Как найти силы на развитие, не сойти с ума от рабочих задач и сохранять спокойствие

Делимся лайфхаками, которые помогут в карьере и жизни.

Как найти силы на развитие, не сойти с ума от рабочих задач и сохранять спокойствие

Развитие — один из приоритетов команды Тинькофф. Чтобы погрузиться в тему еще детальнее, мы посвятили этому целый месяц: прокачивали скиллы и проводили мероприятия, которые были направлены на профессиональный и эмоциональный рост.

В рамках Месяца Развития мы запустили активности в разных форматах. Организовали общие и индивидуальные мероприятия и сняли минутные ролики «Зерна пользы», в которых лидеры команды Тинькофф отвечали на вопросы о развитии. А еще провели Lemons Day — импровизационное шоу с комиками, где коллеги ели лимоны и делились историями рабочих неудач.

Каждую неделю мы встречались на вебинарах — с сотрудниками и приглашенными экспертами. И узнали несколько лайфхаков: как подходить к работе осознаннее, полюбить рабочие задачи и сохранять продуктивность.

Чтобы поделиться пользой с вами, подготовили заметки с мероприятий. Расскажем о самом важном:

  • Как найти способы развития в течение обычного дня — без посещения курсов и тренингов.
  • Почему важно заниматься тем, что нравится, и что делать с не самыми интересными рабочими задачами.
  • Зачем развивать осознанность и как она может помочь в работе.

Где находить и как закреплять новые знания

Непрерывное развитие, или lifelong learning, — концепция, по которой мы обучаемся в течение жизни. Это непрерывный процесс, который позволяет нам получать опыт, расширять кругозор и оставаться конкурентоспособными на рынке труда.

Как заниматься рутинными делами с пользой. Попробуйте замечать, чему вы можете научиться, и применяйте это в жизни. Например, на не самых интересных рабочих встречах не уходите в свои мысли, а слушайте коллег и ищите то, что будет для вас полезным: это может быть ораторский навык или умение презентовать свою работу.

Используйте полученные знания в жизни. Переходите от теории к практике и выстраивайте причинно-следственные связи. Простой пример — прохождение курса по дизайну. Чтобы закрепить новый материал, потренируйтесь применять навык: создайте классную презентацию для рабочей встречи по итогам месяца.

Ориентируйтесь на цель. Чтобы разжечь мотивацию и вдохновить себя на обучение, подумайте о том, зачем вам это нужно. Может быть, вы хотите стать экспертом в своем направлении или вырасти по карьерной лестнице.

Для каждой цели составьте план действий: перечислите список навыков, которыми хотите овладеть, способы и условия, в которых вам комфортнее реализовать задуманное. Например, если вы хотите выучить новый язык, поразмышляйте о том, как вам нравится проводить время: это может быть обычный разговор с носителем или просмотр сериала в оригинале.

«Если нет цели, то нет фокуса на результате. Это усложняет выбор из множества вариантов развития, теряется энергия при принятии решений, падает мотивация и может возникать ощущение „белки в колесе“, что ведет к медленному карьерному росту или его отсутствию».

Татьяна Петрова, коуч для лидеров и команд уровня PCC ICF

Подсказка — как найти силы и время на обучение

Запланируйте время на развитие нового навыка. Не то, что у вас осталось после рабочего дня и бытовых дел: так вы, скорее всего, устанете и на развитие не останется сил. Забронируйте время в календаре: например, 15 минут на просмотр курса, изучение новых слов или йогу.

Определитесь, зачем вам это нужно. Если для отдыха и восстановления сил — честно признайте причину и выберите формат, который нужен не для достижения конкретной цели, а для восстановления.

Например, формат изучения нового языка будет зависеть от того, хотите вы сдать экзамен или смотреть фильмы в оригинале. Если ваша цель — экзамен, сформулируйте, зачем это нужно. Понимание смысла поддерживает мотивацию.

Как получать удовольствие от рабочих задач, даже если они не по душе

Справляться с рабочими вызовами бывает нелегко: иногда нам не нравится сфера деятельности или рутинные задачи. Расскажем, что с этим делать.

Когда вам нравится то, чем вы занимаетесь, получать радость от работы становится проще. Время проходит незаметно, а ресурсы расходуются экономно: вы не тратите силы на прокрастинацию и сопротивление.

На каждой должности бывают интересные задачи и те, что хочется отложить до горящего дедлайна. Не стоит сразу думать об увольнении: попробуйте следить за балансом и чаще выбирать задачи, над которыми вам действительно хочется поработать.

Помните, что вы можете влиять на многое: профессиональное развитие, постановку карьерных целей, качество выполнения работы и презентацию своих результатов. Например, если вам нравится публичность и вы любите показывать экспертность на больших встречах, развивайте этот навык: инициируйте выступления, готовьте доклады и улучшайте подачу материала.

Что делать, если ежедневные рабочие задачи вас демотивируют:

  • Придумайте, как оптимизировать рабочие процессы, чтобы сократить рутинные действия. Например, попробуйте инструменты автоматизации — если вам нужны ежедневные отчеты, настройте регулярную выгрузку.
  • Перейдите в команду, где работа состоит из приятных вам действий. Например, если вы любите общаться с клиентами, но вам тяжело даются звонки по холодным базам, возможно, роль саппорт-менеджера принесет больше удовольствия. В Тинькофф для этого есть специальный инструмент — ротация. Любой сотрудник может оставить заявку на желанную позицию и попробовать себя в новом направлении.
  • Попробуйте разобраться, что именно в задаче вас демотивирует. Для этого есть несколько критериев: влияет ли выполнение задачи на ваш статус в команде и в обществе, насколько прозрачен процесс работы над задачей, справедливо ли, что эту задачу выполняете именно вы. Проведя такой анализ, вы сможете узнать, в чем причина снижения энергии, и попробовать на это повлиять.

«Подводите итоги, хвалите себя за достижения, не обесценивайте результаты и развивайтесь в комфортном темпе. Внутреннее сопротивление из страхов и убеждений будет проявляться в любом случае — научитесь с ним работать сами или привлекайте специалистов».

Татьяна Петрова, коуч для лидеров и команд уровня PCC ICF

Подсказка — используйте «метод швейцарского сыра»

Выполняйте сложные или неинтересные задачи по частям, выбирая простые и привлекательные этапы:

1. Выберите в задаче фрагменты, которые вам нравятся больше других.

Например, вам сложно написать большую программу, но вы любите мемы. Сделайте презентацию о программе и подберите несколько мемов для иллюстрации целей. Даже если они не пригодятся, это положит начало работе и избавит вас от страха чистого листа.

2. Когда часть работы будет сделана, расширяйте «дырки в сыре» и дополняйте начатое. Если чувствуете, что увлеклись, ставьте таймер на каждый этап. Можно поощрять себя чем-то приятным за соблюдение договоренностей с собой — например, перерывом на вкусный чай.

Как в работе может пригодиться осознанность

Разбираемся, что такое mindfulness, или осознанность: как с помощью небольших практик научиться управлять эмоциональными реакциями на происходящее вокруг.

Осознанность — психологический навык, который можно развивать. С ним вы научитесь контролировать свою реакцию: например, кто-то может срываться на коллегу, который просрочил дедлайн, или поддаваться панике перед важной встречей.

У вас есть свобода выбирать, как реагировать. В обычной жизни нам постоянно поступает информация: сообщения, звонки, материалы из интернета, разговоры с людьми. Это триггеры, на которые мы обычно реагируем автоматически: так, как нам привычнее и доступнее.

Например, когда работу критикуют, бывает сложно сдержать эмоции: некоторым хочется расплакаться, обвинить в ответ или рассердиться и уйти. Если научиться замечать триггер — свои эмоции и чувства, — можно осознанно посмотреть на ситуацию и выбрать, как на нее отреагировать. Поблагодарить за конструктивные мысли, найти компромисс или выразить несогласие в спокойном и сдержанном тоне.

Чтобы научиться управлять эмоциями, начните с небольших регулярных практик. Одна из них — это направлять внимание на происходящее. Вы можете замечать телесные ощущения — напряжение или движение; эмоции — страх, радость или восторг; мысли — о предмете, объекте или ситуации.

Четыре шага к развитию осознанности:

  1. Создайте условия для практики — выберите подходящее время и место. Сконцентрироваться легче, если вокруг ничего не шумит и не отвлекает.
  2. Соблюдайте технику. Если вы новичок, выбирайте аудиозаписи практик вместе с ментором: их можно найти, например, на YouTube. Ментор поможет сориентироваться, что делать, когда вы отвлекаетесь или начинаете себя оценивать.
  3. Уделяйте развитию навыка 15—30 минут ежедневно. С регулярностью вырабатывается привычка — у вас возникнут нейронные маршруты и навык закрепится.
  4. Пройдите минимальный курс — от двух недель. Важно преодолеть барьер входа, чтобы заметить и почувствовать результат и вдохновиться еще больше.

Подсказка — практикуйте осознанность как часть образа жизни

• При составлении плана на день или неделю ориентируйтесь на то, какие дела и задачи вас наполняют. Чтобы их определить, представьте линейку состояния, где 0 — «чувствую себя не очень», 10 — «чувствую себя отлично». Определяйте свое примерное положение на этой линейке после каждого дела, события, разговора.

• Если анализ самоощущения станет полезной привычкой, вы сможете осознанно регулировать свое состояние и восполнять силы даже после нелюбимых задач.

В Тинькофф есть целая команда, которая занимается развитием благополучия сотрудников. Мы анализируем статистику и на основе данных внедряем новые предложения и программы, чтобы улучшать показатели психологического состояния и удовлетворенности в компании.

Например, чтобы защитить Т-команду от стрессов и выгорания, мы разработали программу «Добросервис», где сотрудники могут получить бесплатные онлайн-консультации по вопросам психологического и физического здоровья. А на ежемесячном лектории «Давай обсудим» мы проводим вебинары с приглашенными экспертами на темы питания, психологии и спорта.

А теперь ваша очередь делиться лайфхаками: расскажите в комментариях, как вам удается поддерживать баланс развития карьеры и отдыха. Что помогает «быть в ресурсе», достигать карьерных целей и не выгорать при бешеном ритме жизни?

27
16 комментариев