{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Как Tencent выстрелила себе в ногу, почему не стоит пить змеиную кровь и есть ли вежливость в Гонконге

Директор по развитию Joom в странах Азии рассказывает истории про китайский ecommerce и не только.

Что тут происходит

Виталий Еранов, директор по развитию Joom в странах Азии, делится интересными новостями с Востока и просто травит байки.

Формат такой:

  • Одна история из мира китайского ecommerce.
  • Один случай из жизни в Китае.
  • Один повод заскучать по России.

Поехали!

История: как Tencent выстрелила себе в ногу

Pinduoduo — это китайская ecommerce-платформа, принадлежащая Tencent, а заодно восходящая звезда рынка. Вот небольшая предыстория.

Противостояние двух китайских интернет-гигантов Alibaba и Tencent уже давно не новость. У Alibaba есть Taobao, а у Tencent — JD.com (в премиум-сегменте) и Pinduoduo (в эконом-сегменте).

Платформа Pinduoduo запустилась относительно недавно — в 2015 году, и начала «давить» Alibaba, продавая товары онлайн в небольшие по китайским меркам города, используя механики совместных покупок и сильно снижая цены. Товары выставляли дешевле, чем на Taobao. И, конечно, в итоге на платформе появилось много подделок.

Весь прошлый год Pinduoduo сотрясала череда репутационных скандалов, что даже привело к обрушению ее котировок на бирже NASDAQ. Потом, правда, котировки восстановились, руководство платформы приняло ряд мер по контролю происхождения товаров, но полностью репутацию восстановить не удалось.

В сознании китайцев Pinduoduo по-прежнему остается маркетплейсом дешевых товаров, где запросто можно нарваться на фейк.

В ноябре прошлого года менеджмент платформы решил улучшить репутацию и поднять средний чек платформы. Для этого они анонсировали программу «10-миллиардных субсидий» (百亿补贴). Речь идет о 10 миллиардах юаней (почти 1,5 миллиарда долларов).

Руководитель программы Цзун Хуэй так описывает смысл акции: «План Pinduoduo очень простой, мы просто снижаем цены».

На самом деле не все так просто. Цзун Хуэй рассказал, что платформа сформировала группу менеджеров, которая во время выходных и праздничных дней в круглосуточном режиме мониторит поисковые запросы.

И как только они обнаруживают, что частота поисковых запросов увеличивается по какому-либо товару, они незамедлительно связываются с категорийным менеджером этого товарного направления, а категорийщик, в свою очередь, связывается с мерчантом для обсуждения планов по субсидированию продаж.

Платформа и мерчант совместно делают скидку, при этом большую часть субсидии делает именно платформа. В результате цены получаются действительно низкими. Так, например, iPad можно купить на 1000 юаней (144 доллара) дешевле, чем на JD.com и Taobao.

Интересно, как отреагировали на эту акцию китайские покупатели. Если прямо сейчас забить ее название в крупнейшем китайском поисковике Baidu, то самые популярные запросы будут выглядеть так:

  • Pinduoduo 10-миллиардная субсидия — оригинальные ли товары?
  • Pinduoduo 10-миллиардная субсидия — когда завершится?
  • Pinduoduo 10-миллиардная субсидия — безопасно ли покупать Apple iPhone?
  • Pinduoduo 10-миллиардная субсидия — товары настоящие?

Как видно, 3 из 4 наиболее популярных запросов имеют отношение к фейкам. Покупатели боятся, что товары поддельные, учитывая такую низкую цену и репутацию платформы.

Недавно я прочитал китайскую статью, в которой приводились результаты исследования поведения покупателей-саньгао в отношении этой акции от Pinduoduo.

Саньгао (三高,дословно «три высоких») — это социальный слой китайского общества, который имеет высшее образование, высокий доход и живет в высокоразвитых городах (так называемые first and second tier cities).

Так вот, в исследовании говорилось, что саньгао в основной массе на Pinduoduo ничего не покупают, предпочитая более «надежные» платформы, если что и берут, то что-то дешевое. Тем не менее многие представители этого социального слоя все же рискнули купить товары на Pinduoduo во время действия «10-миллиардной субсидии».

Исследователи, которые проводили опрос таких покупателей, пришли к следующим выводам.

  1. По результатам покупок, саньгао сменили отношение к платформе с «негативного» на «нейтральное».
  2. Цена доверия — 300 юаней (43 доллара). Саньгао готовы были купить товар на Pinduoduo, если экономия составляла от 300 юаней — по сравнению с ценами на эти же товары на «надежных» платформах.
  3. Пострадавший — JD.com. Исследователи спросили, где бы саньгао купили товар, если бы их не устроила цена на Pinduoduo во время акции «10-милиардной субсидии», и подавляющее большинство ответили, что на JD.com. У саньгао платформой первого выбора всегда был JD.com, и теперь часть спроса перетекла на Pinduoduo.

Таким образом, хоть Pinduoduo и удалось улучшить свою репутацию среди состоятельных потребителей, корпорация Tencent некоторым образом выстрелила себе в ногу — целились в Taobao, а попали в собственный JD.com.

Случай из жизни: «змеиные заведения»

Несколько лет назад мы с коллегами посещали одного из наших первых продавцов на юге Китая. У китайцев принято заканчивать переговоры ужином, и тот продавец не был исключением. Более того, наш партнер оказался с фантазией, и решил отвезти нас в необычный ресторан «для своих».

Продавец хранил интригу до последнего, и когда мы уже расселись за обшарпанные столы этого заведения, он сообщил, что заказал для нас жареную ядовитую змею, пойманную в местных горах. Узнав, что нас будут кормить змеей, я пришел в невероятное воодушевление, так как еще с университетских времен помнил рассказы нашего профессора-китаиста о знаменитых «змеиных заведениях» (蛇店) Гуанчжоу.

Надо сказать, что змеи были всегда экзотической пищей в Китае: это не то, что принято есть в семье на завтрак. Теперь это и вовсе диковинка, так как официально подавать в общепите мясо диких животных запрещено.

В общем, ресторан этот был нелегальным, и то, что он работает «только для своих», было понятно по его расположению и довольно убогому интерьеру — обычный человек со стороны никогда бы в него не зашел.

Змея на вкус была не очень. Как принято говорить в таких случаях — «по вкусу напоминает курицу». Но поскольку мы пили китайскую водку, меня озарила «гениальная» идея. Я рассказал продавцу, что слышал о том, будто в таких заведениях можно выпить водки, смешанной со змеиной кровью и внутренностями. Продавец ответил, что такого они не делают.

Но я был настойчив: не мог же седой профессор из университета рассказывать нам неправду в курсе лекций по китайской культуре. Наш партнер позвал хозяина ресторана, тот был очень удивлен, но сказал, что может сделать такой коктейль.

Нам принесли две стопки с мутной жидкостью. По цвету она напоминала перемешанную «Кровавую Мэри», а по вкусу что-то среднее между китайской водкой и змеиной кровью.

Когда я рассказывал другим китайцам, что пил такое, они в ответ называли меня дураком. Оказывается, в змеях много разных бактерий, и кроме того они передают разные вирусы. Вам это ничего не напоминает?

В новостях про коронавирус в Китае уже успели сделать предположение о том, что змеи с «рынка морепродуктов» — источник его распространения, а потом и опровергнуть эту версию. Но меня все еще не отпускает мысль о том, как сильно мы рисковали.

Повод заскучать: не хватает вежливости

Обычно Россия и вежливость не упоминаются вместе. Считается, что русские люди достаточно угрюмые, никогда не улыбаются, и особенно это касается тех, кто работает в сфере услуг. И все это непременно контрастирует на фоне доброжелательности и вежливости жителей восточно-азиатских стран.

Разумеется, мы должны ожидать только приятных впечатлений от работников сферы услуг Гонконга — ведь им, бывшим подданным Ее Величества, полагается быть максимально воспитанными.

Но если мы говорим о таксистах, то любой водитель «Яндекс.Такси» будет в сто раз вежливее среднестатистического гонконгского таксиста. Приведу пример.

Когда я сажусь в такси, на автомате здороваюсь с водителем, а когда выхожу — прощаюсь. Большинство водителей в Гонконге никогда не используют слова «здравствуйте», «спасибо» и «до свидания» даже в ответ. Дело, впрочем, не только в таксистах — соседи в Гонконге тоже не здороваются друг с другом, закрывающиеся лифты и двери в домах никто не придерживает.

Сначала я был в шоке от такой невежливости и начал было играть по местным правилам, превращаясь в угрюмого безразличного человека. А потом решил — с чего это вдруг я должен менять свое поведение?

В общем, я решил прививать знакомую мне культуру общения, и для того, чтобы мало не показалось, решил делать это в экстремальном варианте — то есть устраивать small talk в американском стиле.

Вот, сажусь, например, к очередному такому таксисту и начинаю: «Здравствуйте. Как прошел ваш день, сэр? Должен отметить, у вас отличная обивка салона. Что это, японский дермантин? А таксист — это ваша основная работа? Вот у нас в России все таксисты — бизнесмены, а таксуют они чисто из удовольствия. Ну, по крайней мере, они так мне рассказывают…».

Таксист смущается и не знает, как реагировать. Вроде бы понимает, что ответить нужно доброжелательно, но делает это односложно и неохотно.

Полноценно диалог пока никто поддерживать не захотел, а уж с шуточками или даже сарказмом совсем беда. Хочется верить, что после такого общения гонконгские таксисты все-таки задумываются о том, как реагировать иначе. Но даже если это не так, то всегда есть другой вариант, который меня тоже устраивает — я просто жирный тролль и издеваюсь над бедными угрюмыми гонконгцами.

Согласны или нет — оставляйте свое мнение в комментариях! А еще лучше тоже расскажите какую-нибудь историю из жизни в Китае 🇨🇳

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Лев Щенин

Побывать в Китае и не попробовать водку со змеиной кровью - это разводка для лохов!
Молодец, автор, не подвёл своего седовласого профессора-китаиста!
Пусть все китайцы знают о смелости русских предпринимателей!
Россия, вперёд!

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Иглоукалывание ядовитыми пауками с водкой. Если не пробовали, в Китае не бывали!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алабин

Было это в начале двухтысячных. Я без языка английского и соответственно китайского сажусь в такси гонконгского "шумахера". Вместе с коллегой, который с тем же языковым уровнем. Показываю визитку места, куда нас нужно доставить. Мы немного "на веселе". Играет в приемнике какая-то китайская заунывная песня. Водитель сам начал интересоваться откуда мы. Когда услышал: Раша, Москоу тут же переключил свою магнитолу и зазвучала ТАТУ "Нас не догонят". 
Пели в пять ртов: китаец на китайском, мы на русском и Тату на английском... 

Ответить
Развернуть ветку
Russian Buddha

Да, с таиландом не сравнить, там таксиста фиг заткнешь

Ответить
Развернуть ветку
Wonabeez Doratie

Забавная история, а китаянок на вкус пробовать доводилось?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

не пейте змеиную, кровь, пробуйте в китае летучих мышей - и будет вам счастье как и тем, кто вас знает ;)

Ответить
Развернуть ветку
Илья М.

Панголинов ещё можно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Потапов

Подучите пару анекдотов про китайцев, чтобы сходу разряжать обстановку. Ну там “как выглядит китайская пишущая машинка”, «в доисторические времена стая диких кроликов воспитала мальчика и девочку... так появились китайцы»,  «Нет такой ерунды, или даже полной бессмыслицы, которую нельзя было бы выдать за "китайскую мудрость".

Ответить
Развернуть ветку
Alessandra Bella

Прочитала и поняла, что я китаец) я не здороваюсь с соседями и в лифт стараюсь зайти одна) а так не давно зарегили мой стартап в Гонконге, но пока не доехала сама до них) а кровь, если и пью то человеческую ) но про змей запомнила - спасибо )

Ответить
Развернуть ветку
Igor Boiko

У вас в Китае офис ? Сколько лет тут ?

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Eranov

У нас 2 офиса - в Гонконге и в Шэньчжэне. Гонконгскому офису уже 2 года

Ответить
Развернуть ветку
Igor Boiko

Было бы здорово после окончания вируса к вам заглянуть, можно ?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда