Чем занимается дата-журналист в финтех-компании

Дата-журналист — это молодая профессия на стыке аналитики, дизайна и журналистики. Задача специалиста — превращать сухие цифры в понятные для читателя истории о людях, событиях и проблемах. Сейчас люди этой профессии работают не только в редакциях, но и в коммерческих компаниях. В Точке тоже недавно появился свой дата-журналист — Юлия Криган. В этой статье она рассказывает, чем занимается в финтех-компании, и какое у профессии будущее.

Дата-журналистика — очень узкая ниша, рассказывает Юлия / Фото: Дмитрий Ермаков
Дата-журналистика — очень узкая ниша, рассказывает Юлия / Фото: Дмитрий Ермаков

Как я стала дата-журналистом

По первому образованию я аналитик — в 2017 году окончила Финансовый университет при Правительстве РФ. Этой профессии посвятила два года, пока не осознала, что работа только с цифрами скучна для меня — хотелось больше творчества. Это я восполняла, обучаясь графическому дизайну на онлайн-курсах и стажировках. Я и раньше интересовалась этим направлением, но после двух лет в аналитике решила рискнуть и кардинально сменить сферу деятельности. В итоге перешла на работу в другую московскую компанию, но уже на должность графического дизайнера.

В эпоху моего дизайнерства я занималась оформлением презентаций и корпоративных соцсетей, создавала креативы к рекламным кампаниям, осваивала UX-дизайн. Но моя дизайнерская карьера завершилась, когда поняла, что соскучилась по работе с цифрами.

В поисках профессии, где можно соединить аналитические и дизайнерские навыки, я набрела на дата-журналистику — относительно новое для России направление, диплом по которому можно получить только в Высшей школе экономики. Туда я и попробовала поступить в магистратуру на направление «Журналистика данных». Попробовала — потому что с первого раза мне не хватило всего одного балла до проходного на бюджет.

Весь следующий год я самостоятельно изучала это направление, ходила на курсы и хакатоны. В итоге в 2019 году стала студенткой ВШЭ, и уже со второго курса начала работать по специальности: сначала в дата-отделе РБК, потом — в отделе расследований и спецрепортажей РИА Новостей. После окончания магистратуры сама начала преподавать в ВШЭ визуализацию данных.

<p>Как FMCG компании снижают использование первичного пластика – графики Юлии для курсовой работы на первом курсе ВШЭ. По данным на 2019 год, доля переработанного пластика в упаковках таких компаний редко превышает 10% </p>

Как FMCG компании снижают использование первичного пластика – графики Юлии для курсовой работы на первом курсе ВШЭ. По данным на 2019 год, доля переработанного пластика в упаковках таких компаний редко превышает 10%

Из редакции в финтех

Сегодня дата-отделы работают во многих крупных мировых изданиях — The New York Times, The Washington Post, Financial Times, The Guardian, Pudding и так далее. В России же дата-журналистика пока не так распространена, как за рубежом, поэтому такие отделы есть далеко не во всех редакциях. Сейчас специалисты по визуализации данных работают в ТАСС, РБК, «Тинькофф Журнале» и нескольких других СМИ.

Специалистов в этой сфере тоже не так много — меньше 50 человек по всей России. Большинство из них — это выпускники направления «Журналистика данных» ВШЭ, которое появилось около десяти лет назад. А вакансий в редакциях, связанных с визуализацией данных, — и того меньше.

Зато сейчас всё больше коммерческих компаний приходят к тому, что в штате нужен свой дата-журналист — это я вижу по сообщениям в профессиональных чатах, в которых коллеги делятся интересными вакансиями.

На мой взгляд, это связано с тем, что в крупных компаниях есть много данных, которые нужно переработать для внутреннего пользования или для демонстрации во внешний мир. Так получилось и с Точкой — компанией, в которой я работаю последние полгода.

Отличия редакции и финтех-компании

В СМИ моя работа была завязана на постоянном взаимодействии с журналистами, с которыми мы готовили материал. Обычно это выглядело так: кто-то из нас предлагал идею. Например — изучить декларации о доходах депутатов и на их основе составить портрет среднестатического парламентария. Затем мы формулировали вопросы и гипотезы, которые будем тестировать в ходе исследования. Далее я собирала данные, анализировала и находила в них истории и инсайты, которые будут интересны аудитории издания.

На последнем этапе подключался информационный дизайнер — человек, который красиво упаковывал наши данные в стиле СМИ или проекта.

<p>Для материала <a href="https://www.rbc.ru/politics/11/10/2021/616024329a7947387b2ab485" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Чем богаты депутаты-2021: самые важные факты о новой Госдуме»</a> Юлия вместе с редакцией РБК проанализировала 450 деклараций депутатов Госдумы VIII созыва. Среднестатистический депутат Думы текущего созыва – мужчина 53 лет </p>

Для материала «Чем богаты депутаты-2021: самые важные факты о новой Госдуме» Юлия вместе с редакцией РБК проанализировала 450 деклараций депутатов Госдумы VIII созыва. Среднестатистический депутат Думы текущего созыва – мужчина 53 лет

<p>На бедность и болезни жалуется половина пожилых в России. Графики из <a href="https://ria.ru/20220328/pensionery-1780074664.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">материала Юлии для РИА Новостей</a> </p>

На бедность и болезни жалуется половина пожилых в России. Графики из материала Юлии для РИА Новостей

Если в СМИ я работала с данными из открытых источников (или с информацией, которую получала по запросу от разных ведомств), то в Точке могу использовать материалы, хранящиеся в базах компании. А это огромное количество историй про бизнес.

Нет данных — нет истории.

А ещё в компании нужно постоянно держать в голове, что какие-то цифры могут быть частью коммерческой тайны, поэтому нужно сто раз подумать, прежде чем выносить их в мир.

Проекты для дата-журналиста в финтех-компании

Моя задача в Точке — сделать так, чтобы данные, которые есть у компании, не просто лежали в таблицах, а помогали людям узнавать новое и отслеживать интересные тренды. Точка обслуживает более 500 тыс. предпринимателей, это позволяет нам делать бизнес-исследования, релевантные для всего рынка.

В компании над одним исследованием работает целая команда: дата-журналист, два аналитика, дизайнеры и пиарщики, которые оформляют материал в пресс-релиз и продвигают его в СМИ.

Первое исследование, к которому я подключилась в Точке, было про всплеск популярности рекламных платформ Telegram и «ВКонтакте» на фоне запрета Meta*. Мы проанализировали траты наших клиентов на рекламу и увидели, что бюджеты в Telegram в марте-июне этого года увеличились в шесть раз, а во «ВКонтакте» — в полтора раза по сравнению с прошлым годом.

Наше открытие наделало много шума в медиа — про исследование писали федеральные СМИ: «Коммерсант», ТАСС, Sostav, Adindex, INС и другие издания. А ещё эта новость прошлась по крупными telegram-каналам, например — «Раньше всех, ну почти», «Код Дурова», Breaking Trends.

Порядка 20 крупных изданий опубликовали исследование Точки
Порядка 20 крупных изданий опубликовали исследование Точки

Когда уже, казалось, новость ушла из повестки, нас пригласили на прямой эфир РБК-ТВ, чтобы поподробнее рассказать о трендах, которые мы увидели.

Миллионы людей узнали об исследовании в прямом эфире РБК-ТВ
Миллионы людей узнали об исследовании в прямом эфире РБК-ТВ

Какие компетенции должны быть у дата-журналиста

В отличие от обычных журналистов, среди которых больше гуманитариев, дата-журналист — это в большей степени техническая специальность. Поэтому здесь нужен аналитический склад ума, логическое мышление и любовь к цифрам.

В вакансиях на должность дата-журналиста (HeadHunter) в список требований обычно входит умение работать с таблицами, большим объёмом данных, а также владение графическими редакторами.

Дата-журналист в финтех-компании не только собирает, обрабатывает и переносит данные на графики. Его работа помогает бренду продемонстрировать, что у компании есть экспертиза в определенных вопросах. Например, в Точке — это всё, что связано с трендами в мире бизнеса (обороты компаний, валютные платежи, в каких сферах чаще всего регистрируют бизнес, и так далее).

Сейчас российские компании медленно, но верно идут в сторону работы с накопленными данными, а без специалиста в этой сфере здесь не обойтись. Недавно РБК-Тренды составили топ-100 профессий будущего — дата-журналист занял 18-е место, поэтому, предполагаю, что через 10-20 лет специалисты этой сферы будут нужны если не каждой, то большинству крупных компании в стране.

* Организация Meta Platforms Inc. (соцсети Facebook, Instagram) признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории РФ.

8383 показа
2.6K2.6K открытий
11 репост
11 комментариев

"Например — изучить декларации о доходах депутатов и на их основе составить портрет среднестатического парламентария."

Изучение информации по официальным декларациям и постройка анализа на этих данных? Блестяще. Именно такая журналистка нам нужна.

Ответить

Никакой ссылки на ТГ не будет.?)

Ответить

А какие вам бы пригодились? 🤔

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Это шутка юмора

Ответить

Круто, что у вас есть такой специалист как Юлия. Это ведь сколько инфоповодов можно сгенерить на ровном (ну почти) месте!
Нам бы в маркетинг тоже такого специалиста.. задумалась теперь, не открыть ли вакансию.

Ответить