описывает внешний вид устройства и параметры всех его деталей: требования к цветам, материалам, исполнению, покрытию.

Ниже представлена часть CMF-документа первого поколения Atmotube, портативного датчика качества воздуха, полностью разработанного нашей компанией.

Также он содержит QAC (quality acceptance criteria) или CS (cosmetic specification). Это информация по допустимым отклонениям при производстве деталей, например, по цвету или по мелким дефектам поверхностеи, таким как мелкие сколы или царапины.

Контроль качества на производстве и документация, используемая при приёмке готовои продукции, основывается на этих требованиях.

Помимо указания максимально-допустимого числа дефектов для каждого из типов поверхностей, в документе чётко регламентируется процедура проверки (освещение, расстояние от проверяемого устройства до проверяющего и так далее), а также описываются типы дефектов.

Пример классификации дефектов поверхности

Надеемся, что вышеописанные процессы и документы помогли раскрыть часть производственных процессов и помогут начинающим HW стартапам (и, возможно, большим компаниям) в разработке будущих продуктов.

В следующей части статьи мы расскажем о критериях выбора фабрики и всех этапах тестирования и производства продукта.

С уважением, Вера Козырь и команда NotAnotherOne.

0
74 комментария
Написать комментарий...
Andy Ch

Хотелось бы какой-то привязки к стоимости разработки - для понимания. У вас же наверняка есть методика выдачи первичной оценки для потенциального заказчика. Понятно, что "все всегда разное и расчитывается индивидуально", поэтому было бы вполне Ок на любом примере с указанием хотя бы порядков по деньгам. 

Был небольшой опыт обращения в компании по разработке - впечатление, что цифра берется, мягко говоря, наобум.

Ответить
Развернуть ветку
Art

у меня тоже, попросил плату разработать контору, кстати сделал потом позже сам на ардуино за тысячу рублей в итоге, ну так вот они мне только за плату выставили 7 млн рублей )))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Igor Mikhnenko

Спасибо, за комментарий. Я думаю мы сделаем отдельную статью на эту тему. Очень сложно описывать с процессом коммерческие вилки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Serge Sokolov
Ответить
Развернуть ветку
Юрий Макарычев

А меня NaO отбрила, сказала дизайн Лебедева не жизнеспособен и пожелали удачи. Кстати, мы до сих пор не доделали проект собачьего ошейника, закончим только в этом году.

Разработка своих продуктов, особенно если там и бек и прилки, помимо железа, вообще турбонеблагодарное дело. Очень я заебался еще не выйдя в продажи.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Добров

У Артемия Лебедева ерунда получилась? А я все думаю - почему больше про ошейник ничего не слышал...

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ilya Tkach

А чего вы хотите от экспресс дизайна? Потратили 300тыс. и получили сырой концепт (детально проработать за малые сроки просто не получится).  Не самое выгодное вложение, разумно только если хотите пиара.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юрий Корхов

Хм, прикольно. У нас в планах тоже сделать ошейник:) А Вы на каком этапе?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Павел

Да, сделать что-то материальное - то еще удовольствие. Сейчас у нас ситуация похожа на вашу в 18ом году, есть платы, ПО, и все в принципе на уровне МВП, но с корпусом полный швах, на своих ресурсах сделать не вышло, по итогу минус пол года. Сейчас вот пытаемся найти, кто нам сможет помочь с промдизайном, после проверки временем, ваше взаимодействие со Студией Лебедева было продуктивным? 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Art

боюсь представить цену от старта до выхода на рынок устройства

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

Получается, что гораздо интереснее открыть дизайн-хаус и разрабатывать там дизайн-язык, проводить маркетинговые исследования... чем заниматься таким непредсказуемым производством чего-либо.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Зря вы это, именно у NAO хорошие опыт именно производства и сильные компетенции по нему - беседовал как-то с их шефдизайнером и главным по инжинирингу. Я видел что они довели до серии.... одна из самых сильных (если не самая сильная) команда у нас по производству.

Так что это конечно, очень сжатый бриф (слишком даже), но полезный - бери и пользуйся, я с интересом просмотрел. Формалаб, конечно, подробнее делает, но тут уж политика партии такая.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Igor Mikhnenko

Получается так Сергей, но именно производством в основном и занимаемся :).

Ответить
Развернуть ветку
Е. T.

Вера и команда NAO - спасибо за статью, интересно и познавательно. Возник вопрос - куда податься, что делать и как быть, если нет денег, но есть идея и минимально жизнеспособный продукт? Вы взаимодействуете с фондами, частными инвесторами, по ходу своей деятельности...? Бывали ли у Вас случаи, когда вы оказывали поддержку начинающему предпринимателю?

Ответить
Развернуть ветку
Vera Kozyr

Рада, что материал оказался полезен! Мне кажется, для начала важно собрать команду, одному сложно двигать даже самую крутую идею. Дальше уже инвесторы, friends&family, краудфандинг и прочие варианты развития событий. Мы периодически пересекаемся как с инвесторами, так и с классными профессионалами, возможно сможем порекомендовать кого-то. Сами мы в стартапы пока что не инвестируем, но помочь советом и связями всегда рады.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Павел

У проекта еще есть козырь в рукаве...

Ответить
Развернуть ветку
Vera Kozyr

:)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Zheltov

Все в лучших традициях Yota Devices, был рад поностальгировать.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Korobov

Спасибо за статью - очень познавательно. Было бы интересно узнать побольше про команду 

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mikhnenko

Спасибо, Влад. Подумаем )

Ответить
Развернуть ветку
%username%

Где колонка Яндекс и где DFMA 😂, фантазёры

Ответить
Развернуть ветку
%username%

на рынке есть более ответственные проектировщики, не ходите в NAO если не хотите такой же брак при производстве как у колонки Yandex или YotaPhone )

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Привет Бракоделы! 

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Yotaphone представлял собой заведомый брак. Концепция дауншифера "Идеального Смартфона" , где второй экран должен был  быть некой заменой Идеала, где все Только Один Экран Со всех сторон - Умри Джобс! Эта концепция никак не предусматривала, что тепло надо будет куда-то отводить. И вначале на втором экране буквы просто расплывались, а когда, не найдя ничего умнее, поставили перегородку из графитовой пленки,  устройство начало глючить и хаотично перезагружаться, потому что тепло ведь никуда не ушло, а осталось внутри. Отдельные детали были исполнены просто безобразно. Стекла, якобы Горилла портились от малейшего воздействия. Симку надо было выковыривать какой-то скрепкой. 

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Doktor BArbaris

Вы будете конкурировать с компанией Джони Айва?

Ответить
Развернуть ветку
Mihael Isaev

А Linza походу мертворожденная, в их приложении кроме создателей никого нет.
За то лохотронщики используют ее, якобы распродавая со скидкой за 2990р, а по факту в посылке наложенным платежом совсем не оно.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mikhnenko

Ну что же вы сразу ее в приписали к таким эпитетам. Линза дала нам огромный опыт в разработке подобных устройств, я очень надеюсь, что пользователи оценят развитие этого проекта в нечто более важное, чем просто видеорегистратор. Да, мы говорим о неком пивоте, но никак не смерти :).

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Дизайн-язык. Какое уродливое словосочетание. 

Ответить
Развернуть ветку
МаксимМ

Интересно, насколько это применимо к "неконьсюмерской" электронике, не в плане ТЗ и проектирования, а по остальным пунктам? Те же упомянутые dev-киты колонок делать на открытом ПО, например, или генераторы, девборды там допустим какие удобные; "полки магазинов" не светят и твой удел ebay и то, до того момента пока китайцы не скопируют? Патентовать там вроде особо нечего...

Или может у вас были подобные кейсы?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mikhnenko

Схожий процесс, но как ни странно не в b2c зачастую малые партии - тк решаются очень узкие задачи под конкретного заказчика и там процесс несколько иной. Затраты большие на саму разработку в общем соотношении. 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ripyuk

Кстати, у нас тоже есть опыт разработки потребительских устройств и не только. Обращайтесь :)

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Kornev

Мне кажется, у вас небольшая путаница со словом тулинг. (Отливка, использование пресс-форм или тулинг) Его не стоит относить к "Методу изготовления деталей". Это метод производства оснастки, которая производит детали. Корректно - Тулинг прессформ для технологии литье под давленем.  Тулинг может быть и для штамповки и для ротформовки и для любой другой технологии производства. 

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда