{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Product Information Management – что это такое и нужно ли это в России?

Западные аналитики оценили рынок Product Information Management (PIM) систем в 7 миллиардов долларов в 2019 году и предсказывают его рост до 11 миллиардов к 2024 году.

Я уже более 10 лет занимаюсь PIM, участвовал и в разработке, внедрял их на местах и даже создал свою собственную систему. Но весь этот опыт внедрения был на западе. Я хотел бы рассказать, что такое PIM, зачем он нужен и послушать в комментариях насколько это востребовано у нас в России.

Product Information Management можно перевести как система для управления информацией о продукции. Что это такое и насколько это важно для бизнеса? Недавно искал ребенку конструктор, и обратил внимание насколько разной может быть информация об одном и том же товаре.

Вот описание одного и того-же товара, но на разных сайтах:

Первый сайт
Второй

Понятно, что мне как покупателю интереснее второй сайт, так как там мне дают гораздо больше информации, и я могу выбрать именно то, что мне надо. Особенно важно это сейчас, когда мы все чаще и чаще покупаем все онлайн.

Какой бывает информация о товаре?

Информация о товаре это не только описание, картинка и цена. Она может быть очень разнообразной, например, для телевизора необходимы свои атрибуты (вы не станете покупать телевизор онлайн если не знаете какая у него диагональ), для велосипеда – другие, для пиццы – свое и т.д.

Вот примерный список того, что может быть необходимо чтобы описать товар:

  • Основные данные, такие как идентификатор товара, описание и т.д.

  • Иерархия, то есть к какой категории принадлежит товар (а категории могут быть разные в зависимости от канала продаж, например на своем сайте она одна, на маркетплейсе – другая и т.д.)

  • Техническая спецификация, такие атрибуты как диагональ для телевизора, цвет и размер для обуви и т.д. Все это усугубляется еще и чем, что эти атрибуты – разные для разных категорий товаров.
  • Связанные с товаром файлы, такие как изображения, документация, видео и т.д.

  • Маркетинговые данные. Это могут быть какие-либо теги, атрибуты для SEO, отзывы клиентов и т.д.

  • Информация, необходимая для продажи, такая как цены, срок поставки и т.д.
  • Специфичная для каналов продаж информация, например, категории на маркетплейсах, специфичные для каждого маркетплейса атрибуты и т.д.
  • Локализация, если продажи идут на разных языках.

  • Производственная информация, такая как сертификации, наличие аллергенов, состав и т.д.
  • Логистическая информация: вес, размеры с упаковкой и без, срок хранения и т.д.

А теперь представьте себе, что у вас тысячи наименований таких товаров, а у некоторых и миллионы. Вот для того, чтобы управлять всей этой массой информации и были разработаны системы PIM.

Какая польза от внедрения PIM системы?

Первое, что, получает компания после внедрения — это снижение издержек на управление всей этой информацией. Вы сможете потратить меньше времени на ведение ваших товаров, и они смогут быстрее идти в продажу.

Плюс, повышается качество информации. Вы будете уверены, что все необходимы атрибуты заполнены и проверены у ваших товаров, прежде чем они попадут на веб сайт.

Вам не надо будет иметь доступ в несколько систем, чтобы управлять продуктовой информацией. То есть, вам не надо будет думать, что наименование товара надо подправить в системе электронной коммерции, а вот вес товара хранится в ERP.

Обычно PIM системы поддерживают возможности автоматизации, так что вы сможете автоматизировать часто повторяющиеся операции.

Ну и обычно такие системы имеют аналитические отчеты, которые будут очень полезны для маркетингового отдела.

Как работает PIM?

Основная идея PIM систем, что они являются мастер системами для продуктовых данных. То есть вся необходимая информация о продукте должна хранится именно в PIM, и изменяться только в нем. Все остальные системы, такие как веб сайт, маркетплейсы и т.д. уже получают продуктовую информацию посредством экспорта из PIM.

Типичная картинка, которую вам покажут, когда будут рассказывать про PIM это:

Загрузка информации о товаре

В начале, нам необходимо загрузить продуктовую информацию в систему. Это может происходить по-разному, если вы сами производите товар, то вы и сами должны создать эту информацию, в таком случае человек вносит это вручную, либо она поступает из внутренних информационных систем, связанных с производством.

Ритейлеры же обычно получают эту информацию от поставщиков и производителей, но эту информацию надо как минимум проверять, а часто ритейлеры в любом случае обогащают эту информацию, например, делают свои фото и т.д.

PIM неразвязно связан с другими информационными системами. Обычно часть информации идет из ERP (например, идентификатор продукта, его цены)

То есть, PIM система должна уметь импортировать данные из различных источников. Ведь часто мы не может диктовать поставщикам, какой формат использовать для обмена данных. Надо еще замапить данные, что мы получаем на те атрибуты что у нас в системе. И желательно чтобы эта настройка импорта была легка и удобна, ведь источники этих данных тоже постоянно меняются, мы можем начать получать новые товары от нового поставщика и т.д.

Насыщение информации о товаре

После того как информация попадает в систему, она проверяется. Например, проверяется заполнены ли все необходимые атрибуты. Проверки могут быть и человеком и автоматически, обычно все PIM системы имеют возможность задать логику проверок. И если что-то не заполнено, то могут автоматически сгенерироваться задачи для разных отделов по исправлению этих ошибок. Если нет картинки, то задача будет сформирована для одного отдела, а если не заполнена логистическая информация – то для другого.

Кроме проверок товар всегда проходит классификацию. Необходимо поместить товар в правильную категорию в иерархии. И проблема еще в том, что этих иерархий может быть много. Дерево номенклатуры может быть одно, на нашем веб сайте мы можем показывать другую классификацию, каждый маркетплейс задает свою иерархию и т.д. Есть еще отраслевые иерархии, например ETIM, их тоже необходимо загрузить в систему и классифицировать по ним товар.

То есть PIM система должна поддерживать множество иерархий, которые тоже надо в свою очередь импортировать и проверять.

Как я уже писал, каждая категория товаров имеет свои атрибуты. То есть этим тоже надо управлять, надо ввести все эти атрибуты, выставить им соответствующие категории. Плюс еще атрибуты часто меняются, бизнес очень динамичен и часто необходимо хранить дополнительную информацию, например, решили мы делать скидки, надо создать соответствующие атрибуты у товара или категорий чтобы хранить это.

На стадии насыщения над товаром могут работать разные люди, поэтому система должна поддерживать и задачи (workflows), чтобы работники четко понимали что от них требуется и автоматические проверки (надо проверить информацию после изменения ее человеком) и разделение доступа (лучше не давать доступ на редактирование логистической информации отделу что занимается фотографией).

Выгрузка продуктовой информации.

Ну и наконец, когда наши продукты содержат всю необходимую информацию и она проверена происходит выгрузка (экспорт) информации о товарах.

Экспорт — тоже вещь не простая, необходимо поддерживать все возможные форматы, например, разные маркетплейсы обязывают вас предоставлять информацию в удобной для них, а не для вас форме. Выгрузка может происходить в пакетном режиме (когда вы выгружаете продуктовую информацию раз в день, например) или режиме реального времени, когда сразу после изменения и проверки товара информация передается в другие системы.

Опять же разные каналы продаж требуют разные данные, для печатного каталога вам будет необходим один набор атрибутов, для сайта – другой, для маркетплейса – третий, и т.д.

Плюс, данные у вас в системе хранятся в той форме как удобно вам и часто их необходимо трансформировать чтобы выдать другой системе, например перевести единицы измерения в другую систему и т.д.

И конечно хочется, чтобы все эти настройки экспорта можно было сделать за короткий срок, и чтобы не было необходимости подключать программистов и тратить их ресурсы и время.

Теперь становится понятно почему компании готовы тратить деньги на подобные системы и почему этот рынок измеряется миллиардами.

А какая ситуация в России?

Существует множество производителей подобных систем, есть и бесплатные, такие как Pimсore или Akeneo (правда ее бесплатная версия сильно урезана в функционале что я не уверен, что она полезна вообще).

Есть и дорогие системы, лидеры рынка, такие как Stibo, EnterWorks, Contentserv и т.д. Стоимость внедрения таких систем может стоить сотни тысяч долларов для крупных компаний, правда и делать они могут все что надо и умеют обрабатывать миллионы записей.

Я плотно работал с системами Stibo и Informatica PIM и знаю, что существуют единичные внедрения подобных систем в России, часто, это западные ритейлеры которые приходят в Россию, и так как у них внедрены подобные системы то они начинают использовать их и у нас. Хотя знаю и об одной чисто Российской компании, которая внедрила крупный PIM.

Знаю, что у нас пытаются внедрять Akeneo ссылаясь на ее простоту и бесплатность и такие внедрения – есть, но не много.

Насколько я понимаю, обычно, у нас продуктовую информацию хранят в Ecommerce системах и потом пытаются выгружать ее оттуда в маркетплейсы. Но вот насколько это удобно и хорошо? Да, Ecommerce системы предназначены для того чтобы показывать продуктовую информацию покупателю, но умеют ли они ей управлять? Есть ли в них возможности по проверке такой информации, хранения разной информации для разных каналов продаж и т.д.?

А как вы управляете информацией о продуктах? Было бы интересно прочитать в комментариях мнение людей кто каждый день занимается этим.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Правильный Взгляд

Два разых дропшипера продают похожий или тот же китайский товар, зачем им ваша услуга ?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Сергеевич

Обычно вся информация о товарах хранится в компаниях в 1С. И выгрузка товаров на сайт(ы) происходит по средствам API  из 1С. Почему тогда 1С не подходит для этой задачи или 1С не рассматривается в качестве PIM системы?

Ответить
Развернуть ветку
Slava Pedak
Автор

Это далеко не всегда так. Есть разные варианты как бизнес это реализует, иногда просто хранят в Excel (конечно в 1С товар заведен, но только артикул и название), часто хранят ecommerce системе (веб сайт), иногда в 1С и есть еще и вариант PIM.

Вот вам реальный пример запроса от одной из компаний: 

"У нас задача - использовать платформу 1с только в пределах учётной политики, т.е. не загружать её характеристиками, фотографиями и т.п.
А характеристики мы хотели бы подгружать напрямую на сайт из другого источника, например pim."

Технически можно все хранить в 1C, но часто это плохо когда маркетологи (или контенщики как это иногда называют) будут работать в 1С. Как вы например будете запускать туда внешних людей (фрилансеров которые работают с контентом)?

Еще есть проблемы поддержки 1С. Хорошо если в компании есть свои специалисты которые смогут быстро добавить новые поля в карточку товара, или изменят выгрузку если надо. А если их нет? На каждое изменение платить деньги? В PIM например маркетологи сами могут добавить поля в любое время, для этого не надо быть технарем. Конечно изменени выгрузок не так просто, но и это можно освоить (есть примеры когда не технические люди делали это с нашей системой).

В общем, это надо смотреть и считать в каждом конкретном случае что выгоднее бизнесу.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Сергеевич

А pim систему можно синхронизировать с 1С? Вряд ли товароведы или отдел закупок будут менять цены в системе где они работают (1С) и еще в PIM системе. 
Получается все равно, в Российских реалиях цепочка будет, чаще всего, 1С -> PIM система -> сайт(ы) -> 1С. Или я чего то не понимаю? 
Просто если цепочка такая, то зачем среднему и , возможно, крупному бизнесу посредник в ввиде PIM?
А вот малому бизнесу или стартапу возможно это будет удобно.
Также, если в компании есть оптовый отдел, то прайсы они тоже выгружают для рассылок своим клиентам из 1С. 
Получается, что артикул, цена и название товара должны также синхронизироваться с 1С и PIM системой

Ответить
Развернуть ветку
Slava Pedak
Автор

Ну если описание продукции и ее атрибуты которые они получают от поставщиков их устраивают, то им это и не надо.

Но ведь не зря ходят анекдоты про описание товаров которые генерируют китайские поставщики с помощью автоматичекого перевода... Если надо проверять продуктовую информацию или добавлять в нее что-то, то для дропшиппинга подобные системы - то что надо. Ведь товаров могут быть тысячи.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Zinchenko

Вот сравнение 3х лучших open-source ПИМ систем:
https://atropim.com/ru/zhurnal/atropim-pimcore-akeneo-sravnenie-pim-sistem

Ответить
Развернуть ветку
Slava Pedak
Автор

Ну во-первых, кто сказал что вы лучшие? Во-вторых, это мягко говоря ерунда, а не сравнение. Если хотите детальное сравнение, то вот оно - https://medium.com/@slavapedak/comparing-3-free-and-open-source-product-information-management-pim-solutions-e83a1898f91e.

Вы просто хотели вставить свою ссылку в чужую статью... Напишите лучше свою.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Pedak
Автор

Вот еще нашел русскую версию этого сравнения - https://habr.com/ru/post/526492/

Ответить
Развернуть ветку
Slava Pedak
Автор

Вот сегодня общались с компанией (ритейлер), у них бизнес работает так:
1. Они хотят продавать какой-то новый товар.
2. Они УЖЕ готовы наполнять его контентом для сайта, присоединять картинки, даже выгружать его на сайт хотя его еще нет на складе (и в 1С).
3. Это значит что мы уже можем ввести его в PIM, задать ему весь контент и даже цену. Конечно цена не должна полностью вестить в PIM, это операционные данные, но мы должны эту цену в PIM иметь так как выгружаем это все из PIM на сайт (или в другие каналы, например маркеплейсы и т.д.), эта цена в дальнейшем будет подгружаться из 1С, но в первый раз мы можем ввести ее в PIM.
4. Все это выгружается куда надо из PIM и товар продается.
5. В какой-то момент времени товар приходит на склад и попадает в 1C. И у нас настроена интеграция с 1С раз в день (например, или раз в 5 мин. и т.д). Товар выгружается из 1С (у нас уже есть его код 1С), но у этого же товара есть еще SKU (или EAN), в общем уникальный номер от производителя. Вот по этому номеру товар находтся в PIM, ему там заполнятся код 1С и обновляются цены. Потом он выгружается на сайт или куда надо (если надо опять же автоматически).

Но если у вас процесс другой и товар всегда сперва появляется в 1с то можно сделать по другому. Вы заводите товар в 1С, он автоматом попадает в PIM, но из 1С приходит минимальная информация, там не хранятся картинки, все характеристики и т.д.
Как товар попадат в PIM можно стартануть автоматический процесс чтобы всем кому надо пришло письмо что появился новый товар. Ответственный за картинки например должен их добавить, кто-то ответсвенный за контент еще добавить свое и т.д. Можно даже организовать проверку, если новый товар не наполняется информацией в течении 5 дней например, то идет письмо менеджеру об этом, пусть он принимает решения.
Можно автоматом проверять все ли заполнено и только когда все заполнено, то автоматом выгружать. Можно вообще задать проверки качества какие угодно.

PIM системы это не готовые системы, это больше похоже на конструктор с готовыми кусками из которого мы быстро собираем решение для конкретного бизнеса. Тут уже бизнес решатет что ему надо, а мы это делаем в рамках системы (обычно без дополнительного программирования)

Ответить
Развернуть ветку
Slava Pedak
Автор

Забыл добавить, PIM это мастер система по отношению к продуктовм (маркетинговым) данным. То есть все изменения данных делаются в нем, а затем автоматом выгружаются во все каналы (сайты, маркетплейсы, партнеры и т.д.). Конечно до выгрузки часть информации подгружается из разных систем (в том числе из 1С). например остатки обычно подгружают, цены, чтобы все это показать на сайте (за эти данные PIM не отвечает, но он их использует). Но я не уверен зачем из PIM снова выгружать в 1С. в 1С то зачем хранить маркетинговую информацию.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Pedak
Автор

Записал новое видео про PIM системы, где я детально разбираю их возможности и альтернативные варианты хранения продуктовой информации - https://www.youtube.com/watch?v=kSF8TTey5rI

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Денисов

https://brandquad.io/ru/ отличная Российская PIM система с 100 крупных клиентов уровня Unilever и Nestle

Ответить
Развернуть ветку
Slava Pedak
Автор

brandquad отличен только своей ценой... Стоит как самолет, а ездит как машина :) Мы делаем тоже самое только лучше и дешевле. И OpenPIM тоже Российский и тоже есть крупные клиенты.
Если хотите порекламироваться, то напишите хотя бы что вы умеете, что не умеем мы.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Денисов

Да что вы говорите :) А мы слышали что ваш софт нестабильный, много багов и отсутсвует критически важный функционал. Пару ваших клиентов уже обратились к нам потому, что для них важно качество. Хорошее качество стоит дорого. А если хотите узнать чем наш софт лучше вашего - приглашаю вас скачать аналитические отчеты Gartner: Digital Commerce Vendor Guide, Market Guide for PIM. Там есть сравнение Brandquad с лидерами международного рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Slava Pedak
Автор

То что вы есть в Gartner ничего не говорит, особенно учитывая что ваш выход на международный рынок уже закончился - https://vc.ru/legal/632065-fond-skolkovo-ventures-podal-v-sud-na-startap-brandquad-i-potreboval-vzyskat-s-nego-164-88-mln-rubley

И какой-же важный функционал у нас отсутствует? Вы даже не смотрели что мы умеем... Да и никогда не поверю, что наши клиенты пойдут к вам чтобы платить сотни тысяч рублей в месяц за лицензию, когда мы им все даем гораздо дешевле

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Денисов

Как раз наоборот, наличие нас в аналитических отчетах Gartner говорит о многом, как и ваше там отсутсвие. Если у вас когда-нибудь получится доказать аналитикам, что ваш софт достоин быть в одном ряду с мировыми лидерами и попасть хотя бы в 1 отчет - вы поймете, что я имею ввиду. За наш выход на международный рынок так сильно не переживайте - он случился еще в 2017 году, за несколько лет до вашего старта. По поводу Сколково, если вы читали их комментарий, иск имеет чисто технический характер, а компания продолжает динамично развиваться и расти на всех рынках. Ваши данные конкурентной разведки устарели - у нас уже давно есть продукты для малого и среднего бизнеса с очень демократичной ценой. Пытаться конкурировать только за счет цены - тупиковый путь развития, который никак не поможет ни вам ни другим участникам рынка. Работая, себе в убыток, бесплатно или "за еду" вы просто подрываете качество продуктов представленных на рынке и сокращаете его объем, отнимаете ресурсы сами у себя в будущем. Как результат - мы в 2023 году имеем имеем софт который выглядит как Windows 95, а работает ли вообще - вопрос открытый.

Но это все лирика. Коллега, признаюсь честно, я не сразу понял что это ваша же рекламная статья. Если у вас есть желание, можем прекратить дискуссию и очистить вам вашу рекламу. Предлагаю это потому, что понимаю, что такое строить бизнес. И мне было бы тоже неприятно если бы ко мне в пространство вот так вот ворвались. За это извиняюсь.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда