{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

#этоуспех : город, который говорит и помогает

Пассажиры и пользователи транспортных услуг бывают разными. Конечно, мы имеем ввиду людей с ограниченной мобильностью. Чтобы помочь им жить комфортной жизнью и не отказывать себе в удобном перемещении по мегаполису, на рынке появилась замечательная команда "Говорящий город", которая ежедневно помогает тысячам особенных людей справляться с трудностями.

В нашей рубрике #этоуспех сегодня новый гость - Мария Ромашова, генеральный директор проекта "Говорящий город". Вместе с Марией поговорим о том, как создавался проект, почему транспорт - одна из важнейших отраслей для проработки, а также обсудим успехи команды.

Мария Ромашова
Генеральный директор проекта "Говорящий город"

Мария, когда готовилась к нашему интервью, увидела большое количество положительных отзывов и реального эффекта от внедрения вашего проекта. Выглядит очень вдохновляюще! И, конечно, видна социальная наполненность и значимость проекта. Расскажите, как вообще возникла идея создания подобного решения?

Большое вам спасибо, рады, что в полку неравнодушных с каждым днем все пребывает! На самом деле, все началось еще в далеком 2008 году, когда в группу петербургских компаний «Спецтехноприбор» обратился социальный фонд по поддержке безопасности дорожного движения с просьбой разработать программное обеспечение для озвучивания сигналов светофора.

Тогда в Петербурге практически отсутствовала необходимая инфраструктура для незрячих людей: не было элементарных устройств для обеспечения безопасности на дорогах, а существовавший в то время переход для слепых, громко вещал днем и «молчал» ночью

Мария Ромашова, Генеральный директор проекта "Говорящий город"

Также не был решен вопрос комфортной посадки в общественный транспорт (невозможно было определить номер маршрута, как зайти в транспортное средство и т.д.), а также идентифицировать городские объекты (здания). Стимулом к решению таких проблем стало проектирование комплексной системы “Говорящий город”. Сама задача потребовала от специалистов-проектировщиков “Говорящего города” экспертизы: чтобы разработать грамотную систему, мы привлекли не только ученых и инженеров, но и прямых пользователей — незрячих людей. В ходе всевозможных тестов появилась система «Триоль» — устройство, звуком и голосом информирующее граждан о смене красного сигнала светофора на зеленый и обратно. На этом мы не остановились, поскольку были в постоянном контакте не только с разработчиками, но и с людьми, для которых наше устройство оказалось важным - самими незрячими. Так мы выяснили, что озвучивание светофора - далеко не единственная их потребность. Мы поняли, что людям необходимо озвучивание в транспорте не только наземном, но и подземном. Решить эту проблему помогло оборудование «Говорящего города» для общественного транспорта — радиоприёмопередатчик, звуковой маяк над открытой дверью и пульт для водителя, на который с устройства инвалида подаётся сигнал, что на остановке стоит незрячий человек и хочет сесть в этот транспорт.

Расскажите, почему же город все-таки говорит? Из чего состоит технология продукта и каким образом она помогает нуждающимся в ней людям?

Система состоит из двух частей: это инфраструктурное оборудование (радиотрансиверы и звуковые маяки), устанавливаемое на общественном транспорте, остановках общественного транспорта, регулируемых пешеходных переходах, а также внутри и снаружи общественных зданий, и носимые устройства пользователя - смартфоны с бесплатным приложением или небольшие специальные абонентские устройства. Обмен информацией между носимым устройством и инфраструктурным оборудованием идет по радиоканалам, незаметно для окружающих. Сейчас система “Говорящий город” устанавливается, во-первых, на регулируемых пешеходных переходах, где обеспечивается звуковое и речевое дублирование сигналов светофора. Громкость устройства меняется в зависимости от времени суток, вплоть до самого отключения. При отключенном сигнале человек, имеющий носимое устройство, может включить сигнал на короткое время. Во-вторых, на общественном транспорте. Носимое устройство получает и воспроизводит для пассажира сообщение о том, какой тип транспорта прибывает, его номер, направление. Наличия интернета не требуется. А поскольку соответствующее оборудование установлено и в транспортном средстве, например в трамвае, водитель получит информацию о желании пассажира сесть в этот трамвай. Над дверью транспортного средства установлен звуковой маяк, помогающий инвалиду определить точное местонахождение двери. Кроме транспорта, система размещается в больницах,социальных учреждениях, банках, объектах культуры и т.д.

Отмечу, что все улучшения и модификации системы идут от людей - мы глубоко анализируем их потребности. Например, изначально мы создали специализированное кнопочное устройство, однако вскоре поняли, что людям намного удобнее пользоваться им при помощи своего смартфона. Думаю, звучит довольно удивительно, однако незрячие живут той же жизнью, что и мы с вами - гаджеты не исключение.

Да, вы правы, вряд ли задумываешься об удобстве смартфона, когда речь идет о незрячих людях. Подскажите, есть ли на данный момент аналоги у вашей системы? ну и не могу спросить о преимуществах, хотя они уже довольно понятны…

Аналогов нет. Есть отдельные решения, однако комплексных нет. Плюс мы усовершенствовали систему и увеличили охват пользователей не только с нарушением зрения, но и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Теперь в системе появилась функция информирования водителей общественного транспорта о том, что один из пассажиров - инвалид-колясочник и ему нужна помощь в передвижении. Эта информация поступает водителю, а сообщение формирует сам пользователь через свое носимое устройство.

На самом деле, о наших преимуществах можно говорить долго, но все-таки я перечислю несколько основных моментов:

  • Универсальное решение для любых объектов
  • Не требует подключения к Интернету
  • Есть на всех языках
  • Индивидуальный подход к каждому объекту, на который установлена система
Установка система на здании Инфоцентра ВДНХ

Насколько я понимаю, вы на рынке уже достаточно давно, и ваше решение довольно успешно применяется в нескольких российских городах. Почему же вы решили пойти в акселератор “Транспортные инновации Москвы”?

Да, вы правы, мы имеем большой опыт внедрения устройства в различных городах. Но уже давно нашим главным фокусом является Москва, поскольку именно столица является примером для многих российских городов. Если мы сможем запустить такой важный социальный проект здесь, то уверены, доступная среда для незрячих людей станет набирать большие темпы и в других регионах нашей страны. Почему ТИМ? Вы знаете, для нас акселератор ТИМ - это окно в Москву. Поясню: уже 5 лет ждем масштабного внедрения нашего устройства в столице, и конечно, для этого нам крайне важна поддержка, без которой двигаться достаточно сложно. До участия в акселераторе мы уже вели переговоры с Мосгортрансом, однако процесс был длительным. Как только мы начали проходить акселерационную программу, дело пошло, было назначено много онлайн-встреч с представителями МГТ и понят курс. Наш результат на сегодня достаточно хорош - мы прошли все пилотные испытания с МГТ, получили заключение об эффективности нашей системы и рекомендованы к внедрению в Транспортный комплекс Москвы.На данный момент в Москве системой оборудовано 50 трамваев Краснопресненского депо, инфоцентр и музей ВДНХ, четырехэтажное здание аппарата Центрального правления ВОС, Российская национальная библиотека для слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Школа подготовки собак проводников и Реабилитационный центр ВОС, здание Правления Федерального агентства железнодорожного транспорта, Российский Государственный Социальный университет, Государственный университет управления, Ресурсный центр для инвалидов, Пансионат для инвалидов по зрению, Московский дом ветеранов войн и вооружённых сил, детско-юношеский центр «Радость».

Установка системы на трамвайном маршруте в Москве

Какие у вас дальнейшие шаги?

Сделать доступными еще больше объектов, городов, стран. Конечно же, масштабировать решения, подключить партнеров и совместными усилиями ускорить темпы. На данный момент, в Санкт-Петербурге системой «Говорящий город» оснащены все станции метрополитена, практически все трамваи и троллейбусы (95%), многие автобусы. Более 3,5 тысяч светофоров на пешеходных переходах, вокзалы РЖД, музеи, театры, аптеки, поликлиники, банки и т.д. В Севастополе системой оборудованы более 200 единиц транспорта. Впечатляет, не так ли? На данный момент, установка системы предусмотрена различными стандартами и нормативными документами, но только с помощью общих усилий можно увеличить количество “говорящих городов”, которые помогают обеспечивать нуждающимся людям комфортное и безопасное передвижение.

0
2 комментария
Вячеслав Пистолетов

Очень круто, что есть такие проекты у нас в стране. Спасибо за интервью!

Ответить
Развернуть ветку
Транспортные инновации Москвы
Автор

Спасибо вам!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда