{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Десять ошибок продавцов на Ozon и Wildberries

Самые распространённые ошибки, из-за которых страдают продажи на маркетплейсах.

Разместить свой товар на маркетплейсе — это только половина успеха. Мы с друзьями работаем на Ozon и Wildberries, как только появилась система маркетплейсов. Сначала продавали сами, а потом создали компанию Wondersell, чтобы помогать другим продавцам работать с маркетплейсами. За это время набили не одну шишку и насмотрелись на чужие промахи. В этой статье собрали десять типичных ошибок, которые совершают многие продавцы на Ozon и Wildberries, и портят свои продажи.

Тут мы разбираем ошибки новичков, поэтому опытным продавцам они могут показаться наивными. У селлеров с опытом другие проблемы: блокировки, рейтинг, индекс цен, мониторинг остатков и так далее. Но это тема отдельной статьи, а здесь мы разбираем только действия новичков.

1. Неправильно рассчитывают цену товара

Многие продавцы, которые хотят торговать на Ozon или Wildberries, имеют собственные офлайн или онлайн-магазины. Некоторые из таких продавцов рассчитывают цены для маркетплейса, ориентируются на цены, по которым уже продают свои товары.

У нас был клиент, который хотел продавать на Ozon постельное бельё. Он рассуждал так. Например, комплект белья в моём интернет-магазине стоит 5000 рублей. Сейчас стоимость лида для каждой продажи — 1000 рублей, а в маркетплейсе будет 1500. Значит, надо повысить цену на 500 рублей, и продавать комплект за 5500.

Но продавцы не понимают, что торговля со склада своего магазина и торговля со склада маркетплейса — это принципиально разные бизнес-процессы. Цену товара для маркетплейса надо рассчитывать с нуля, начиная с цены закупки, и учитывать стоимость обслуживания, хранение, логистику, упаковку и другие условия. При правильном расчёте, себестоимость продажи может получиться даже ниже, чем в своём магазине.

Но, если неправильно рассчитать цену для маркетплейса, и она будет дороже, чем в других интернет-магазинах, это может сказаться на позициях товара в поиске. Маркетплейсы стараются следить за ценами. Например, если цена товара на Wildberries дороже, чем в других магазинах, то маркетплейс понижает товар в выдаче. А Ozon так и вовсе может заблокировать продавца.

2. Не прорабатывают договор с поставщиком

Обычная практика — когда продавцы размещают на маркетплейсе не свой товар. Они находят какого-нибудь производителя, и предлагают ему продавать его товар на Wildberries или Ozon. Часто неопытные продавцы заключают обычный договор поставки. Так делать не стоит, потому что есть риск, что производитель захочет «подвинуть» своего представителя, чтобы продавать свой товар самому. Такое случилось и с нами.

В начале нашей работы мы вышли на одного производителя игрушек, и предложили ему поставлять их товар на маркетплейс. Он согласился, и мы заключили обычный договор поставки.

Чтобы сделать хорошие фотографии и описание для товарных карточек, мы наняли фотографа и копирайтера. Завели около 500 единиц товара. Собирали отзывы, устраивали акции, участвовали в распродажах — иногда работали в ноль и даже в минус. Через несколько месяцев игрушки стали хорошо продаваться.

В итоге, производитель увидел, что пошли хорошие продажи, и сказал нам, что будет сам продавать свои игрушки. И ещё отказался возместить наши расходы на продвижение.

Договор не убережёт от такого поведения поставщика. Если он захочет продавать сам, то вы ему помешать не сможете. Но договор — это ещё и психологический момент. Включите в текст пункт об эксклюзиве, и условия, по которым поставщик должен будет компенсировать вам затраты на продвижение. По реакции производителя на эти условия, можно предположить, чего ожидать от поставщика в будущем.

3. Не имеют документов на товар

Если вы собираетесь торговать на маркетплейсе, обязательно нужно иметь все возможные документы на товар. В этом отношении, торговля через собственный интернет-магазин — процесс более простой. Можно относительно спокойно возить из Китая, например, флешки, блютус-колонки или чехлы на телефоны с Мстителями, продавать их через Инстаграм или свой сайт, и не заморачиваться с сертификатами. С маркетплейсами такое не прокатит.

Выбирайте поставщиков, у которых есть все документы. А если производите сами, то обязательно оформляйте документы самостоятельно.

Сейчас Ozon и Wildberries не просят документы, когда вы размещаете у них товар. Но стоит покупателю обратиться с жалобой на качество или правообладателю заявить о нарушении авторских прав, маркетплейс потребует сертификаты качества или документы об авторских правах.

Документы должны быть у вас с первого же дня торговли, потому что, если их не окажется, могут быть большие неприятности.

На справочном ресурсе Ozon есть список необходимых документов, которые нужно иметь для каждого типа товара

4. Не анализируют спрос

Не каждый товар, на который у вас есть хорошие условия от поставщика, стоит выводить на маркетплейс. Если не угадать с категорией товара, его ценой, не учесть спрос на маркетплейсе, продажи не «взлетят» и придётся снижать цену. На Wildberries и Ozon очень много товаров, поэтому, прежде чем начинать продвижение своего продукта, нужно анализировать рынок.

Анализировать рынок — это значит смотреть на конкурентов, товары и цены в своей категории. Такую аналитику можно собирать вручную, но это очень долго. А если речь идет о больших категориях с сотнями и тысячами товаров, то попросту невозможно. Чтобы собирать данные для себя и своих клиентов, мы используем телеграм-бота Wildsearch, которого создали сами. За несколько минут бот даёт все необходимые цифры: сколько товаров в категории, какой разброс цен, количество продаж и оборот по категории за месяц и многое другое. С этими данными легче понять, стоит ли выводить товар, сколько его нужно закупить, по какой цене продавать.

Отчёт показывает, что в категории «наборы для шитья», больше всего приносят самые дорогие товары, а не дешёвые

5. Не следят за стоками

Если не следить за наличием товара, может получиться так, что на складе вдруг не останется чем торговать. Такое может случиться по разным причинам: нет денег на закупку, подвёл поставщик или возникла проблема с транспортом.

У новичков часто бывает так. Они продают несколько разных товаров, и среди них есть тот, который продаётся лучше остальных. И вот, самый ходовой товар закончился, но продавец не хочет везти одну позицию, потому что это не выгодно. Как результат — нет самого популярного товара, нет продаж и прибыли, да ещё и карточка товара теперь на дне выдачи.

Чтобы такого не случилось, надо иметь возможность оперативно пополнять стоки. Следить за наличием товара, чтобы его могли быстро привезти. То есть, выстроить цепочку поставок так, чтобы не получилось, что продал коробку со своими джинсами и неделями ждёшь следующую поставку.

Мой знакомый продавал подушки на Wildberries. Они продавались хорошо, но не очень часто — по несколько штук в неделю. В ноябре прошлого года начался сезон распродаж — «Чёрная пятница» и новогодние скидки. Все складские запасы раскупили за четыре недели. Этот продавец отправил новую партию подушек, но на ближайшем складе маркетплейса уже не было лимитов на поставку — многие поставщики бросились грузить товары на склады, и возникла очередь на оправку. В итоге, сезон распродаж был потерян.

6. Не раскручивают товар

Чтобы товар хорошо продавался на маркетплейсе, надо собрать первые продажи и отзывы. Они сильно влияют на позицию в выдаче, поэтому без раскрутки нового товара не обойтись. У маркетплейсов есть разные инструменты для продвижения.

Маркетплейсы все время проводят акции, и сами предлагают продавцам участвовать в распродажах. Не отказывайтесь от таких предложений на старте, даже если вам это не выгодно. Участие в акциях помогает сделать первые продажи и набрать отзывы.

Не стесняйтесь стимулировать покупателей оставлять отзывы, и другими способами подталкивайте покупателей делиться впечатлениями. На Ozon есть возможность обменивать отзывы на баллы, которыми покупатели потом расплачиваются за покупки. Разницу оплачивает продавец, но оно того стоит — товары с большим количеством отзывов показываются выше.

Статистика Ozon показывает, что конверсия карточек товара с отзывами выше, чем без них

На Ozon есть и другие рекламные механизмы: реклама по поисковым запросам и в карточке товара. Продавец платит за показы вверху страницы поиска или в блоке «Спонсорские товары» в карточке товара конкурента. Я рекомендую тестировать все доступные инструменты на небольших бюджетах.

7. Не следят за контентом

Покупатели в интернете не могут потрогать или попробовать товар. Поэтому очень важно, чтобы они могли посмотреть детальные фото и видео товара, почитать описание, ознакомиться со всеми характеристиками: из чего товар сделан, какого он размера и так далее.

Часто продавцы вообще не задумываются об этом. Они считают, что достаточно просто найти товар и вывести его на маркетплейс.

Готовьтесь к тому, что для производства контента придётся потратить время и деньги. Представьте, что у вас пять тысяч единиц товара, и для каждого нужно составить описание. Для этого нужно либо тратить своё время, либо нанимать копирайтера. А ещё товар надо сфотографировать так, чтобы фото соответствовали требованиям маркетплейсов.

Если не давать полное описание товара, с подробными характеристиками: размерами, материалами, особенностями и способами использования, результат будет закономерен — покупатели пойдут к тому продавцу, который потратил время на описание. Если у вас нет такой возможности, лучше искать поставщика, у которого уже есть готовые фото и описание товара.

8. Не учитывают «покатушки»

Очень немногие начинающие продавцы закладывают в свой бизнес-план такую важную метрику, как процент выкупа. Дело в том, что ни один товар не выкупают в ста процентах случаев. Стандартный пример — клиент заказывает три пары кроссовок, меряет их дома или в пункте выдачи, и покупает только одну пару. Остальной товар возвращается на склад. Продавцы на маркетплейсах называют это «покатушками».

Маркетплейсы берут, помимо комиссии за проданный товар, ещё и фиксированную плату за доставку. На Wildberries, например, это 33 рубля за одну позицию. И, в случае отказа, продавец оплачивает не только доставку, но и возврат на склад. Если у вас низкомаржинальный или очень дешёвый товар, например, носки, то 66 рублей за невыкуп получается очень дорого.

Такая же история с браком. Бракованный товар может кататься на примерки, но вы об этом не узнаете, и будете платить за «покатушки».

Одна наша знакомая продавала на Wildberries платья с очень красивыми кожаными ремешками. Вся партия продалась, но последнее платье каталось по пунктам выдачи. Она выкупила его сама. Когда ей привезли платье, оказалось, что кто-то украл у него ремешок. Поэтому никто его и не покупал.

У некоторых категорий товаров, например, у одежды или обуви, совсем небольшой процент выкупа, 25-30%. Учитывайте это, при выборе товара, с которым хотите выйти на маркетплейс.

9. Не работают со своим ассортиментом

Ещё один способ повысить продажи — добавлять в свой ассортимент новые товары. Вот как это работает.

Новый товар получает бейдж «Новинка», и маркетплейс ненадолго повышает его в поисковой выдаче. Если продавец работает над брендингом, люди видят новинку, заходят в карточку товара и переходят на другие товары этого продавца.

Небольшой лайфхак с новыми товарами — объединить новинку с другим своим товаром, но, например, другой расцветки. Допустим, вы продаёте футболки. Вы заводите новый товар — футболку красного цвета, и добавляете её в карточку товара с такими же футболками, но других цветов. В результате, общая карточка повышается в выдаче из-за бейджа «Новинка», а новый товар сразу получает много отзывов.

Вот продавец добавил новую расцветку к водолазкам, которые уже давно продаются. У этой водолазки только 10 продаж, но уже 128 отзывов. Плюс новый цвет получил бейджик «Новинка» и заодно немного поднял в выдаче все товары в этой карточке.

10. Попадают на кассовый разрыв

Иногда продавцы, которые не знакомы с тем, как маркетплейсы выплачивают деньги, попадают на кассовый разрыв. То есть маркетплейс должен им денег, но выплатит их не сейчас, а через несколько дней или даже недель.

Например, Wildberries выплачивает деньги раз в неделю, Ozon выплачивают деньги два раза в месяц, 15 и 25 числа. И у них не самая простая система выплат. 15-го числа выплачивают за товары, которые были проданы с 15-го по 30-е число предыдущего месяца. А 25-го — за товары, проданные с 1-го по 15-е число текущего месяца. То есть выплаты за товары нужно ждать до 25 дней. Новичкам бывает сложно рассчитать, какие выплаты и когда придут.

В результате, в сезон можно остаться без денег на закупку товара и доставку. Начинающие продавцы сначала ждут, пока продастся товар. Потом ждут деньги, и уже после этого закупают новую партию товара. В результате, страдает поисковая выдача и падают продажи. Поэтому, когда торгуете на маркетплейсах, всегда надо иметь свободные средства или заранее договариваться с поставщиками об отсрочках платежей.

Это не всё

Разумеется, этот перечень далеко не полный. Я рассказал о самых распространённых ошибках, с которым мы с коллегами сталкиваемся чаще всего. Поделитесь в комментариях, какие ещё ошибки совершают новички и опытные продавцы на маркетплейсах.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Андрей

Если отталкиваться от содержания статей в Приёмной, то главная ошибка продавца на Озоне - решение продавать на Озоне.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

может и атк, но торговых площадокне так и много, у нас только пром, олх и розетка, а рф кого назовете?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Беличенко

вы написали так, что ничего не понятно в вашем ответе. Хотя слова вроде и похожи на русские.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Sintsov

Нужен пост 100 ошибок операторов на озон)

Ответить
Развернуть ветку
marketplace biz

Хорошая статья. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Гульнара Валиева

Статья отличная!

Ответить
Развернуть ветку
Nataly Zhutova

Супер познавательно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Пермяков Влад

По запросу «футболка+детская» найдено

Количество товаров: 7 178

Самый дорогой: 7 630 руб.
Самый дешевый: 160 руб.
Средняя цена: 653,42 руб.

Продаж всего: 1 470 287 шт. (на 653 601 188 руб.)
В среднем продаются по: 204,83 шт. (на 97 610,69 руб.)
Медиана продаж: 40 шт. (на 21 435 руб.)

Это за какой период статистику даёт чат-бот? 

Ответить
Развернуть ветку
Артём Киселёв

Это статистика за время время существования товара (по мнению бота). Под датой появления товара он берет дату первого отзыва на него, а продажи пока что считает по открытой информации с карточки товара. Поэтому в абсолютном выражении (если смотреть только одну категорию) показатели могут давать погрешность, но для сравнения категорий между собой подходят хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Пермяков Влад

Медиана продаж: 40 шт. (на 21 435 руб. - это за день ?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Киселёв

Нет, тоже за все время. Практически в каждой категории значительная часть артикулов висят вообще без продаж. В PDF отчете, который присылает бот, есть отдельный раздел, который это хорошо показывает (страница 4, "Распределение продаж") – можете подробности посмотреть там.

Ответить
Развернуть ветку
Пермяков Влад

ага прикольный отчет, почему то сразу не заметил его. Оочет позже в чат подгружается? 3 запроса это на сутки ограничение ? как сделать больше 3 запросов?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Киселёв

В отчете самая мякотка, да ;) Подгружается он практически сразу, может через полуминуты.

Ограничение можно снять, переключившись на платный тариф. Напишите в чат поддержки бота @wildsearch_support_bot – расскажем как.

Ответить
Развернуть ветку
Пермяков Влад

Продаж всего: 1 470 287 шт. (на 653 601 188 руб.) - это за какой период можно понять ?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Киселёв

За всё время существования категории.

Ответить
Развернуть ветку
Satom.ru

Спасибо за статью, очень информативная. Среди своих продавцов такие же ошибки, хотя сама бизнес модель маркетплейса несколько иная.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Уфимцева

Спасибо за разбор ошибок! Предупреждён, значит вооружён! 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мерзлов

А как можно замотивировать оставить отзыв на маркетплейсах?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Киселев

В Озоне в разделе «Продвижение» есть сервис «Отзывы за баллы». Там можно выбрать сколько вы готовы платить за каждый отзыв и Озон будет списывать эти деньги с вашего счета, а клиент будет их получить в качестве баллов на следующие покупки. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мерзлов

Вадим, на ОЗОН в курсе, спасибо.

Интересуют все остальные.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Скучный

Ничуть не удивлён, что у нас в стране и тут всё через жопу. Какая-то вот характерная черта прямо.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Андрющенко

Бот больше не работает?

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Не ахуевайти

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда