The Architect

9 soft skills, которые точно пригодятся в 2022. Часть 1

В завершение года сооснователь digital-агентства The Architect Саша Сучков выделил для своей команды топ-9 навыков, над которыми стоит начать работать, чтобы достичь успеха в компании. Делимся ими в статье.

Навык принятия решений

Что это?

Умение принимать решения — навык выбора сценария с максимально позитивной отдачей в конкретной ситуации. Иногда мы сталкиваемся с тупиком в решении задачи, думая в одной плоскости, и зачастую используем первое, поверхностное решение. А оно может быть не верным. Принять решение — значит думать. А думать — значит сфокусироваться и решить конкретную задачу нетипичным способом, и не за 5 секунд.

Зачем это?

В среднем человек совершает до 10 000 до 40 000 выборов в день. Эти действия будут иметь следствие завтра, послезавтра и даже через год. От эффективного принятия решений зависит не только положение дел на работе, но и ваше состояние — и материальное, и эмоциональное. Поэтому так важно научиться видеть максимальное количество вариантов, верно расставлять приоритеты в каждой ситуации и выбирать лучшее из возможного.

Что мне с этим делать?

Чтобы найти верное решение, откатитесь на несколько уровней назад. Нужно прийти к первичной проблеме или задаче, которая перед вами стоит. И дальше строить логическую цепочку. Помочь её выстроить и сгенерировать новые подходы к решению задач поможет один из следующих инструментов:

1. Писать. Когда мы визуализируем свои мысли, они обретают форму. Не тратьте ресурсы на черчение схем в голове: как бы вы ни старались, ничего не выйдет. Запишите важные тезисы на бумагу и разгоните мысль. Это поможет оказаться глубже в своих рассуждениях.

2. Рассуждать вслух или записывать мысли на диктофон. Кажется, это то же, что и писать на бумаге. Но слушая себя и как бы ведя диалог, можно найти ответы на многие вопросы, которые будут не так очевидны в вашей голове или блокноте.

3. Выходной день — лучшее время, чтобы подумать о работе, но не находиться в процессе. Если есть возможность, берите дей-офф хотя бы раз в месяц.

4. Обсудить важное с партнёром или коллегой. Две головы лучше — встречи раз в неделю хватит, чтобы сгенерировать решения для текущих задач.

5. Больше времени проводить осознанно. Иногда поток мыслей берет верх, и только по истечении 15 минут вы понимаете, что залипли и думаете уже совсем не о том.

В любой непонятной ситуации выходите на базовый уровень мышления и смотрите на проблему в разрезе нескольких плоскостей. Стройте логические цепочки, учитывая последствия каждого из уровней.

Почитать📖Чип Хиз и Дэн Хиз, «Ловушки мышления»

Переговоры

Что это?

До сих пор существует стереотип, будто переговоры — это что-то о собрании людей в пиджаках и галстуках за большим столом. На самом деле — это любой разговор, в котором встречаются интересы и желания людей. Ежедневно мы участвуем в большом количестве переговоров: с семьёй, коллегами, клиентами.

Зачем это?

Соискатели на собеседованиях не готовятся и теряются. Фрилансеры, а иногда и небольшие компании из страха перед серьёзным разговором прячутся от клиентов, теряют деньги, а вместе с ними и репутацию. Менеджеры прогибаются под клиентов и потом гнут свои команды.

Знания о переговорах помогают не только в повседневной рабочей рутине, но и придают больше уверенности в ситуациях, которые кажутся безвыходными. Коммуникативные навыки важны, чтобы быстрее решать задачи, достигать поставленных целей и отстаивать интересы.

Что мне с этим делать?

Рассмотрите переговоры как процесс из 3 действий:

1. О чём будем говорить — подготовка и контекст.

2. Сами переговоры — внимание к собеседнику.

3. Получение решения — не жертвовать своими интересами и не идти на компромисс.

Подготовиться к переговорам поможет книга «Сначала скажите “нет”» Джима Кэмпа. Он предлагает воспользоваться инструментом «Карточка переговоров». Смысл карточки в том, чтобы при подготовке к переговорам сделать следующее:

1. Сформулировать миссию,

2. Определить контекст и багаж,

3. Подумать над бюджетом,

4. Составить план разговора,

5. Записать желаемый результат переговоров.

Миссия переговоров

Миссия переговоров — это ваша опора и компас. Во время диалога она даёт подсказки и помогает убедить собеседника, что благодаря вашим решениям его жизнь станет лучше.

Эксперт по ведению переговоров Джим Кемп в начале формулировки миссии использует фразу «помочь увидеть…». Дальше вы подставляете к этой фразе пользу. Если получилась ерунда, значит, польза непонятна даже вам. В такой ситуации бессмысленно рассчитывать на то, что её рассмотрит и собеседник. Но как только вы ясно сформулируете пользу, дело за малым — помочь другой стороне тоже её увидеть.

Контекст

Это всё то, что происходит до разговора и помимо разговора — где и во сколько вы встречаетесь, какие у вас отношения, каким тоном вы говорите, как вы одеты.

Например, вы хотите повысить свою заработную плату. Что будет контекстом:

👉🏻Что о вас думает руководитель, как о сотруднике — всё ли гладко с проектами или есть вопросы?

👉🏻Как вы взаимодействовали раньше — были ли конфликты?

👉🏻Какой уровень доверия и общения, где вы до этого общались — только в рабочей обстановке или вечером в баре, а, может, только на новогоднем корпоративе?

👉🏻Когда это происходит — в рабочее или нерабочее время?

Багаж

Это любые обстоятельства, которые могут помешать выполнить то, о чём вы договариваетесь. Например, вы просите коллегу последить за проектом на время отпуска. Вы знаете, что в следующем месяце заходит новый проект, и есть риск, что нагрузка резко возрастёт. Для запуска потребуется дополнительный ресурс. Тогда на старте переговоров вы обговариваете эти детали, чтобы в будущем избежать недопонимания и провалов в проекте.

Чтобы найти багаж, подумайте, какие условия кажутся хрупкими, в чём вы не уверены, где могут возникнуть трудности.

Бюджет

Это инструмент для измерения стоимости переговоров. Он состоит из денег, энергии, эмоций и времени. Пока бюджет не истрачен, вы можете трезво оценивать ситуацию и контролировать переговоры.

Смысл в том, чтобы двигаться в конкретно установленных временных рамках. Нужно сосредоточиться на решении задачи, не терять энергию и быть в стабильном эмоциональном состоянии.

Если за отведенное время вы почувствовали усталость, но решения нет — возьмите перерыв. Будучи уставшим, вы можете отнестись к решению несерьёзно, лишь бы всё это закончилось. Тогда вы не добьётесь нужного результата.

В итоге — ясность в голове и действиях, а переговоры проходят понятнее и результативнее для всех участников.

Почитать📖 Джим Кэмп, «Сначала скажите “НЕТ”»

Лидерство

Что это?

Лидерство — способность показать людям в непонятном, полном проблем будущем определённость. Дать обещание, что мы обязательно придём к цели, если поверим в идею. Лидер — тот, кому «больше всех надо». Он ведёт и развивает людей, готов отвечать за результат и последствия выбора.

Зачем это?

Лидерские качества актуальны не только для руководителей. Работодатели заинтересованы в лидерских качествах каждого кандидата. Люди, которые умеют мотивировать, вдохновлять и наставлять друг друга для передачи навыков, — это команда, которая получает результаты в разы быстрее.

Что мне с этим делать?

Что важно для лидера:

1. Переговоры. Лидер умеет воодушевить команду и убедить в правильности выбранного пути.

2. Смелость. Несёт ответственность не только за свои решения и результат, но и за работу команды.

3. Любопытство и страсть к своему делу. Если их нет, то с большой вероятностью люди это почувствуют. Тогда им будет сложно довериться вашей идее. Лидер умеет при необходимости поднимать страсть, переводит её в цели, разрабатывает план и достигает результата.

4. Способность концентрироваться на самом важном. Лидер фокусируется на проблеме и её решении, не переключается на кучу мелких задач, помнит о приоритетах.

5. Умение слушать. Лидер всегда работает с командой. Навык «хорошего слушателя» улучшает взаимоотношения — вам проще договариваться и разрешать конфликты. Во время диалога вы находитесь не в своих мыслях, а реально разбираете точку зрения собеседника, его мотивацию. Это вызывает доверие и расположение говорящего.

6. Честность и открытость. Важно быть искренним и честным при любых обстоятельствах. Лидер должен уметь брать ответственность за свои ошибки, признавать их и делать выводы.

7. Помогать расти другим. Без команды не создать великие проекты. Поэтому хороший лидер знает сильные и слабые стороны коллег. Создаёт систему передачи знаний, вводит грейды или использует любые другие методы, которые упрощают путь развития членов команды.

Хотите быть лидером — не стоит ждать, что вас назначат, действуйте.

Почитать📖 Бодо Шефер, «Простое лидерство»

Навыки управления

Что это?

Навыки управления — набор качеств и способностей, которыми нужно обладать для выполнения конкретных задач. Они включают способность вести дела, избегая кризисных ситуаций, и оперативно решать проблемы, когда они возникают.

Зачем это?

Навыки управления нужны не только руководителям. На любом уровне важно организовать себя и свою работу так, чтобы не было перегруза. Плюс, нас повсюду окружают проекты, которые требуют контроля. Сделать лендинг, провести праздник, построить дом — всё это проекты. Но такого рода задачам свойственно проваливаться. Менеджерские скиллы помогают сократить количество неудач.

Что мне с этим делать?

Представьте текущие дела в виде проектов: обозначьте цели, сроки, этапы. Сделайте привычкой планирование. Можно воспользоваться одним из следующих методов.

Планирование недели по воскресеньям

Взгляните на текущие задачи. В первую очередь спланируйте крупные проекты, которые нужно сделать, чтобы все задачи двигались, и не было бесконтрольной горячки (крупным проектом может быть что угодно, даже покупка мебели). Забейте задачи в Trello, Asana или Гугл календарь.

Теперь — задачи, которые накопились за неделю. Если их много, приоритизируйте. Оцените, что можно делегировать, а что сделать самостоятельно, и так же разгоните по задачнику.

Упрощай завтра для себя сегодня

Сделайте бытовую рутину вечером, как только заходите домой:

— сразу вымойте обувь,

— приготовьте одежду на завтра,

— подготовьте контейнеры с едой на завтрашний ужин или обед,

— обработайте входящие задачи (из накопленных),

— рефлексируйте, делайте заметки в дневник.

Конец каждого действия — триггер для старта следующего. Делайте всё, что позволит избавиться от тревожности, будто что-то не успели, забыли, проглядели.

Проверить, какую рутину лучше сделать сегодня, чем завтра, можно через 2 вопроса:

1. Создаст ли это сложности мне «завтрашнему»: буду ли я из-за этого переживать или тревожиться?

Если да → делайте сейчас.

2. Займёт ли это дело больше 5-10 минут?

Если нет делайте немедленно.

Принципы несложные, а выхлоп чувствуется уже на следующий день. ROI с лихвой окупят вечерние страдания.

Почитать📖 Николай Товеровский, «Управление проектами, людьми и собой»

Бережливое производство

Что это?

Бережливое производство — навык предупреждать и устранять потери любого рода, находить узкие места и совершенствовать работу над проектом. Этот подход распространяется на весь процесс деятельности — от планирования до выполнения конечной цели.

Зачем это?

Бережливое производство помогает экономить ресурсы конкретного человека или целой компании. Вы не будете выгорать, если правильно рассчитаете нагрузку, поэтому успеете сделать больше и лучше.

Что мне с этим делать?

Научитесь упрощать — сократите количество действий, которые отнимают время и не несут пользы для достижения цели. Повысить качество и скорость работы помогают инструменты бережливого производства — основных всего 25. Мы предлагаем освоить самые популярные.

5S

В бережливом производстве есть технология 5S, где:

SEIRI – сортировка, удаление ненужного,

SEITON – самоорганизация, соблюдение порядка,

SEISO – соблюдение чистоты,

SEIKETSU – стандартизация процесса.

Начните с неё — сделайте пространство удобным. Наведите порядок в шкафах, организуйте систему хранения. Сортируйте заметки и файлы на компьютере и в телефоне.

PDCA

Это простой метод управления процессами, которые нужно постоянно совершенствовать. Цикл включает в себя 4 этапа:

Plan — планируй. Определите цели, способы их достижения и параметры оценки прогресса.

Do — делай. Как только выполнили предыдущий шаг, тестируйте свой план в действии.

Check — проверяй. На этом этапе проведите оценку — принесли ли действия желаемый результат. Проанализируйте, что пошло не так и запланируйте способы улучшения.

Act — действуй. Внесите правки и вернитесь к первому шагу.

PDCA называется циклом не просто так — любые действия, которые вы добавляете или удаляете не являются завершением процесса. Вы улучшаете концепцию и тем самым формируете основу для повторений цикла.

В виде процесса можно представить любой проект. Попробуйте использовать цикл в ежедневных задачах, например, при планировании переговоров с клиентом.

Скоро выйдет вторая часть статьи, в которой мы поговорим про стресс, эмоции, и как ими управлять, чтобы оставаться в ресурсе. Будьте на связи и подписывайтесь на наш инстаграм.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null