реклама
разместить

Прием оплаты в оффлайн-магазинах через QR-коды – для кого и зачем?

Татьяна Глазачева, CEO платежного сервиса Robokassa

Прием оплаты в оффлайн-магазинах через QR-коды – для кого и зачем?

Сегодня все меньше людей предпочитают пользоваться наличными деньгами, в связи с этим способы безналичной оплаты с каждым годом становятся все популярнее. И это логично, ведь это гораздо удобнее, быстрее и гигиеничнее, последнее сейчас наиболее актуально с учетом сложившейся в мире ситуации с пандемией. Тенденция массового перехода на безналичные платежи прослеживается уже с 2017 года, но именно за последние шесть месяцев 2020 года пандемия ускорила ее в пять раз (с 1,1 п.п. в период с октября 2019-го по март 2020-го до 5,4 п.п.). Несмотря на эти изменения в потребительском поведении, многие небольшие розничные магазины продолжают принимать к оплате только наличные или предлагают покупателям переводить средства на личную карту, что нелегально. Очевидно, что для многих предпринимателей издержки, связанные с приобретением и содержанием необходимого для безналичного расчета оборудования, оказались неподъемными. Для таких случаев есть решение – это СБП (система быстрых платежей), которая позволяет настроить мгновенные безналичные платежи с помощью QR-кодов.

Справка: QR-код (англ. Quick Response Code – «код быстрого отклика») – квадратная оптическая метка, которая распознается с помощью сканирующего устройства или приложения на смартфоне. Считывая такой код, пользователь получает доступ к зашифрованной в нем информации (например, номер телефона, геолокация, адрес веб-страницы, ссылка на загрузку приложения или электронный счет, который можно оплатить с помощью мобильного банкинга).

Какие QR-коды существуют и по какому принципу они работают?

Есть три вида QR-кодов:

  • Статические (многоразовые) – у них нет фиксированной суммы, могут быть использованы неограниченное число раз. Такой код может быть размещен в распечатанном виде около кассы или отображен на экране терминала.

Как будет выглядеть процесс покупки с помощью статического QR-кода:

  1. Покупатель подходит на кассу с товарами, которые желает приобрести. Кассир сообщает их общую стоимость.
  2. Покупатель сканирует QR-код с помощью банковского приложения, вводит необходимую сумму и осуществляет платеж.
  3. После оплаты продавцу приходит оповещение от банка о поступивших на счет средствах.
  • Динамические (одноразовые) – в этом случае необходима индивидуальная генерация кода для каждой новой покупки. В связи с тем, что это более сложная технология, такие QR-коды поддерживают не все банки. Он включает в себя сумму платежа и работоспособен всего несколько секунд. Из плюсов – процесс покупки ускоряется и исключается возможность случайной ошибки или опечатки, так как покупателю не нужно самостоятельно вводить сумму.

Процесс оплаты с помощью динамического QR-кода:

  1. Кассир генерирует QR-код на необходимую сумму.
  2. Покупатель сканирует код и осуществляет платеж.
  3. Продавец получает уведомление о поступившей оплате.

QR-коды такого вида более актуальны крупным торговым организациям, ведь в этом случае нужна высокая скорость обслуживания. Можно настроить автоматическую генерацию нового кода (некоторые банки предлагают интеграцию QR-платежей с ПО кассового оборудования).

  • Пользовательские (одноразовые) – такие QR-коды генерируются через мобильное приложение покупателя и сканируются терминалом в магазине. На данный момент этот вариант еще не поддерживается в СБП.

Чем выгодны QR-платежи?

  • Отсутствие кассового разрыва. В случае оплаты с помощью QR-кода средства поступают на счет предпринимателя в течение нескольких секунд. При платежах через банковскую карту, например, это может занять до 24 часов.
  • Невысокая комиссия. При использовании СБП комиссия с платежа составляет всего 0,4-0,7% – это гораздо выгоднее эквайринга.
  • Экономия на оборудовании. Для осуществления оплаты через QR-код необходим только смартфон с мобильным банкингом.
  • Потенциальный рост продаж. В случае, если покупатель не имеет при себе наличных или банковских карт, оплатить товар он сможет с помощью своего телефона (без которого сегодня практически никто не выходит из дома). Также плюсом является то, что при отмене покупки средства покупателю возвращаются мгновенно.

Какому бизнесу особо актуальны QR-платежи?

  • Салонам красоты
  • Хостелам
  • Продуктовым и вещевым рынкам
  • Небольшим магазинам
  • Службам доставки
  • Такси
  • Парковкам
  • Организациям, которые предоставляют ремонтные работы и так далее

Ограничения QR-платежей

Учитывая нелюбовь населения к наличному расчету и высокий показатель проникновения мобильного банкинга (в среднем по России 51%), платежи по QR-кодам имеют огромный потенциал роста. Но в настоящий момент есть и сдерживающие факторы:

  • Только 7% покупок совершаются с помощью носимых устройств (смартфонов, часов с технологией бесконтактной оплаты). Потребуется время, чтобы у россиян изменились потребительские паттерны.
  • У покупателя должно быть установлено мобильное приложение банка, который подключен к СБП и поддерживает QR-платежи. На данный момент, это 20 банков.
  • Часть россиян с настороженностью относится к этому способу оплаты, потому что известны случаи мошенничества с помощью вредоносных QR-кодов. Возможно, потребуются маркетинговые акции и скидки при QR-оплате, чтобы завоевать доверие клиентов.

Как магазину подключить оплату по QR-коду?

Процесс по шагам:

  1. Выберите банк или платежную систему с поддержкой QR-платежей. Узнайте размер комиссии и стоимость других услуг, связанных с ними.
  2. Откройте расчетный счет в выбранном банке или кошелек в платежной системе.
  3. Скачайте и установите приложение для мобильного банкинга.
  4. Распечатайте и наклейте QR-код на видном месте или демонстрируйте его покупателям на экране мобильного устройства.

Если ваш банк разработал собственный сервис QR-платежей независимо от СБП, выясните, какие у него ограничения. Возможно, вы не сможете получать оплату от пользователей сторонних банков, что уменьшит вашу клиентскую базу.

Комиссия СБП с QR-платежей

Комиссия, которая взимается с суммы QR-платежа, одинакова для статических и динамических QR-кодов. Ее размер зависит только от сферы деятельности предприятия.

Минимальный размер комиссии (0,4%) установлен для следующих сфер:

  • благотворительность;
  • товары повседневного спроса;
  • медицинские и образовательные услуги;
  • оплата ЖКХ, почтовые и транспортные услуги;
  • телекоммуникационные и информационные услуги;
  • страховые услуги;
  • переводы средств на счета брокеров и управляющих компаний инвестиционных фондов.

Во всех прочих случаях комиссия составит 0,7%. Подробнее ознакомиться с тарифами можно на сайте ЦБ России.

«Плати QR» от Сбербанка

После долгого сопротивления Сбербанк присоединился к системе быстрых платежей, но не стал участником платежей по QR-кодам. Вместо этого он развивает собственный сервис оплаты по QR, который не является частью СБП и имеет ряд серьезных отличий:

  • банк удерживает более высокую комиссию с суммы каждого платежа (от 0,6% для социальной сферы и до 1,5% в других отраслях);
  • платить по QR-кодам этого сервиса могут только пользователи «Сбербанк Онлайн» и «Тинькофф»;
  • покупатель может создавать пользовательский QR-код на своем смартфоне.

QR-платежи от Robokassa

Еще одна альтернатива СБП – это QR-оплата через платежный агрегатор Robokassa. Главное преимущество этого метода в том, что клиент может использовать практически любые способы оплаты.

Robokassa автоматически отправляет информацию о платежах в налоговую от имени торгового предприятия, формирует чек и присылает его покупателю. Это значит, что небольшой магазин вполне может работать без онлайн-кассы: не нужно покупать или арендовать контрольно-кассовую технику, платить за обслуживание и ПО.

Чтобы принимать QR-платежи через Robokassa, торговому предприятию необходимо зарегистрироваться и заключить договор с платежным агрегатором. Затем нужно сгенерировать QR-коды – это можно сделать в личном кабинете, либо с помощью бота-помощника в Telegram и VK. Если у предприятия небольшой ассортимент товаров или услуг, QR-коды можно заранее распечатать и разместить на видном месте для удобства оплаты.

Кроме того:

  • не нужны банковские приложения;
  • кэшбек и бонусы по карте;
  • не нужно вводить пин-код;
  • экономия на онлайн-кассе.

Заключение

Безналичная оплата по QR-коду выгодна как потребителям, так и бизнесу. Покупатели получают удобный и быстрый способ оплаты, а предприниматели снижают издержки благодаря низкой комиссии и простоте подключения. Возможно, уже через несколько лет QR-коды станут в России таким же повсеместным явлением, как в Китае – мы будем с их помощью покупать кофе, оплачивать такси и даже перечислять деньги уличным музыкантам. Желаю всем предпринимателям успешного и эффективного внедрения новых инструментов для оптимизации бизнес-процессов!

44 показа
11K11K открытий
11 репост
реклама
разместить