Рубрика развивается при поддержке Почты России

Прием оплаты в оффлайн-магазинах через QR-коды – для кого и зачем?

Татьяна Глазачева, CEO платежного сервиса Robokassa

Сегодня все меньше людей предпочитают пользоваться наличными деньгами, в связи с этим способы безналичной оплаты с каждым годом становятся все популярнее. И это логично, ведь это гораздо удобнее, быстрее и гигиеничнее, последнее сейчас наиболее актуально с учетом сложившейся в мире ситуации с пандемией. Тенденция массового перехода на безналичные платежи прослеживается уже с 2017 года, но именно за последние шесть месяцев 2020 года пандемия ускорила ее в пять раз (с 1,1 п.п. в период с октября 2019-го по март 2020-го до 5,4 п.п.). Несмотря на эти изменения в потребительском поведении, многие небольшие розничные магазины продолжают принимать к оплате только наличные или предлагают покупателям переводить средства на личную карту, что нелегально. Очевидно, что для многих предпринимателей издержки, связанные с приобретением и содержанием необходимого для безналичного расчета оборудования, оказались неподъемными. Для таких случаев есть решение – это СБП (система быстрых платежей), которая позволяет настроить мгновенные безналичные платежи с помощью QR-кодов.

Справка: QR-код (англ. Quick Response Code – «код быстрого отклика») – квадратная оптическая метка, которая распознается с помощью сканирующего устройства или приложения на смартфоне. Считывая такой код, пользователь получает доступ к зашифрованной в нем информации (например, номер телефона, геолокация, адрес веб-страницы, ссылка на загрузку приложения или электронный счет, который можно оплатить с помощью мобильного банкинга).

Какие QR-коды существуют и по какому принципу они работают?

Есть три вида QR-кодов:

  • Статические (многоразовые) – у них нет фиксированной суммы, могут быть использованы неограниченное число раз. Такой код может быть размещен в распечатанном виде около кассы или отображен на экране терминала.

Как будет выглядеть процесс покупки с помощью статического QR-кода:

  1. Покупатель подходит на кассу с товарами, которые желает приобрести. Кассир сообщает их общую стоимость.
  2. Покупатель сканирует QR-код с помощью банковского приложения, вводит необходимую сумму и осуществляет платеж.
  3. После оплаты продавцу приходит оповещение от банка о поступивших на счет средствах.
  • Динамические (одноразовые) – в этом случае необходима индивидуальная генерация кода для каждой новой покупки. В связи с тем, что это более сложная технология, такие QR-коды поддерживают не все банки. Он включает в себя сумму платежа и работоспособен всего несколько секунд. Из плюсов – процесс покупки ускоряется и исключается возможность случайной ошибки или опечатки, так как покупателю не нужно самостоятельно вводить сумму.

Процесс оплаты с помощью динамического QR-кода:

  1. Кассир генерирует QR-код на необходимую сумму.
  2. Покупатель сканирует код и осуществляет платеж.
  3. Продавец получает уведомление о поступившей оплате.

QR-коды такого вида более актуальны крупным торговым организациям, ведь в этом случае нужна высокая скорость обслуживания. Можно настроить автоматическую генерацию нового кода (некоторые банки предлагают интеграцию QR-платежей с ПО кассового оборудования).

  • Пользовательские (одноразовые) – такие QR-коды генерируются через мобильное приложение покупателя и сканируются терминалом в магазине. На данный момент этот вариант еще не поддерживается в СБП.

Чем выгодны QR-платежи?

  • Отсутствие кассового разрыва. В случае оплаты с помощью QR-кода средства поступают на счет предпринимателя в течение нескольких секунд. При платежах через банковскую карту, например, это может занять до 24 часов.
  • Невысокая комиссия. При использовании СБП комиссия с платежа составляет всего 0,4-0,7% – это гораздо выгоднее эквайринга.
  • Экономия на оборудовании. Для осуществления оплаты через QR-код необходим только смартфон с мобильным банкингом.
  • Потенциальный рост продаж. В случае, если покупатель не имеет при себе наличных или банковских карт, оплатить товар он сможет с помощью своего телефона (без которого сегодня практически никто не выходит из дома). Также плюсом является то, что при отмене покупки средства покупателю возвращаются мгновенно.

Какому бизнесу особо актуальны QR-платежи?

  • Салонам красоты
  • Хостелам
  • Продуктовым и вещевым рынкам
  • Небольшим магазинам
  • Службам доставки
  • Такси
  • Парковкам
  • Организациям, которые предоставляют ремонтные работы и так далее

Ограничения QR-платежей

Учитывая нелюбовь населения к наличному расчету и высокий показатель проникновения мобильного банкинга (в среднем по России 51%), платежи по QR-кодам имеют огромный потенциал роста. Но в настоящий момент есть и сдерживающие факторы:

  • Только 7% покупок совершаются с помощью носимых устройств (смартфонов, часов с технологией бесконтактной оплаты). Потребуется время, чтобы у россиян изменились потребительские паттерны.
  • У покупателя должно быть установлено мобильное приложение банка, который подключен к СБП и поддерживает QR-платежи. На данный момент, это 20 банков.
  • Часть россиян с настороженностью относится к этому способу оплаты, потому что известны случаи мошенничества с помощью вредоносных QR-кодов. Возможно, потребуются маркетинговые акции и скидки при QR-оплате, чтобы завоевать доверие клиентов.

Как магазину подключить оплату по QR-коду?

Процесс по шагам:

  1. Выберите банк или платежную систему с поддержкой QR-платежей. Узнайте размер комиссии и стоимость других услуг, связанных с ними.
  2. Откройте расчетный счет в выбранном банке или кошелек в платежной системе.
  3. Скачайте и установите приложение для мобильного банкинга.
  4. Распечатайте и наклейте QR-код на видном месте или демонстрируйте его покупателям на экране мобильного устройства.

Если ваш банк разработал собственный сервис QR-платежей независимо от СБП, выясните, какие у него ограничения. Возможно, вы не сможете получать оплату от пользователей сторонних банков, что уменьшит вашу клиентскую базу.

Комиссия СБП с QR-платежей

Комиссия, которая взимается с суммы QR-платежа, одинакова для статических и динамических QR-кодов. Ее размер зависит только от сферы деятельности предприятия.

Минимальный размер комиссии (0,4%) установлен для следующих сфер:

  • благотворительность;
  • товары повседневного спроса;
  • медицинские и образовательные услуги;
  • оплата ЖКХ, почтовые и транспортные услуги;
  • телекоммуникационные и информационные услуги;
  • страховые услуги;
  • переводы средств на счета брокеров и управляющих компаний инвестиционных фондов.

Во всех прочих случаях комиссия составит 0,7%. Подробнее ознакомиться с тарифами можно на сайте ЦБ России.

«Плати QR» от Сбербанка

После долгого сопротивления Сбербанк присоединился к системе быстрых платежей, но не стал участником платежей по QR-кодам. Вместо этого он развивает собственный сервис оплаты по QR, который не является частью СБП и имеет ряд серьезных отличий:

  • банк удерживает более высокую комиссию с суммы каждого платежа (от 0,6% для социальной сферы и до 1,5% в других отраслях);
  • платить по QR-кодам этого сервиса могут только пользователи «Сбербанк Онлайн» и «Тинькофф»;
  • покупатель может создавать пользовательский QR-код на своем смартфоне.

QR-платежи от Robokassa

Еще одна альтернатива СБП – это QR-оплата через платежный агрегатор Robokassa. Главное преимущество этого метода в том, что клиент может использовать практически любые способы оплаты.

Robokassa автоматически отправляет информацию о платежах в налоговую от имени торгового предприятия, формирует чек и присылает его покупателю. Это значит, что небольшой магазин вполне может работать без онлайн-кассы: не нужно покупать или арендовать контрольно-кассовую технику, платить за обслуживание и ПО.

Чтобы принимать QR-платежи через Robokassa, торговому предприятию необходимо зарегистрироваться и заключить договор с платежным агрегатором. Затем нужно сгенерировать QR-коды – это можно сделать в личном кабинете, либо с помощью бота-помощника в Telegram и VK. Если у предприятия небольшой ассортимент товаров или услуг, QR-коды можно заранее распечатать и разместить на видном месте для удобства оплаты.

Кроме того:

  • не нужны банковские приложения;
  • кэшбек и бонусы по карте;
  • не нужно вводить пин-код;
  • экономия на онлайн-кассе.

Заключение

Безналичная оплата по QR-коду выгодна как потребителям, так и бизнесу. Покупатели получают удобный и быстрый способ оплаты, а предприниматели снижают издержки благодаря низкой комиссии и простоте подключения. Возможно, уже через несколько лет QR-коды станут в России таким же повсеместным явлением, как в Китае – мы будем с их помощью покупать кофе, оплачивать такси и даже перечислять деньги уличным музыкантам. Желаю всем предпринимателям успешного и эффективного внедрения новых инструментов для оптимизации бизнес-процессов!

0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Вован

Вот что за ересь? Кто сказал что принимать оплату на личную карту нелегально? Я отправлял письмо и в налоговую и в Банк России. Мне ответили, что принимать оплату переводом на личную карту физлица легально если пробивается чек на кассовом аппарате.

Ответить
4
Развернуть ветку
Dmitriy Ivanov

Мы в smartvend.ru торговые автоматы подключаем к безналу и QR. Сейчас интегрированы со сбером и с яндекс.кассой. Давайте и к вам клиентов своих будем подключать

Ответить
1
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Для покупателя такая оплата проходит как покупка со стандартным для торговой точки MCC-кодом, или перевод/снятие наличных? Во втором случае может взяться комиссия, да и кэшбека не видать (

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Невский

Так чем для физика оплата по qr-коду удобнее оплаты через какой-нибудь pay (Apple Pay, google pay и тд)?

Ответить
0
Развернуть ветку
Олег Подобулин

Андрей, ApplePay и GooglePay не у всех подключены, а оплата по QR-коду доступна всем.

Ответить
1
Развернуть ветку
Art Kha

такие сложности что бы сгенерировать qr. наверное поэтому еще ни разу не встречал такой способ оплаты.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
С инфоцыганами все ок, и их клиенты не идиоты. И вот почему

Есть расхожее мнение, что инфоцыгане — это мошенники, которые дурят невинных граждан, научить ничему не могут, обещаний своих не выполняют, и гореть бы им в своем высокоэффективном аду. Ах, если бы все было так просто.

Приглашаем автоматизаторов тестирования в команду SberDevices

Салют, на связи команда SberDevices! Объявляем первый в году One Day Offer. На этот раз мы приглашаем автоматизаторов тестирования уровня Middle/Senior, которые специализируются на UI-тестах для девайсов на Android. Также ищем QA-инженеров по тестированию backend’а виртуальных ассистентов Салют. Работа ответственная и масштабная — вас ждут…

Python-разработчик, UX-писатель и Product-менеджер. На кого учатся россияне и сколько тратят на онлайн-образование

Ко Дню студента мы выяснили, как в 2021 году изменился спрос на онлайн-образование по сравнению с 2020 годом. Рассказываем, что изменилось за год, и какие направления онлайн-образования пользуются наибольшей популярностью.

Как попасть в ЧС телефонных спамеров?

Реальная рабочая схема попадания в черный список телефонных спамеров. Сработала против спама от Совкомбанка, Альфа-банка, Дом.ру, Билайна, ремонта оконных рам, расчетных счетов для бизнеса и не только.

Прими участие 1 февраля в бесплатном вебинаре «10 принципов успешной презентации»

1 февраля в 17:00 Бизнес-инкубатор ВШЭ проведет бесплатный онлайн-вебинар «10 принципов успешной презентации».

Исследователи нашли вирус в доработанных модулях «1С» — он украл данные «десятка компаний» Статьи редакции

Программа отправляла информацию о клиентах, платежах и потенциальных договорах на чужую почту.

Mastercard снизит межбанковские комиссии при оплате картой на Wildberries, Aliexpress, Ozon и других маркетплейсах Статьи редакции

Условия начнут действовать с 31 января 2022 года.

Ёлки, столы и другие опыты: как ищет точки роста цех, который строил стенды для выставок, а потом — столы для удалёнки Статьи редакции

Монолог предпринимателя о выходах из ситуации, когда спрос на твои основные продукты резко падает уже во второй раз за два года, а материалы не дешевеют.

Производство Stayhomedesk
Как мы увеличили выручку в пять раз при помощи ИТ-решений

«Ойл Ресурс Групп» была маленькой компанией с ручным трудом и низкой эффективностью.

Мобильное приложение «Топливо» и маркетплейс ОРГ-Маркет

Что такое дизайн в корпоративно-инвестиционном банкинге – на примере приложения Райффайзен Бизнес Плюс

Всем привет, меня зовут Никита Маврин и я продуктовый дизайнер в команде корпоративных цифровых каналов в Райффайзен Банке. Расскажу о том, как мы разрабатывали дизайн первого мобильного банка для руководителей большого бизнеса. А ещё о том, почему дизайнеру классно развиваться в корп-инвест банкинге.

Как работает реферальная программа в Playgendary

30-40% принятых офферов — это рекомендации, которых мы получаем по 200-300 ежемесячно. Рассказываем, как пришли к такому результату.

null