Роботизированные системы паллетного хранения
С момента своего появления в середине прошлого столетия системы автоматического хранения и извлечения (Automated Storage and Retrieval System – ASRS) стали важнейшим инструментом для работы с паллетами. Системы ASRS позволяют эффективно использовать время, пространство и ресурсы, что снижает затраты на эксплуатацию. Основные сферы применения:
- Производственные предприятия: Системы используются для хранения сырья, компонентов или готовой продукции. Благодаря высокой производительности и точности, они идеально подходят для интеграции с производственными линиями, обеспечивая своевременную подачу материалов.
- Логистические центры и склады распределения: В крупных логистических центрах эти системы позволяют эффективно обрабатывать большие объёмы паллет и грузов, ускоряя операции по приёму, размещению и отгрузке товаров.
- Холодильные и морозильные склады: Crane ASRS отлично подходят для работы в условиях низких температур, где минимизация присутствия человека необходима для поддержания стабильных температурных режимов и повышения эффективности работы.
- Автомобильная промышленность: В автопроизводстве эти системы используются для хранения запасных частей, компонентов и готовой продукции, что обеспечивает непрерывность сборочных процессов.
- Ритейл и дистрибуция: В крупных розничных компаниях и на распределительных центрах используют системы для автоматизированного хранения товаров, увеличивая скорость их обработки и снижая трудозатраты.
По сравнению с обычными складами производительность труда при использовании ASRS может быть в 3–4 раза выше. Стоимость автоматизации паллетных складов является сравнительно невысокой, что способствует их широкому внедрению в различных областях применения.
Crane ASRS
В данной системе основным средством перемещения паллет со стеллажа и обратно является кран-штабелер, который представляет собой мачтовый лифт с перемещающейся по вертикали платформой для захвата паллет. Кран-штабелер перемещается в проходе по рельсам и захватывает паллеты со стеллажей на различных уровнях и привозит их к началу прохода для последующей транспортировки с помощью конвейерной линии или других средств.
Как правило в каждом проходе стеллажной конструкции работает один кран-штабелер. Но также существуют технические решения, когда кран-штабелер по рельсам может перемещаться из одного прохода в другой. Таким образом один кран может обеспечивать работу сразу в нескольких проходах стеллажей, что снижает стоимость системы, но также снижается и производительность.
Высота мачты кран-штабелера может быть от нескольких метров до нескольких десятков метров. Высота зависит от массы перевозимых грузов: чем выше кран, тем легче должна быть масса грузов. Оптимальна масса паллет составляет от 1,1 до 1,6 тонн, что обеспечивает безопасную и эффективную эксплуатацию оборудования на различных высотах. Максимальная высота кран-штабелеров составляет 50 м при ширине прохода около 1,5 м.
В зависимости от массы перевозимых паллет конструктивное исполнение кран-штабелера может быть в виде одной или двух мачт. Самый простой вид штабелера с одной мачтой. Такие машины обеспечивают максимальную функциональность и эффективность при работе с легкими грузами. Две мачты обеспечивают транспортировку грузов большой массы, но при этом производительность таких систем ниже в связи с меньшим ускорением при разгоне и торможении, а стоимость таких систем выше.
На вертикально перемещающейся платформе устанавливают грузозахватное устройство для работы с паллетами, которое может быть двух типов: телескопический вилочный захват (telescopic fork) или трехсторонняя головка (trilateral head). Вилочный захват применяется наиболее часто и предназначен для работы с грузами, которые расположены глубоко на стеллажах. Захват паллет может осуществляться с первой линии хранения паллет (single deep), со второй (double deep) или даже с третей и четвертой (triple и quadruple deep). Такой подход позволяет существенно повысить плотность хранения. Трехсторонняя головка осуществляет захват и перемещение паллет в трех направлениях: спереди, справа и слева. Трехсторонняя головка особенно полезна на складах с узкими проходами, где требуется высокая маневренность при размещении и извлечении грузов на стеллажах.
В некоторых случаях для повышения производительности системы на одной мачте может устанавливаться две платформы для перевозки паллет. Например, для доступа к паллете, находящейся на второй линии хранения, штабелер с помощью первой платформы захватывает паллету с первой линии, а затем с помощью второй платформы захватывает паллету со второй линии. Такие системы достаточно сложны и используются редко.
В стандартных системах кран-штабелёр может выполнять от 30 до 60 перемещений в час (в зависимости от высоты подъёма и расстояния). В некоторых высокопроизводительных системах этот показатель может превышать 100 циклов в час.
Crane Shuttle ASRS
Данные системы предназначены для реализации глубинного хранения паллет. На таких складах паллеты размещаются в несколько рядов в глубину слева и справа от прохода, что позволяет максимально эффективно использовать пространство и увеличивать плотность хранения. Обычно глубина хранения может составлять несколько паллетомест, но в некоторых случаях достигать 10 или 15 паллетомест.
Для доступа к грузам в глубине ряда на подъемной платформе кран-штабелера размещается шаттл, который может съезжать с платформы на стеллажную конструкцию, захватывать паллету и перемещать ее на платформу для последующей транспортировки на станцию выгрузки в начале прохода. Шаттлы, как правило, работают от аккумулятора, что позволяет кран-штабелеру выполнять другие параллельные задачи, пока шаттл обрабатывает паллету на стеллаже.
Подобные системы могут применяться на складах, где не требуется произвольный доступ к паллетам, а на стеллажах размещаются множество грузов с одним и тем же SKU. Например, на производственных предприятиях необходимо складировать для временного хранения паллеты с изготовленной партией одноименной продукции. Также часто в логистических компаниях требуется обеспечить временное хранение большого объема грузов до момента его перераспределения. Это достаточно трудоемкие операции, которые могут быть автоматизированы для повышения производительности труда и сокращения времени на выполнение операций.
Pallet shuttle ASRS
Ключевым элементом системы является шаттл, который представляет собой автономную машину для перевозки паллет. Шаттл перемещается по рельсам, закрепленным на стеллажной конструкции, захватывает паллеты и привозит их к лифту для последующего перемещения вниз к станции обработки грузов. Аналогичным образом шаттл перемещает паллеты от лифта и размещает их в свободном месте хранения. Глубина хранения паллет может быть произвольной и обычно составляет несколько паллетомест.
В последние годы наибольшее распространение получили 4-way Shuttle, которые могут двигаться в четырех направлениях: вперед, назад, влево и вправо. Смена направления движения выполняется в проходе напротив каждого ряда путем поднятия или опускания перпендикулярно расположенных колесных баз. Это позволяет свободно перемещаться по стеллажной конструкции, как вдоль прохода, так и в глубину ряда для захвата паллет. В одном проходе могут одновременно работать несколько шаттлов. Перемещение между уровнями осуществляется с помощью универсального лифта, предназначенного как для транспортировки паллет, так и для перевозки шаттлов.
Навигация внутри стеллажной конструкции выполняется с использованием RFID меток, установленных в ключевых местах системы, а также с помощью фотоэлектрических датчиков, которые позволяют определять позицию машины с точностью ±2 мм. Также предусмотрены датчики для предупреждения столкновений. Скорость перемещения машины составляет от 1 до 2 м/с, а для смены направления движения или поднятия паллеты потребуется не более 4–5 с. Грузоподъемность машин оценивается на уровне 1200–1500 кг.
Управление машинами выполняется по Wi-Fi через точки доступа, размещенные внутри стеллажной конструкции. Работа шаттла выполняется от встроенной аккумуляторной батареи. На каждом уровне стеллажной конструкции размещается зарядная станция. Время зарядки составляет несколько десятков минут с возможностью последующей работы несколько часов.
Производительность Pallet shuttle ASRS зависит от нескольких факторов, включая конфигурацию системы, количество шаттлов и лифтов, скорость перемещения механизированного оборудования, высоту стеллажей и типов выполняемых операций. Лифты способны выполнять от 20 до 60 двойных циклов в час, производительность шаттлов можно оценить на уровне 20–30 двойных циклов в час. Таким образом для оптимальной утилизации оборудования в системе на один лифт должно приходиться 2–3 шаттла. В этом случае производительность системы будет определяться производительностью лифта.
Pallet shuttle ASRS – то решение, которое лучше всего подходит для сценариев с интенсивными циклами загрузки и выгрузки или высокой изменчивостью спроса. Ячеистая структура системы может легко вписываться в помещения неправильной формы и максимально использоваться весь объем пространства от пола до потолка. Система может совместно использоваться с другим оборудованием (конвейерами, роботами AGV, погрузочно-разгрузочной техникой, управляемой оператором) и легко интегрироваться в существующие складские комплексы. Модульная конструкция облегчает возможность расширение системы с учетом роста бизнеса, а для повышения производительности можно добавлять новые шаттлы.
Внедрение роботизированных систем паллетного хранения — это не просто тренд, а необходимость для компаний, стремящихся быть конкурентоспособными на рынке. Если вы хотите узнать больше о том, какие технические решения могут улучшить ваш складской процесс, свяжитесь с компанией "Технолект" прямо сейчас. Сотрудничая с "Технолект", вы получаете не только современное технологическое решение, но и партнера, который поможет вашему бизнесу развиваться и расти.