Как ИТ-компания из Томска делает автомобильные дороги лучше

Приветствуем вас в блоге томского IT-сообщества! Здесь мы пишем об интересных кейсах и опыте томских IT-компаний по разработке и продвижению своих продуктов. А еще мы проводим медиаконференцию «Город IT 2020: продуктовый сезон», где будем обсуждать темы, которые будут затрагиваться в этом блоге. Больше информации о Городе IT 2020 можно найти тут.

В этой статье компания ИндорСофт рассказывает свою историю о том, как вырастить многомилионный бизнес из софта для решения своих собственных проблем.

Передаём им слово.

Привет, меня зовут Виктор Дмитриенко. Я работаю в команде ИндорСофт с 2007 года и участвую во многих процессах компании, содействуя рождению продуктов (держу свечку) и их становлению.

Наша компания занимается программными продуктами, в которых инженеры создают проекты новых автомобильных дорог, формируют всю инженерную документацию, а также производят необходимые расчёты прочности дорожной конструкции.

Наш софт опирается на отечественную нормативную базу и подсказывает инженеру, если какие-то параметры в его решении достигают критических величин или нарушают условия ГОСТов. Более полутора тысяч организаций из России и ближайших стран являются нашими постоянными пользователями. Хороший повод для гордости!

Как мы до этого докатились, я и хочу рассказать. Это не путеводитель для стартапа в стиле «сделайте так и так — и будет вам успех». Как и многое в нашей с вами жизни — сложность пути, невозможность прогнозирования на многих отрезках — делают этот рассказ совершенно не масштабируемым. Но,…

Как ИТ-компания из Томска  делает автомобильные дороги лучше

Идея

Идея первого программного продукта родилась примерно в середине 90-х внутри одного проектного института в городе Томске. Проектировщики автомобильных дорог в организации ИДЦ «Индор» очень хотели сделать свою работу более эффективной, не переделывая вручную каждый раз все чертежи при внесении каких-либо изменений в проектное решение. Компьютеры были, также были какие-то иностранные программы, но их не хватало.

Широко известный американский AutoCAD помогал «чертить» — составлять из графических примитивов документы, но никак не ограничивал инженера в принятии ошибочных решений и совсем ничего не знал о российских ГОСТах. Можно было запросто нарисовать сотни чертежей в разных проекциях, а потом легко запутаться в последующих исправлениях — ведь каждый чертёж там не был связан жёстко с инженерной моделью проектируемого объекта.

Таким образом, настойчивость и лень привели к созданию своего софта. Сначала силами штатного админа, который не блистал изяществом кода, но на коленке «сляпал» годный прототип, который чуть-чуть ускорял производство сложных чертежей.

Новация принесла пользу: качество проектной документации повысилось, скорость работы выросла. «Сарафанное радио» в инженерной тусовке и партнёрские отношения между проектными институтами невольно подтолкнули программу (тогда её называли ReCAD) к расширению «ареала». Другими словами, идея так понравилась, что её потянулись использовать дружественные коллективы проектировщиков. Даже были готовы немного, но заплатить за нововведение.

Самое чудо началось, когда к разработке подключились несколько выходцев с факультета информатики Томского государственного университета — Дениса Петренко и Алексея Скворцова. За их плечами уже имелся небольшой опыт создания геоинформационной системы со сложным названием ГрафИн, которой уже пользовались на тот момент несколько организаций региона для ведения информации о своих инженерных сетях.

Опыт и кодовая база предыдущего проекта помогли сделать сильнейший качественный скачок. Систему проектирования переименовали из ReCAD в IndorCAD, и с ростом числа пользователей стало понятно — находиться под крылом проектного института уже немного тесно. Иногда проектные организации стеснялись покупать что-либо у «конкурентов». Да и просто уже возникло желание структурировать отдельно поступающие деньги от программ.

Рождение ИндорСофт

Таким образом, в 2003 году де-юре появилась наша организация — ООО «ИндорСофт». Денег не было много, но, сжав расходы, можно было заниматься любимым делом и развивать систему, аккуратно и постепенно решая всё новые и более сложные потребности клиентов.

Приходилось самим заниматься и разработкой софта, и созданием документации, и рисованием рекламных листовок. Не было средств нанимать суперспециалистов — делали сами по мере сил, местами криво, с присущими новичкам огрехами. Но это было лучше, чем полное отсутствие рекламы.

Маркетинг и продажи

Самим приходилось искать людей. Сами учились продавать. Ходили на тренинги и искали пути к совершенствованию нашей команды. То, как мы строили внутри команды отдел продаж, заслуживает отдельного внимания.

Начиналось с того, что сами сначала отвечали по телефону, а документы формировали в Excel. Продолжилось созданием собственного внутрикорпоративного документооборота на 1С: Предприятии. И появлением новых людей — Наталии и Ани. Вместе мы провели многие часы, прослушивая записи собственного лепетания по телефону с клиентами.

Такая работа над ошибками, как я сейчас вижу, стала одной из составляющих уверенного общения. Более того, в последующем они уже сами многократно совершенствовали механизмы продаж, что уже несколько лет подтверждается регулярными ежемесячными рекордами над самими собой по выручке.

2010. Кузнецова Анна, управляющая продажами, участвует в фотосессии для рекламы на нашем сайте.
2010. Кузнецова Анна, управляющая продажами, участвует в фотосессии для рекламы на нашем сайте.

Когда впервые возникла потребность в создании оформления для упаковки продукта — не поленились и почти целый день провели с фотоаппаратом и оборудованием в ближайшем к городу поле. Так появилась фотография, которая много лет была лицом продукта и источником недоумения для многих «бизнесменов» из России: они её воровали без тени сомнения.

Когда в переписке или по телефону нам удавалось объяснить, что это охраняемая законом собственность — охали, извинялись, ругались, из вредности меняли лицо… Однажды дошло до того, что другая организация нашего же города из соседнего здания, занимающаяся геодезической съёмкой, вывесила баннер «нам 10 лет» с нашей фотографией!

2008 год, Павел Елугачёв, на момент съёмки руководитель проектного подразделения ИДЦ «Индор».
2008 год, Павел Елугачёв, на момент съёмки руководитель проектного подразделения ИДЦ «Индор».

Производство программных продуктов

Так сложилось, что среди ИТ-компаний нашего города большое число так называемых «аутсорсных» команд. Часто приходится слышать в ИТ-тусовке, что «хватит работать на выполнение частных задач и проектов, надо делать продукты». Хорошая мысль. Точно так же, как в добыче полезных ископаемых и при экспорте российского леса — надо повышать уровень переработки.

Как ИТ-компания из Томска  делает автомобильные дороги лучше

Мы думаем, что мы — продуктовая команда. Конечно, иногда выполняем работу на заказ. Но тщательно выбираем тему и стремимся при этом работать так, чтобы полученные результаты можно было повторно использовать в наших собственных продуктах.

Как ИТ-компания из Томска  делает автомобильные дороги лучше

Как только у вас получится хотя бы один продукт с платёжеспособной аудиторией — мне кажется, вы сами станете избирательно относиться к предложениям сделать очередной проект из другой отрасли.

2014. В честь выхода девятой версии одного из наших продуктов — мы просто сделали фото нашего коллектива с вышки и потом использовали этот кадр в рекламе.
2014. В честь выхода девятой версии одного из наших продуктов — мы просто сделали фото нашего коллектива с вышки и потом использовали этот кадр в рекламе.

С опорой на принципы повторного использования наработок и были выстроены все программные продукты ИндорСофт. Мало обладать ИТ-компетенциями для создания продукта — необходима компетенция в предметной области.

Пользователи видят программный продукт, получают преимущества от его использования. Доверяют нам, и порой сильно удивляются, узнав в разговоре, что мы по образованию программисты — в их мире мы завоевали титул «свои».

В отличие от заказной разработки многие функции наших продуктов многократно «вылизываются», проходя множество итераций: «кодим», «релиз», «обратная связь», «кодим». Там не просто «душа вложена» — там десяток душ с любовью и трепетом выбирали иконку на кнопочку и подбирали правильный термин.

2010. Перова Ксения — автор программы для инженерных расчётов IndorPavement на рекламе своего же детища.
2010. Перова Ксения — автор программы для инженерных расчётов IndorPavement на рекламе своего же детища.

Мы не берём импортный продукт, тупо копируя его функции. Каждый раз создаём своё. Плотно погружаемся в нормативку: ГОСТы, СНиПы, ОДМы, ОДНы и другие документы. Рассматриваем аналоги, выискиваем в них «слабости» и подмечаем «удачные решения».

Как ИТ-компания из Томска  делает автомобильные дороги лучше

Конечно, большое для нас преимущество — это уже накопленная кодовая база, где до мелочей проработаны вопросы систем координат, всевозможные геометрические преобразования, базовые алгоритмы расчётов, свой редактор чертежей и так далее. Это существенно экономит время на разработку.

2010. Скачкова Анна — ведущий разработчик информационной системы для паспортизации дорог на рекламе системы проектирования дорожных знаков.
2010. Скачкова Анна — ведущий разработчик информационной системы для паспортизации дорог на рекламе системы проектирования дорожных знаков.

Работа с клиентами

Оглядываясь назад в прошлое, с удивлением и восхищением могу перечислять сделанное. Сотрудники методического отдела нашей компании не просто создали документацию по функциям наших программных продуктов, с помощью которой новичок может относительно быстро понять принципы использования той или иной системы.

Создана система дистанционного обучения на сайте, по многим функциям наших программ смонтированы видеоролики, выпущены руководства пользователя в виде книг, даже издавался цветной журнал на плотной матовой бумаге «САПР и ГИС автомобильных дорог».

2011. Рукавишникова Елена — ведущий специалист методического отдела на рекламе дистанционного обучающего курса.
2011. Рукавишникова Елена — ведущий специалист методического отдела на рекламе дистанционного обучающего курса.

Налажен приём звонков и обращений от клиентов, которые зачастую становятся нашими друзьями, давая ценные советы и подсказки по улучшению наших систем. Забавно, но это тоже способствует развитию: благодарный инженер нередко приводит к нам новых клиентов или, уходя под крыло в другую организацию, делает её нашим новым покупателем.

ВУЗы

Большое внимание мы уделяли и уделяем работе со студентами профильных ВУЗов — позволяем бесплатно использовать программы в учебном процессе. Студентам же для выполнения курсовых работ или дипломных проектов тоже предоставляем лицензии, не требуя денег. И сначала казалось, что это пустая работа и никому не нужные усилия.

2011. Медведев Всеволод — ведущий программист систем автоматизированного проектирования
2011. Медведев Всеволод — ведущий программист систем автоматизированного проектирования

Но, наверное, в году 2010 мы были в Чебоксарах. Мне позвонил молодой человек и попросил уделить немного времени. Это был один из выпускников, который в нашем программном продукте для дипломной работы сделал проект целого микрорайона. Он принёс к нам в гостиницу кучу чертежей, и мы с восторгом и любопытством изучали тогда эти чертежи. А сейчас он директор одной из проектных организаций. Мы нередко пересекаемся с ним на профильных мероприятиях. Приятно видеть, что наш инструмент в умелых руках помогает выстраивать не только карьеру, но и жизнь. Понятно, что и сам молодой человек приложил немало усилий. А этот случай подарил нам веру в то, что среди молодых ребят есть смелые и настойчивые. И нашу работу со студентами надо только укреплять.

ИндорСофт сегодня

На сегодняшний день в нашей команде порядка 60 человек. С 2003 года нашими клиентами стали несколько тысяч организаций России, Казахстана и других стран СНГ. Проектировщики из Нур-Султана (в прошлом Астаны) утверждают, что более трети улиц столицы запроектировано именно в IndorCAD.

Наши программы трудятся в крупнейших компаниях страны: ЗАО «ВАД», Государственная компания «Российские автомобильные дороги» и во многих других. Ежедневно наш софт запускается более чем на 1500 самых разных компьютеров.

2011. Петренко Денис — технический директор и главный архитектор системы проектирования IndorCAD на рекламе инновационного на тот момент способа приобретения продукта
2011. Петренко Денис — технический директор и главный архитектор системы проектирования IndorCAD на рекламе инновационного на тот момент способа приобретения продукта

Это большая ответственность. Я горжусь, что работаю в этой команде и с этими людьми. Благодарен многим нашим клиентам за конструктивные предложения и соучастие в развитии программных продуктов. Приятно видеть в нашем коллективе молодых и энергичных людей, подхватывающих инициативу.

Полезные практики, которые мы культивировали внутри организации:

  • Мы не берём кредитов. Ну, окей. Берём, но очень и очень редко. Прям единичные случаи и только на самые исключительные цели.
  • Зарплату сначала сотрудникам, а потом руководству. Не скрою, бывали у нас пару раз ситуации, которые принято называть «кассовый разрыв». В первую очередь из имеющихся денег выплачивали зарплату тем, кто меньше всех получает. А сами терпели. Хорошо мотивирует на будущее.
  • Почти всю рекламу делаем или полностью сами, или с большой долей нашего участия. Фотографии и иллюстрации делаем сами или покупаем в фотобанках официально.

Пожелания молодым ИТ-шникам:

  • Прокачивать технические навыки очень хорошо, но ещё можно изучать предметную область, в которой вы работаете. Это нередко делает вас намного ценнее.
  • Не общество должно ИТ-шникам, а ИТ-шники многим обязаны обществу. Вспомните времена, когда программисты получали зарплату меньше бухгалтера. Не удивлюсь, что через года ситуация может вернуться.
  • Учитесь предсказывать сроки. Собирайте статистику своей работы: сколько времени и на какие задачи уходит. Тренируйте этот навык. Не знаю, почему этому не учат в школах в начальных классах.

Творите, учитесь, создавайте. Удачи!

55
12 комментариев

Как ИТ-компания из Томска делает автомобильные дороги лучше

Молодцы, конечно, но такие хвалебные статьи да без фактов, без наглядной и «говорящей» инфографики, и даже без фотографий участков дорожного полотна с подписями «ДО» и «ПОСЛЕ» — чисто пустая реклама, доверия к которой нет.


Что в самом Томске с дорогами? Если компания настолько хорошая — её родной город должен быть как минимум лучшим (в плане дорог) в регионе. Есть такое? 🤔

3

Что в самом Томске с дорогами? Если компания настолько хорошая — её родной город должен быть как минимум лучшим (в плане дорог) в регионе. Есть такое? 🤔Что за чушь??? Строительством дорог занимается гос-во. Точнее, финансированием строительства. А не частная IT-компания.

4

Автомобильные дороги лучше могут сделать только асфальтоукладчики и компания

1

Это заблуждение. Дороги лучше может сделать владелец подрядчика  - если не спиздит материал дороги и соблюдет технологии строительства. И чиновник, который отвечает за строительство и подмахивает акты приемки без фактического контроля, получая бабло с подрядчика.

1

Я то думал, будет про урбанистику, про непосредственно дороги, что как и почему. Мол, наш софт с дорожными пробками помогает или похож на игру Cities Skylines и симулирует реальное дорожное полотно на суперкомпьютере. А тут фигня какая-то.

Комментарий недоступен

Искренне надеюсь, что Ваша компания НЕ работала с муниципальным заказом на организацию дорожного движения в гНижневартовск.  Года 3 назад "умники" такой х*йни наворотили... порой кажется. что на Энтузиастов средняя скорость выше чем там....