Штрафы, запреты, сборы и другие изменения законодательства с 1 сентября

Разбираем главное.

Штрафы, запреты, сборы и другие изменения законодательства с 1 сентября

Штрафы за рекламу на запрещённых ресурсах

С 1 сентября 2025 года в России вводятся штрафы за размещение рекламы на запрещенных ресурсах, таких как Instagram*. Это означает, что за любую рекламную публикацию на любых заблокированных и экстремистских платформах, блогеров и рекламодателей будут штрафовать. Юрист по рекламному праву Точка Банк Дмитрий Павлов расскажет, что именно меняется и как перестроиться без потерь.

Что изменилось

  • Полный запрет рекламы. Любая реклама, включая таргетированную, нативные интеграции и посты с упоминанием товаров или услуг, будет запрещена на заблокированных и признанных экстремистскими площадках;
  • Ответственность несут все участники цепочки — блогеры (фзлица и самозанятые), рекламодатели, агентства.
  • Размер штрафов: до 500 000 ₽ за публикацию.

Что можно

  • Вести аккаунт компании для размещения информации (новости, фото, мероприятия), но без рекламных интеграций и призывов купить.

Что можно сделать уже сейчас

  • Пересмотреть стратегию и присмотритесь к новым площадкам для продвижения и форматов общения с аудиторией.
  • Отказаться от рекламы на запрещённых ресурсах — публикуйте там только нейтральный контент, который не подпадает под юридическое определение рекламы.
  • Следите за обновлениями законодательства — держите под рукой актуальный список платформ, официально запрещённых в России или попадающих под ограничения.

Запрет рекламы VPN-сервисов

Теперь законодательство запрещает популяризацию VPN-сервисов, которые помогают обходить блокировку запрещенных сайтов, а Роскомнадзор блокирует сайты с такой информацией.

Что изменилось

  • Нельзя рекламировать и «популяризировать» VPN, дающие доступ к запрещённым ресурсам. Запрещена информация, которая убеждает в привлекательности таких способов или дает представление о способах доступа к запрещенным ресурсам.
  • Блокировка ресурсов. Роскомнадзор блокирует сайты и ресурсы, которые содержат информацию, нарушающую эти ограничения.

Размеры штрафов:

  • Граждане: от 50 000 до 80 000 рублей.
  • Должностные лица: от 80 000 до 150 000 рублей.
  • Юридические лица: от 200 000 до 500 000 рублей.

Повторное нарушение:

  • Граждане: от 100 000 до 200 000 рублей.
  • Должностные лица: от 200 000 до 300 000 рублей.
  • Юридические лица: от 800 000 до 1 000 000 рублей.

Важно:

  • Запрещена именно реклама и популяризация, а не само использование VPN.
  • Ограничение касается VPN-сервисов, которые предоставляют доступ к заблокированным ресурсам.

Что можно

  • Обсуждать технические аспекты VPN, но без призывов, рекомендаций и инструкций по обходу блокировок.

Сборы за интернет-рекламу

С 1 апреля 2025 года в России действует сбор в размере 3% от дохода за размещение интернет-рекламы, который должны платить рекламораспространители (владельцы сайтов, блогеры, агентства). Сбор рассчитывается ежеквартально Роскомнадзором на основе данных из Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР) и уплачивается до 5 сентября за II квартал 2025 года и далее ежеквартально.

15 августа утверждено Постановление Правительства Российской Федерации № 1224 "Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона "О рекламе", и Правил осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона "О рекламе"

Кто платит сбор

Плательщиками являются все, кто зарабатывает на распространении рекламы в сети:

  • Рекламораспространители: владельцы сайтов, блогеры, СМИ;
  • Операторы рекламных систем (такие как Яндекс Директ и VK Реклама);
  • Посредники: агенты и маркетинговые агентства, которые участвуют в процессе;
  • Рекламодатели: российские компании, заключившие договор на рекламу с иностранной организацией.

Как работает сбор

  • Участники рынка передают через операторов рекламных данных (ОРД) информацию о рекламных договорах в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
  • Роскомнадзор на основе этих данных рассчитывает 3% от квартального дохода от интернет-рекламы.
  • Расчет суммы сбора появляется в личном кабинете плательщика на сайте Роскомнадзора до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
  • Плательщик проверяет расчёт и подтверждает его, или предоставляет уточненные сведения. Уплата производится до 5 числа третьего месяца квартала, следующего за отчётным.

Порядок расчета и уплаты сбора

Разберём на примере первого платежа.

1. Не позднее 15 августа 2025 г. (15-й день второго месяца след. квартала) — РКН направляет в ЛК плательщика сумму сбора на основе сведений в ЕРИР.

2. Не позднее 25 августа 2025 г. (10 дней со дня получения расчёта) плательщик подписывает расчет УКЭП / ПЭП или представляет уточненные сведения в РКН.

3. Не позднее 30 августа 2025 г. (5 дней со дня получения уточнений) — РКН направляет в ЛК плательщика новый расчёт.

4. Не позднее 5 сентября 2025 г. (5-й день третьего месяца след. квартала) — плательщик уплачивает сбор электронным платежом.

5. РКН направляет плательщику уведомление об оплате (не позднее 1 рабочего дня).

Ответственность

За неуплату сбора предусмотрены штрафы по статье 14.3 КоАП РФ:

  • Физические лица и самозанятые: от 2 000 до 2 500 рублей.
  • Должностные лица и ИП: от 4 000 до 20 000 рублей.
  • Юридические лица: от 100 000 до 500 000 рублей.

С 1 сентября в России вступили в силу и другие важные законы, в том числе маркировка звонков, запрет передачи сим-карт, поиск экстремистких материалов и не только. На нашем прямом эфире 4 сентября в 18:00 по Москве мы с юристом разберём все нововведения и дадим пошаговые рекомендации, как безболезненно перестроить процессы в компании. Чтобы быть в курсе изменений, записывайтесь на вебинар, где обсудим все важные нюансы и ответим на вопросы зрителей.

*принадлежит Meta, запрещённая организация в РФ.

2
5 комментариев