Как определить накрутку подписчиков в телеграм-канале — Target Ads

Заказали рекламу в канале, а результатов вообще нет или идут боты? Конечно, может реклама не зашла аудитории, но вероятнее дело в накрученных подписчиках. Чтобы не слить рекламный бюджет просто так, надо проверить канал перед сотрудничеством. 
Заказали рекламу в канале, а результатов вообще нет или идут боты? Конечно, может реклама не зашла аудитории, но вероятнее дело в накрученных подписчиках. Чтобы не слить рекламный бюджет просто так, надо проверить канал перед сотрудничеством. 

Почему не стоит покупать рекламу в таких каналах с накруткой

Прежде чем запускать рекламу в Телеграм-канале, нужно внимательно проверить канал на накрутки. В мессенджере можно накрутить почти все:

  • просмотры;
  • реакции;
  • комментарии;
  • подписчиков.

Зачем это делается. Если владелец накручивает подписчиков в Телеграме, у него появляется преимущество в виде искусственной активности и большой, но наполовину мертвой аудитории.

Бизнесу с такими каналами лучше не связываться, потому что можно получить:

  • минимальный или вообще нулевой эффект от объявления;
  • расходы на показы рекламы в пустоту;
  • ботов в своем канале, которые накручиваются для имитации результатов рекламы.

Проблема в том, что накрученные подписчики (как боты, так и не заинтересованные люди) не будут проявлять активность в канале. В результате разрыв между количеством подписчиков и средним числом просмотров будет только увеличиваться, а показатель вовлеченности падать. Такие подписчики будут только цифрами в статистике и мертвым грузом.

Самое страшное – даже не потеря рекламного бюджета и не ручная чистка подписчиков после такого сотрудничества. Телеграм может применить санкции на канал за накрутку, которую вам организуют для имитации результата кампании. Наказание от Телеграма – от «ничего» до «удаление канала и его владельца».

Как проверить канал на ботов

Короткий чек-лист, как определить накрутку в Телеграме:

  • подозрительно быстрый рост подписчиков и просмотров – особенно, если контента в канале не так много и он не такой уникальный;
  • низкая активность в канале (мало реакций, комментариев, просмотров) – говорит о незаинтересованности аудитории или большом количестве ботов;
  • резкие изменения в статистике без видимых причин – серьезное увеличение подписок, просмотров, реакций при однородном выходе контента и отсутствии рекламы;
  • низкое качество или отсутствие контента в канале – даже без ботов реклама в таком канале вряд ли даст результат;
  • сомнительные и неестественные комментарии – нейтральные комментарии в 2-3 слова, которые можно писать под любым постом;
  • много рекламы и партнерских ссылок – вовлеченной и активной аудитории здесь не будет, она явно устала от рекламных интеграций и ссылок, если вообще читает канал;
  • неадекватное соотношение подписчиков и реакций – если подписчиков много, а реакций, просмотров и комментариев почти нет, то большая часть аудитории скорее всего накручена;
  • много просмотров и мало подписчиков – канал с небольшой аудиторией без постоянной рекламы не может собирать много просмотров, это накрутка;
  • отсутствие комментариев под постами с большим количеством просмотров – живые люди будут комментировать заинтересовавшие их посты, хотя бы какая-то часть активных подписчиков точно отметится;
  • среди админов боты для накрутки – если канал хорошо развивается, то такие боты ему ни к чему.

Ниже разберем подробнее отдельные подозрительные изменения в канале, которые могут указать на накрутки и ботов.

Через сервисы

В таких сервисах, например, в TG Stat, есть несколько простых и бесплатных инструментов, с помощью которых можно быстро проверить канал и убедиться в накрутках.

Например, можно проверить:

  • Наличие красной метки. Если она есть, то специалисты сервиса проверили канал и убедились в накрутках аудитории. Использовать его для рекламы не стоит.
  • Дашборд с основными показателями. Уже по этой странице можно сделать выводы о возможных накрутках и реальном положении канала.
  • График подписчиков. Если смотреть график за длительный период, то можно проанализировать динамику за все время существования канала. С его помощью реально увидеть, как и в каких количествах появляются подписчики. Например, регулярные многочисленные подписки партиями должны насторожить.
  • Отчет «Анализ просмотров». Так оценить накрутки проще всего. Например, когда регулярно подписывается много подписчиков, а просмотры при этом не растут.
  • Отчет «Привлечение подписчиков». В документе будут видны источники роста аудитории. Если они идут со специальных сервисов накруток – сразу становится понятна аудитория канала.
Общая статистика по каналу, который не вызывает подозрений
Общая статистика по каналу, который не вызывает подозрений

Посмотреть анализ просмотров

Как определить накрутку в Телеграме – воспользоваться вкладкой анализ просмотров. В нем можно изучить:

  • список публикаций в канале;
  • количество репостов;
  • количество просмотров;
  • динамика распределения просмотров по часам.

Нормально, если новый пост смотрит больше всего людей в первый час, затем количество просмотров плавно снижается. В ночное время просмотров обычно мало, утром они растут, потом снова убывают. Еще одно нормальное явление – появление просмотров, когда выходит новый пост. В этом случае подписчики читают новый материал и часто добавляют просмотров предыдущим.

Подозрительные варианты развития событий:

  • Просмотры первые 1-2 часа, затем их нет. Если все просмотры только в первые пару часов, а затем резкий спад и нет колебаний – это подозрительно.
  • Нет спадов ночью и активности утром. Люди – не роботы. Они не могут постоянно в равных порциях читать посты. Должны быть колебания просмотров, реальные люди так не читают посты. Даже если при накрутке пытаются имитировать динамику снижения просмотров ночью – столбики графика получаются слишком ровными.
  • Нет всплеска после выхода новых постов. Очень подозрительно. Чаще всего заинтересованные подписчики читают новый пост и добавляют просмотры предыдущим. А ботам не интересны посты, они просто делают свою работу.
  • Нет просмотров после публикации, потом резкий стабильный рост. Третий вариант сомнительных просмотров – когда их нет после публикации и резко в разы вырастают через 4-6 часов. Если владелец опубликовал пост, а затем начал накручивать просмотры – это становится видно на графике.
Вот так может выглядеть график просмотров на канале без накруток
Вот так может выглядеть график просмотров на канале без накруток

Посмотреть рост подписчиков

Много интересного можно узнать в разделе «Подписчики». Сначала стоит изучить график роста количества подписчиков за месяц. Затем можно построить график за год или за все время.

Даже если мы видим плавный рост аудитории, стоит проверить источники роста, но в целом плавный рост обычно не вызывает подозрений.

Видим плавный и адекватный рост, каждый скачок можно проверить, он совпадает с рекламой
Видим плавный и адекватный рост, каждый скачок можно проверить, он совпадает с рекламой

Пример аномального поведения. Например, за день на канал подписалось около 10000 подписчиков, затем затишье вообще без динамики. Через пару месяцев также кучно отписывается 15000 подписчиков за день и снова затишье. Даже если решить, что подписчики пришли по рекламе – они не могли спокойно находиться в канале всем объемом, а потом уйти. Обычно отписки есть, но в равных количествах и регулярно.

Лихорадочный рост и падение количества подписчиков, вызывает сомнения
Лихорадочный рост и падение количества подписчиков, вызывает сомнения

Чуть ниже графика есть почасовая статистика, в ней тоже можно увидеть накрутки. Например, не может быть такого, чтобы большая группа людей подписалась в один час, потом за весь день никто не подписался. С рекламы аудитория заходит постепенно, в первый час больше, затем постепенно динамика уменьшается.

Очевидные накрутки пользователей в канале, реальная аудитория постоянно отписывается
Очевидные накрутки пользователей в канале, реальная аудитория постоянно отписывается

Но помните, что не всегда резкий рост подписчиков это накрутка. Например, если в течение дня владелец канала разместил много рекламы – люди начнут подписываться. Это будет видно в почасовой статистике в виде цитирования. Можно даже проверить конкретные посты, в которых отмечали канал.

После репостов и упоминаний канала в других группах подрастает количество подписчиков. В качестве примера приведен канал, который не размещает и не закупает рекламу
После репостов и упоминаний канала в других группах подрастает количество подписчиков. В качестве примера приведен канал, который не размещает и не закупает рекламу

Использовать Target Ads

Если запускать рекламу через Target Ads, все становится в разы проще. Вопрос проверки каналов даже не ставится – все каналы, на которые можно запустить рекламу через сервис, уже проверены вручную специалистами. В каталоге нет ни одного канала с накрученными подписчиками, просмотрами или реакциями.

Вместо того, чтобы проверять каждый канал потенциальной площадки для вашей рекламы, можно просто выбрать нужные тематики или каналы, и перейти к запуску рекламной кампании.

Просмотр статистики в личном кабинете
Просмотр статистики в личном кабинете

Лучше сосредоточиться на подготовке креатива, а не на рутинной проверке каналов. Кстати, через Target Ads можно не только публиковать рекламу в подходящих каналах.

Например, можно собирать лучшие креативы конкурентов и проанализировать их. Разобраться, почему они собрали столько просмотров и реакций, подумать и подготовить свой крутой креатив. Такой подход помогает быть в тренде, не отставать от других компаний.

Также можно планировать отложенный постинг в свой канал. Подготовить материалы, распределить по дням недели и быть уверенным, что все будет опубликовано точно в назначенное время.

Самостоятельно

Признаки накрутки можно найти в канале самостоятельно, без сервисов и статистики. Разбираемся, что должно насторожить в канале.

Проверить накрутку через Телеграм-ботов

Собрать статистику и частично проверить накрутку канала также можно через ботов, например, через DataFan_bot. С его помощью можно быстро оценить основные показатели канала без доступа к его статистике.

Как определить накрутку через бота:

  • если подписчиков много, но треть из них появилась за последнюю неделю – прирост должен быть не таким резким;
  • низкие охваты и вовлеченность (ERR) – это говорит о том, что посты никто не читает;
  • мало постов – например, каналу уже год, но опубликовано всего 80-100 материалов.

Это минимальная проверка, без которой вообще не стоит соглашаться на рекламные размещения.

Минимум данных, но уже по ним можно сделать выводы о качестве канала
Минимум данных, но уже по ним можно сделать выводы о качестве канала

Мало публикаций и много подписчиков

Сравните, как часто публикуются посты и какая аудитория у канала. Если подписчиков много, а новые публикации не появляются – скорее всего, аудитория фейковая. Владелец просто собрал ботов и накрутил аудиторию, а продвигаться интересным контентом и привлекать живых подписчиков не планирует.

Нет реакции от аудитории

Посты могут набирать много просмотров, но комментариев под ними нет. Это должно настораживать – либо людям не нравится этот контент, либо это ненастоящая аудитория. Странно, если аудитория смотрит посты, но никак на них не реагирует. Контент должен вызывать отклик у аудитории.

Много подписчиков и мало просмотров

Сравните, сколько у канала подписчиков и сколько просмотров на каждом посте. Если при большой аудитории просмотров мало, то скорее всего аудитория накручена.

При количестве подписчиков почти 350 тысяч человек 8 тысяч просмотров – мало, а реакций почти нет
При количестве подписчиков почти 350 тысяч человек 8 тысяч просмотров – мало, а реакций почти нет

Комментарии если и есть, то не в тему

Накрученные комментарии почти всегда состоят из 2-3 абстрактных слов, которые можно написать под любым материалом. Например «Спасибо, классно», «Крутой пост», «Мне нравится».

Если аудиторию волнует тема поста и реальный человек решает оставить комментарий, он вряд ли ограничится нейтральными 2-3 словами. Даже если коммент будет коротким, он будет точно по теме.

Комментарии от ботов бонусом вызывают раздражение у реальных пользователей
Комментарии от ботов бонусом вызывают раздражение у реальных пользователей

Такая самостоятельная оценка помогает отсеивать каналы с некачественной и неактивной аудиторией. Для детального и более серьезного анализа потребуются специальные сервисы и статистика канала. Но конечно самый простой вариант – пользоваться Target Ads. Здесь все каналы уже проверены, можно спокойно запускать рекламную кампанию, видеть статистику и получать продажи.

Заключение

Очень важно закупать рекламу в проверенных каналах, где точно нет накрутки. При неудачном выборе как минимум сольется рекламный бюджет, а может – в вашем канале заведутся боты и неактивные подписчики. Для этого нужно внимательно проверять каждую площадку, с которой планируется сотрудничать, проверять активность и вовлеченность аудитории, анализировать статистику. Проверяйте каналы, сотрудничайте с качественными каналами и получайте крутые результаты от рекламных кампаний.

2
Начать дискуссию